Использование технологии бумагопластики в работе с детьми с ОВЗ по автоматизации нарушенных звуков
Использование технологии бумагопластики
в работе с детьми с ОВЗ по автоматизации нарушенных звуков
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 79 п. 3 отмечается, что «под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания».
Исходя из этого, метод «интеграции образовательных областей» является наиболее эффективным, коррекционно обоснованным для данной категории обучающихся. Данный метод хорошо зарекомендовал себя на всех ступенях образования.
Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, младшие школьники знакомятся с материалами (бумага, картон и т.д.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети осваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, линейка, ножницы). Овладение этими действиями и способствует их умственному развитию. Кроме того, в творчестве у детей развивается и речь. Используются такие слова, как
«лицевая», «изнаночная» сторона бумаги, называние геометрических фигур, слова «прочертить», «полоски» и т.д. Дети с общим недоразвитием речи закрепляют понятия цветовых обозначений, местоположения на листе бумаги (левый верхний угол, правый верхний угол, центр листа, левый нижний угол, правый нижний угол). Оречевление своих действий при изготовлении поделки способствует: грамматически правильному построению фразы; координированию своих действий; развитию критичности и самоконтроля при выполнении продуктов деятельности (поделки, коллажей и др.);
В практической деятельности, наряду с использованием традиционных приёмов в автоматизации сформированного у детей правильного произношения звуков, я часто использую нестандартные. К таким относятся: интеграция художественного творчества и развитие речевых способностей. Данный вид работы является инновационным, интегративным, творческим.
Интегративный подход в обучении включает в себя совокупность, «переплетение» различных методов и приёмов, затрагивающих в своём обучении коррекцию как можно большего количества анализаторов, подразумевающую эффективность, целеполагание, ускоренность процессов коррекционно-развивающего обучения.
Ведущим видом деятельности является игровая. Игра используется и в учебной, продуктивной видах деятельности. При этом направленность игровой деятельности носит эстетический и коррекционно-развивающий характер. В деятельности затрагивается такая терминология, как «планирование», «конечный продукт деятельности», «пошаговое исполнение», способствующая у детей развитию целеполагания, способности к поэтапному выполнению действий, развитию речи
и самоконтроля.
Мной были разработаны игры на основе технологии бумагопластики, позволяющие решать все перечисленные задачи.
Дидактическая игра «Плетёный коврик».
Логопедическая тема: автоматизация звука [л] в словах.
Задачи:
закрепление правильного произношения звука «л» в словах;
коррекция недоразвития моторики пальцев рук посредством
работы с карандашом и ножницами;
обучение детей количественному счёту в пределах 10;
развитие зрительного восприятия и внимания;
совершенствование грамматического строя речи.
Материалы: ножницы, бумага двух цветов, в названии которой есть звук [л] (белая, голубая), шаблон полоски, простой карандаш.
Ход игры:
Ребёнку нужно прикладывать шаблон полоски к бумаге, обводить простым карандашом, чтобы в итоге получилось 10 полосок. Во время работы ребёнок проговаривает: «У меня будет одна белая полоска, две белых полоски, три белых полоски и т.д.» Аналогично выполняется с голубой бумагой. Потом ребёнок берёт в руки ножницы и отрезает по начерченным линиям, проговаривая: «Одна белая полоска, две белых полоски и т.д.» Следующим этапом является плетение коврика из поло- сок с оречевлением своих действий: «Чтобы коврик был красивый, полоски нужно чередовать: сначала положить белую полоску, потом голубую» и т.д. Потом происходит плетение, т.е. «продевание» полоски через одну. В итоге должен получиться плетёный бумажный коврик.
Главное в игре: ребёнок чередует полоски двух цветов и оречевляет свои действия: «Беру полоску белого цвета, «иголочка» шьёт. Беру полоску голубого цвета, «иголочка» шьёт». Таким образом, трудоёмкий процесс автоматизации звука [л] отрабатывается легко, и ребёнок изготавливает продукт своей деятельности.
Дидактическая игра «Солнышко».
Логопедическая тема: автоматизация звука [л] в словах.
Задачи – те же.
Материалы: ножницы, лист жёлтой бумаги, шаблон полоски, шаблон круга, простой карандаш, клей-карандаш.
Ход игры:
Ребёнку нужно изготовить солнышко. Берётся круг прикладывается к бумаге, обводится по контуру. Ребёнок говорит: «Я начертил солнышко». Затем другой лист бумаги, шаблон полоски. Ребёнок прикладывает полоску, прочерчивает и оречевляет: «Один солнечный лучик, два солнечных лучика, три солнечных лучика и т.д.» Теперь нужно взять ножницы и вырезать круг и полоски, оречевляя свои действия: «Я вырезал солнышко. Теперь я вырезал один солнечный лучик, два солнечных лучика, три солнечных лучика и т.д.». После этого лучики приклеиваются к солнышку: «Я приклеил один солнечный лучик, два солнечных лучика, три солнечных лучика и т.д.».
Таким образом, трудоёмкий процесс автоматизации правильного произношения звука [л] отрабатывается легко, и ребёнок изготавливает продукт своей деятельности.
Дидактическая игра «Ёжик»
Логопедическая тема: автоматизация звука [л] в словах.
Задачи – те же.
Материалы: ножницы, контур основания «ёжика» из картона (без иголок), шаблон полоски, простой карандаш, клей-карандаш.
Ход игры:
Ребёнку нужно изготовить ёжика, и прикрепить к его туловищу иголки из полосок бумаги. Технология работы как в предыдущих играх.
Отличие заключается в том, что ёжику вырезаются иголки, поэтому полоски не очень широкие и их больше (до 15). Ребёнок проговаривает:
«Одна иголка, две иголки и т.д.» В заключении проговаривается чистоговорка: «Ла - ла - ла – много иголок у ежа».
Таким образом, использование технологии бумагопластики в коррекционно-развивающей работе по автоматизации у детей правильного произношения звуков позволит не только решить основную задачу в интересной для детей деятельности, но и изготовить продукт этой деятельности. Аналогично можно продумать содержание других игр, способствующих эффективности логопедической работы по коррекции у детей нарушений произносительной стороны речи.