Методическое пособие «Использование элементов арт-технологий на уроках труда как современный подход к организации обучения детей с интеллектуальными нарушениями»
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Курская школа для детей ограниченными возможностями здоровья»
Использование элементов арт-терапевтических технологий на уроках профессионально-трудового обучения по специализации «швейное дело» как современный подход к организации трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
(из опыта работы)
Автор-составитель:
учитель трудового обучения
высшей квалификационной категории
Гончарова Елена Гаврииловна
КУРСК - 2020
Основная цель работы-это использование эффективных способов обучения и развития детей с интеллектуальными нарушениями, внедрение в доступной привлекательной форме средств арт-терапии на уроках профессионально-трудового обучения, направленных на положительную динамику в обучении и воспитании детей с ОВЗ, способных значительно оптимизировать развитие ребёнка и помочь свободно войти в социум.
Материал подобран в соответствии с возрастными способностями обучающихся и особенностями их психофизического развития.
Введение
В последние годы в России, как и во всем современном мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Притом, наиболее многочисленная категория таких детей – это дети с интеллектуальными нарушениями.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлен на организацию специальной образовательной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями и выдвигает образовательные потребности, которые необходимо обеспечивать в сфере образования детей с интеллектуальными нарушениями:
«…особым педагогическим подходом и специальными методами». [13]
В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья коррекционная педагогика вынуждена искать все более эффективные способы обучения и развития детей с интеллектуальными нарушениями, начиная с самого раннего возраста. Мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и заботиться о своём здоровье, и безболезненно войти в современный социум.
Сегодня в мире в процессе работы с «особыми» детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании, на мой взгляд, является арт-терапия.
Арт-терапия для детей – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.
Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, негативные эмоции преобразуются в позитивные. Использование в учебном процессе элементов арт-терапевтических технологий придает сил, уверенности детям, может помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование творчества на уроках профессионально-трудового обучения оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме.
Цель применения элементов арт-терапевтических технологий – гармонизация развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через развитие способности самовыражения и самопознания.
Контингент нашей школы составляют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения интеллекта. Я работаю с категорией детей, имеющих нарушение интеллекта и сложный дефект.
Мой опыт работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что:
использование элементов арт-терапевтических технологий на уроках профессионально-трудового обучения по специализации «швейное дело» даёт возможность реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений и навыков в разных видах деятельности;
использование элементов арт-терапевтических технологий в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями повышает их мотивацию в обучении, в воспитании, способную значительно оптимизировать развитие ребёнка;
с помощью элементов арт-терапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность.
Актуальность темы обусловлена в синтезировании наиболее эффективных арт-терапевтических техник в рамках деятельности по развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, использование средств элементов арт-терапевтических технологий в работе с особыми детьми в доступной привлекательной форме на уроках профессионально-трудового обучения.
Арт-терапевтические технологии в общеобразовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
(интеллектуальными нарушениями)
В системе образовании современной России одной из основных тенденций является увеличение процента детей с тяжелыми комплексными нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспитания. Развитие такого ребенка происходит особым образом. И подход к обучению и воспитанию таких «особых» детей также должен быть особым, нетрадиционным, адаптированным под индивидуальные образовательные запросы каждого ребенка, обусловленным характером нарушений их физического и психического развития.
Исходя из своего опыта, на сегодняшний день, считаю основным условием развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья - использование гибких форм работы. Одной из таких форм является арт-терапия.
Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. [1] Термин этот был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом.
«Искусство – это время и пространство, в котором живёт красота человеческой души.
Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу»
В.А. Сухомлинский
Главная цель арт-терапии — гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния. Поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами творческой деятельности можно корректировать стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно социализировать.
Существует несколько показателей для проведения детской арт-терапии:
упрямство;
агрессия;
страхи;
тики,
заикание,
навязчивости.;
частая смена настроения;
задержки речевого и психического развития;
возбудимость или апатичность;
застенчивости и неуверенности в себе;
гиперактивность.
При проведении арт-терапии с детьми с особыми образовательными потребностями необходимо соблюдать основные принципы психокоррекционной работы:
принцип единства коррекции и развития;
принцип единства диагностики и коррекции развития;
принцип взаимосвязи коррекции и компенсации;
принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития;
принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия;
принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода;
принцип оптимистического подхода.
Практика применения арт-терапии при работе с детьми с нарушенным интеллектом показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с задержкой психического развития (Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева), при ДЦП (Г.В. Кузнецова), умственной отсталости (О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков.О.В. Боровик).
Необходимо отметить из своего опыта работы следующее, что эффективность применения средств арт-терапии в работе с умственно отсталыми детьми обусловлена рядом важных факторов: среди арт-терапевтических занятий значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы; развитие мелкой моторики пальцев рук в процессе использования элементов арт-терапевтических технологий на уроках способствует коррекции интеллектуального и речевого развития детей с нарушениями интеллекта; коррекционные возможности арт-терапевтических технологий так же состоят в предоставлении ребенку возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания.
Арт-терапия - многогранная, увлекательная, разнообразная, самая приятная терапия для души и тела. Она выполняет такие функции как:
нормализует психическое состояние;
удовлетворяет творческие потребности;
успокаивает нервную систему;
освобождает от негативных состояний и т.д.
Применение арт-терапевтических технологий у школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) позволяет решить большой спектр задач. В арт-терапии существует множество различных методов, которые положительно воздействуют на состояние ребенка. В их основе находятся различные виды арт-терапии, связанные с творческой деятельностью и успешно практикуемых мною элементы арт-терапевтических технологий на уроках профессионально-трудового обучения по специализации «швейное дело», а также на факультативных и кружковых занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями):
изотерапия,
музыкотерапия,
сказкотерапия,
игротерапия.
Одной из основных и самых эффективных методик арт-терапии в моем педагогическом опыте работы со школьниками, имеющих интеллектуальные нарушения, является изотерапия.
«Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка»
В.А. Сухомлинский
Изотерапия – это терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время и для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. Изотерапию можно назвать фундаментом арт-терапии, это самый распространённый вид терапии искусствами. Также изотерапия способствуют развитию критичности детей с ограниченными возможностями, укреплению навыков их самоконтроля и повышению самооценки. С помощью арт-терапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность.
Рисунки детей с интеллектуальной недостаточностью отличаются схематичностью изображения, повторяемостью элементов и скученностью их на плоскости листа, частое отсутствие существенных признаков, «зацикливание» в использовании цвета (чаще всего при возможности выбора из большого количества цветов они выбирают один, реже два цвета). Техника рисования также весьма примитивна. Дети не умеют или не могут длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм. Поэтому для развития уверенности в себе, повышении самооценки, стимулировании творческого самовыражения, раскрытия своего «Я» на уроках профессионально-трудового обучения использую наиболее популярный вид арт - терапии – изотерапия, а точнее элементы арт-терапии.
Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
Музыкотерапия — это исцеление музыкой. В ХХ веке стала невероятно популярной во многих странах. Сегодня музыкотерапию подразделяют на 2 вида воздействия: физиологическое и психологическое. В первом случае определенные участки мозга начинают активно работать, в связи с воздействием музыки и ритма на мозговые структуры. Во втором случае — мелодия способна вызывать положительные эмоции, приятные воспоминания, ассоциации, которые наилучшим образом влияют на улучшение настроения. Музыкотерапия – метод арт-терапии, использующий музыку в качестве средства коррекции.
Можно выделить следующие основные направления коррекционного действия музыкотерапии:
эмоциональное активирование;
развитие коммуникативных функций и способностей, навыков межличностного общения;
регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
развитие эстетических потребностей.
Одним из нетрадиционных подходов в обучении и воспитании «особых» детей является применение сказкотерапии, как элемент сопровождения основного образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку, а тем более ребенку с интеллектуальными нарушениями.
В. Даль считал, что “...сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства…”
Сказкотерапия – самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и вместе с тем один из самых молодых методов в современной научной практике:
сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;
сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность;
сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций.
Сказкотерапия - означает "лечение сказкой". Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить его профессиональные задачи.
Метод сказкотерапии в занятиях с «особыми» детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Следует отметить, что использование элементов сказкотерапии в коррекционном образовательном учреждении занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают новый материал, налаживают дружеские отношения, нормы поведения, которые показывают главные герои сказок. Этот метод особенно эффективен в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, так как позволяет ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть с помощью учителя пути их решения.
«Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока»
Ш. А. Амонашвили
Согласно возрастной периодизации Л.С. Выготского, ведущей деятельностью умственно отсталых детей школьного возраста является игра: именно в ней формируются все важнейшие новообразования детей данной возрастной категории, через игру решаются задачи психического развития любого ребенка, в том числе и «особого».
Игротерапия - один из наиболее эффективных средств коррекции. Это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.
Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. При поступлении в школу для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) некоторые из учащихся с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. В играх такие дети раскрываются, учатся поведению в коллективе (умение действовать сообща, умения ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).
А. К. Аксенова считала, что: «Мыслительные операции, которые осуществляются умственно отсталыми учениками, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для учеников либо утомительной, либо совсем недоступной». Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями.
Коррекция мыслительной деятельности учащихся на уроках профессионально-трудового обучения играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития и реализуется различными формами и методами. Главными психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление.
Очевидно, что процесс обучения в первую очередь зависит от психических качеств обучаемого, поэтому в практике своей работы я стараюсь непрерывно совершенствовать приёмы активизации и привлечения внимания к изучаемому материалу.
Из опыта работы с «особыми» детьми хочу отметить, что использование на уроках профессионально-трудового обучения элементов игровых технологий оказывает большое влияние на формирование целостного восприятия учащимися изучаемого материала, способствует развитию памяти, речи, тактильно-двигательному восприятию, пониманию теории через игровую деятельность. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянство действий в одном направлении, развивают самостоятельность.
Дидактические игры являются разновидностью игр с правилами, специально создаваемых педагогами в целях обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающие влияние игровой деятельности. Необходимость создания дидактических игр как средства обучения и воспитания детей определяется рядом причин:
Дидактические игры способствуют позитивному настрою на учебную деятельность во время игры, активизируют трудовую деятельность на выполнение практических работ, способных развивать память, внимание, мышление, делать выводы и обобщения.
Дидактические игры позволяют организовывать на уроке индивидуальную работу, учитывая умственные и психические возможности школьников и максимально развивать способности каждого ребенка.
Дидактические игры оказывают положительное влияние на воспитание нравственности, трудовое воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание.
Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества.
Использование элементов арт-терапевтических технологий на уроках профессионально-трудового обучения по специализации «швейное дело» с обучающимися с интеллектуальными нарушениями
Использование творчества и элементов арт-терапевтических технологий в учебном процессе на уроках профессионально-трудового обучения по специализации «швейное дело» с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) позволяет успешно развивать образное, творческое мышление, формировать целенаправленность деятельности, развивать внимание, воображение, речь, мелкую моторику, творческие задатки, расширять кругозор, повышать мотивацию к обучению в подготовке «особых» детей к жизни и труду. В своей работе я практикую следующие элементы арт-терапевтических технологий:
Изотерапия
Выдающийся педагог В. Л. Сухомлинский в своих работах писал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев». [12]
Во всем мире самым эффективным методом в арт-терапии называют изотерапию.
Изотерапия – это терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время и для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в практике коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья изотерапия стала одной из наиболее распространенных технологий. Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень популярно и доступно многим. Также изотерапия способствуют развитию критичности детей с ограниченными возможностями, укреплению навыков их самоконтроля и повышению самооценки.
Из опыта своей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) могу отметить, что рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.
На уроках профессионально-трудового обучения по специализации «швейное дело» в швейных мастерских школы с 5-го по 9-й классы широко использую элементы изотерапии на следующих этапах урока:
знакомства учащихся с пошивом нового изделия (рисование изделий),
изучения отдельных деталей изделия (рисование деталей изделия),
знакомства с различными видами отделки изделия (рисование отделок изделия),
во время выполнения заданий по нанесению контурных срезов, контрольных линий деталей выкройки,
в процессе моделирования рукавов, воротников, кокеток,
при изучении машинных швов (рисование машинных швов),
изучения устройства машинной иглы (рисование машиной иглы),
выполнения схем последовательности заправки верхней нити швейной машины и т.д.
Перед пошивом любого изделия учащиеся сначала рисуют изделие или срисовывают его в альбом (тетрадь), затем раскрашивают карандашами, фломастерами, мелками, могут красками, кому как нравится. Дети с интеллектуальной недостаточностью в силу своих особенностей не все могут хорошо рисовать или срисовывать, поэтому для таких детей использую шаблоны, раскраски изделий или отдельных элементов изделия. Данные упражнения помогают обучающимся развивать мелкую моторику, внимание, воображение, графические навыки и навыки самостоятельности. На уроках профессионально-трудового обучения использую следующий материал:
Фрагмент № 1
Методика:
учащимся сильного звена предлагается (Приложение 1):
- нарисовать фартук на поясе и раскрасить его,
- подписать детали фартука;
2) учащимся слабого звена предлагается (Приложение 2):
- выполнить раскраску фартука на поясе или обвести шаблон фартука и раскрасить его,
- подписать детали фартука или выбрать готовые названия деталей фартука и подписать их, пользуясь карточкой-подсказкой.
Фрагмент № 2
Методика:
учащимся сильного звена предлагается (Приложение 3):
- дорисовать детали выкройки изделия и раскрасить (например: сорочки с круглым вырезом или фартука с нагрудником),
- подписать названия срезов и деталей выкройки;
учащимся слабого звена предлагается (Приложение 4):
- выполнить раскраску сорочки с круглым вырезом или фартука с нагрудником или обвести шаблон и раскрасить,
- подписать названия срезов и деталей выкройки сорочки или фартука с нагрудником, пользуясь карточкой-подсказкой.
Фрагмент № 3
Методика:
1) учащимся сильного звена предлагается (Приложение 5):
- нарисовать или срисовать машинную иглу и подписать части иглы,
2) учащимся слабого звена предлагается (Приложение 6):
- обвести шаблон иглы или выполнить раскраску и подписать части иглы или списать названия частей машинной иглы, пользуясь карточкой-подсказкой;
- в готовую картинку вписать цифры с названием частей машинной иглы, пользуясь карточкой-подсказкой (Приложение 7).
Фрагмент № 4
Методика:
1) учащимся основной группы предлагается (Приложение 8):
- нарисовать или срисовать платье из учебника или из журнала мод и раскрасить платье,
- подобрать фасон рукава для платья, нарисовать его и раскрасить,
- подписать вид рукава
2) учащимся слабого звена предлагается (Приложение 9):
- обвести шаблон или выполнить раскраску платья;
- выбрать фасон рукава для платья на картинке-подсказке и раскрасить, выбранный рукав, подписать название рукава
В ходе практической работы особое внимание учеников обращаю на цвета, которые они выбирают для своего рисунка (при выборе цвета ткани для пошива изделия), какие цвета совмещают, комбинируют, какие цвета используют для отделки изделия, какого цвета рисуют фурнитуру, где и какие конструктивные линии наносят в данную модель в соответствии с цветом подобранной ткани, с фигурой человека, с назначением выбранного фасона одежды. Большое значение для изотерапии имеет значение как часто ребенок использует цвет, какие его оттенки выбирает, как их комбинирует, как их сочетает.
Рисование на уроках помогает созданию положительной мотивации, снять напряжение, приглушить агрессию, создать ситуацию успеха, развивать познавательную активность детей к урокам трудового обучения, к профессиям швейного производства, а также воспитывает чувство доброго, прекрасного, взаимоуважения, взаимопомощи, дружеские отношения в коллективе, помогает детям с интеллектуальными нарушениями успешно войти в современный социум через арт-технологии. Элементы изотерапии на уроках профессионально-трудового обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья имеют огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Наблюдая за детьми, я сделала вывод, что использование элементов изотерапии на уроках профессионально-трудового обучения помогает детям с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями):
давать более развернутые ответы;
замкнутым и стеснительным детям преодолеть свою неуверенность;
делать выводы и оценивать чужие работы, находить в них положительные стороны;
привить любовь к окружающим и их труду;
улучшить взаимодействие детей друг с другом;
воспитывать толерантность;
корректировать цветовое восприятие и т.д.
Такой подход даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами - речевыми трудностями, нарушениями слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднён. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами. И еще хотелось бы добавить, что в использовании элементов изотерапии очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с окружающим миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.
Можно задействовать сразу несколько арт-направлений, например, дети рисуют под музыку. Рисование под музыку даёт хороший результат: с изменением психофизического состояния ребенка, в лучшую сторону меняется и цветовая гамма – от тёмных цветов от «зоны мрака» к светлым, ярким, от резких линий к плавным, последовательным.
Музыкотерапия
Музыкотерапия – метод арт-терапии, использующий музыку в качестве средства коррекции.
Учитывая психофизические особенности учеников, регулярно в своей коррекционной работе использую элементы музыкотерапии, применяя различные виды музыкальной деятельности: слушание, музыкально-ритмические движения, рисование под музыку, выполнение практической работы под музыку и т.д. Музыкальные произведения выдающихся классиков П. И. Чайковского, Г.В. Свиридова, Ф. Шопена, М. И. Глинки и др. помогает мне учить детей слушать, понимать чувства, радоваться, сопереживать, заряжаться положительными эмоциями.
Элементы музыкотерапии в своей работе с «особыми» детьми в образовательном процессе на уроках профессионально-трудового обучения использую на следующих этапах занятий:
во время выполнения учащимися практических работ,
в ходе работ, связанных с рисованием,
во время демонстрации презентаций,
в процессе проведения дидактических игр,
во время физкультминуток, динамических пауз,
в ходе проведения пальчиковой гимнастики,
при выполнении дыхательных упражнений,
во время рассказа сказок и историй.
Как учитель и как классный руководитель на разных этапах урока, внеклассных мероприятий, классного часа, мастер-класса, спортивных мероприятий выделяю время музыкальной релаксации. Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребёнка, на приобретение навыков расслабления. При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребёнка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Музыку для рисования и выполнения практических заданий на уроках профессионально-трудового обучения, подбираю и использую мелодичную, спокойную, расслабляющую, а для выполнения физических упражнений во время физкультминуток, для занятий с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью энергичную. Дети могут во время звучания подпевать песни, двигаться и показывать жестами и мимикой все, о чем поется, желающие могут танцевать.
Во время урока использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро - эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные. Произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка выдающегося композитора П.И. Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка замечательного композитора Баха дарит чувство покоя, возвышает.
Опыт моей работы с детьми с интеллектуальными нарушениями показывает, что музыка у таких детей регулирует психоэмоциональное состояние:
улучшает настроение, самочувствие;
уменьшает агрессивность;
снимает напряжение;
уменьшает раздражительность, плаксивость.
Таким образом развиваются коммуникативные и творческие навыки, способности адекватно реагировать на события в социуме.
Музыкотерапия – это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Работая с музыкой надо все время помнить, что музыка воздействует на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания.
Музыка использовалась, и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых методологических системах. Музыка может сопровождать любой психологический процесс, а может воздействовать сама по себе, как лекарство.
3) Сказкотерапия
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы. Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых» детей. Эмоциональный фон, который создаю при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на моём лице - на лице учителя – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
Эмоции «особых» детей» неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому перед рассказыванием сказки создаю положительный эмоциональный настрой, успокаиваю детей, ввожу их в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное. При помощи сказкотерапии эффективно развиваются способности школьников на уроках профессионально-трудового обучения. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх, сказка может помочь ребенку в развитии речи, памяти, внимания, фантазии и воображения.
Начиная с 5 -го класса на уроках профессионально-трудового обучения школьницы знакомятся с инструментами и приспособлениями для швейных работ. В ходе моей работы с детьми с нарушением интеллекта, среди учениц встречаются девочки, у которых присутствует страх работать инструментами, например, иглой, ножницами. Они боятся работать иглой, бояться брать её в руки, так как можно уколоть палец, получить боль. Подсознание о получении боли от укола иглой вызывает у ребенка страх. Боязнь работы ножницами, тоже может вызывать страх, повышение эмоционального настроя у ребенка, что приводит к замедлению учебного процесса.
Знакомство со швейной машиной и работа на ней тоже может вызывать панический страх, это не желание работать за машиной, не желание учиться шить на швейной машине и даже подходить к ней. И, здесь на помощь приходит сказка – сказкотерапия.
Сказки на уроках с «особыми» детьми чётко ориентированы на решение определённой проблемы или избавление от конкретного страха. С помощью сказкотерапии можно решать и многоплановые проблемы воздействия на личность обучающихся.
Хорошо зарекомендовала себя сказкотерапия, т.е. использование элементов сказкотерапии в 5-м классе, когда дети начинают знакомиться с основами швейного дела: с инструментами и приспособлениями для швейных работ и приемами работы с ними (Приложение 10); с оборудованием - швейной машиной, с приёмами и правилами безопасной работы на ней; с электрическим утюгом и правилами безопасной работы утюгом. В основе сказкотерапии на уроках профессионально-трудового обучения лежат особые сказки или сказки-рассказы. Это могут быть и исторические рассказы об инструментах и приспособлениях, оборудовании, тканях и волокнах, разных видах отделки одежды и деталях одежды и т.д. (Список сказок - Приложение 11)
Могут быть и удивительные истории о судьбах вещей с различным смыслом, целенаправленные, разработанные под каждый конкретный случай. Например, работа определенным новым инструментом или приспособлением для швейных работ, работа на швейной машине, утюгом (5 класс), знакомство с различными тканями (6 класс), изучение свойств новой современной ткани (8 класс), знакомство с новым изделием или видом отделки одежды (7 класс), при изучении и назначении швейных машин в швейном производстве (9 класс) и т.д. (Список удивительных историй вещей - Приложение 12 )
Основной целью использования элементов сказкотерапии на уроках профессионально-трудового обучения является:
снятие эмоционального напряжения;
создание игровой доверительной атмосферы в классе;
установление межличностных контактов между детьми;
формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
развитие мышления и воображения;
развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;
развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Опыт работы и анализ длительных наблюдений привели меня к выводу, что сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх. Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать.
«Особые» дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний. А сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту, пробуждает в детях любовь к чтению, развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д. [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что применение элементов сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Так как данный метод позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству.
4) Игротерапия
«Игры служат прекрасным средством практического
применения и использования школьных знаний.
Более удобного способа трудно придумать»
В.П.Кащенко [7]
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках профессионально-трудового обучения.
Игровая технология – метод коррекции посредством игры.
В этом разделе я предлагаю приёмы работы по использованию элементов игротерапии как естественного для ребенка занятия - игры - как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности.
Из опыта работы с «особыми» детьми хочу отметить, что игротерапия является одним из основных средств реабилитации детей-инвалидов, через игротерапию осуществляется интенсивная эмоциональная регуляция психологического самочувствия и общения, снятия проблем, неврозов, замкнутости.
Игровые технологии я использую в основном в 5-6-х классах, так как, пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, новые учителя, новые предметы, новые программы. Главная задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с новым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю профессионально-трудового обучения приходится решать такую задачу почти каждый день. Уроки швейного дела приходится продумывать и делать такими, чтобы для детей они были не скучными и обыденными, а радостными и интересными.
Знакомя девочек в 8-9 классах с работой современной индустрии лёгкой промышленности и с работой современных ателье или модных салонов одежды, провожу с ними игры. Например, девочки в ателье выступают в роли заказчиц, в роли работников ателье, это приемщица заказов, модельер-консультант, закройщик, швея. Каждая девочка может попробовать себя в любой роли. Игры, связанные с профессиональной направленностью, позволяют более глубже решать вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, тем самым сглаживая процесс перехода в социум. Конечно же, в старших классах для подготовки такого урока требуется много затрат и времени. Но это оправдывается результативностью урока. Начиная с 7-го класса играем с бумажными куклами, одевая их в бумажные одежды, когда необходимо подобрать одежду по цвету, по назначению, определить силуэт в одежде в соответствии с фигурой человека, подобрать ткань по расцветке, отделку и т.д.
Приведу примеры игр, используемых мною на уроках профессионально-трудового обучения по специализации «швейное дело».
Фрагмент № 5
Игра «Сложи картинку» (пазлы).
Методика: учащимся предлагаются разрезанные картинки с рисунками изделий или инструментов.
Ученицам надо собрать перемешанные части картинки, назвать изделие на собранной картинке и дать его описание или назвать инструмент на картинке и рассказать о его назначении, рассказать о правилах безопасной работы данным инструментом.
Фрагмент № 6
Игра «Волшебный мешочек».
Методика: учащимся предлагается мешочек, в котором лежат предметы, например: инструменты и приспособления для швейных работ.
1 вариант: ученицам надо на ощупь определить и назвать инструмент или приспособление, которое лежит в мешочке и после этого показывает предмет. Девочки отмечают правильно ли их одноклассница назвала предмет.
2. вариант: обучающейся предлагается найти среди предметов в «Волшебном мешочке» заданный предмет (например: найти наперсток, найти сантиметровую ленту (свернутую в коробочке)).
3. вариант: учитель, опустив руку в мешочек и нащупав один из предметов, рассказывает о нем. Описанный предмет достается, если дети узнают его по описанию.
Фрагмент № 7
Игра «Одень Машу» (бумажная кукла).
Методика: учащимся предлагается комплект одежды и разные задания, в соответствии с темой урока:
1. одеть куклу Машу по сезону;
2. примерить юбку «полусолнце» и подобрать к ней блузку;
3. подобрать платье прилегающего силуэта с рисунком;
4. найти и примерить ночную сорочку с круглым вырезом, без рукавов и с отделкой аппликация.
Фрагмент № 8
Игра «Поле чудес» (на классной доске мелом рисую столько клеточек сколько букв в слове).
Методика: отгадать слово-ответ, которое предполагается получить при ответе на вопрос, задаваемый учителем, но сначала учащиеся называют буквы алфавита и таким образом получить слово-ответ.
Фрагмент № 9
Игра «Ромашка» (на бумаге в виде лепестков написаны названия тканей).
Методика: учащимся предлагаются оставить лепестки с названиями тканей, из которых шьют изделие, а ненужные удалить.
Когда после каждого урока, с использованием игр, я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Игра позволяет сбросить напряжение, избавится от депрессии, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта. Вместе с тем игра содействует развитию воображения, мышления, речи ребенка, развитию ребенка в целом.
Технология игротерапии развивает контакты и взаимоотношения ребенка и взрослого, взаимоотношения детей между собой, преодолевая замкнутость, низкую самооценку, необщительность, помогает решать вопросы адаптации в обществе.
Игровые технологии, считаю не только, но и многие представители образовательного процесса, являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу обучающихся, воспитанников на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета.
Заключение
В последнее время арт-терапия все больше и больше включается в процесс обучения и коррекции в специальных образовательных учреждениях для обучающихся с разными вариантами нарушений развития, и дает стабильные положительные результаты.
Из опыта работы считаю, что необходимо отметить положительные возможности арт-терапии:
это и создание положительного эмоционального фона в классе;
развитие коммуникативных навыков учениц;
развитие творческого самовыражения,
снижение негативных эмоциональных состояний.
Следовательно, работая с определённым контингентом детей и учитывая низкий уровень мотивации к процессу обучения и восприятия детей данной категории и проанализировав длительные наблюдения и собственный опыт работы, позволяют мне сделать вывод о том, что использование элементов арт - терапевтических технологий в образовательном пространстве позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью успешно развивать творческое мышление, внимание, развивать воображение, речь, мелкую моторику, расширять кругозор, повышать мотивацию к обучению, то есть играет очень важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития детей, а также способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, повышению самооценки и укрепления уверенности в себе, поддерживает в современной социализации учащихся.
В заключение хочется привести слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок» [13].
Литература
Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. - г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013
Волкова Н.А., Слизкова Е.В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников. // Концепт. – 2014 - №2.
Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ В.В. Воронкова. – М., 2004.
Выготский Л.С. Психология искусства. - М., Искусство, 2006. 344с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: Издательство «Речь»2000. 310 с.
Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко. - М., 1994.
Копытин А.И., Беверли Корт. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. Издательство «Психотерапия», М., 2011. 128 с.
Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб, 2002
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, системы занятий. - СПб: Речь, 2003
Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова; под ред. Е.А. Медведевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 248 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 456 с.
Сухомлинский В.А. О воспитании. Москва: Политическая литература, 1982. 270с.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)
Интернет ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%82-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F – «Википедия»
https://www.labirint.ru/books/204159/ - «Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ФАРТУК НА ПОЯСЕ
Для учащихся сильного звена
Приложение 2
Для учащихся слабого звена
КАРТОЧКА - ПОДСКАЗКА
Детали фартука
- нижняя часть фартука
- пояс
- обтачка
Приложение 3
Для учащихся сильного звена
СОРОЧКА С КРУГЛЫМ ВЫРЕЗОМ ФАРТУК С НАГРУДНИКОМ
Приложение 4
СОРОЧКА С КРУГЛЫМ ВЫРЕЗОМ
Для учащихся слабого звена
КАРТОЧКА – ПОДСКАЗКА
Названия деталей и срезов сорочки с круглым вырезом
- плечевой срез
- боковой срез
- срез горловины
- спинка сорочки
- нижний срез
- срез проймы
- перед сорочки
ФАРТУК С НАГРУДНИКОМ
КАРТОЧКА – ПОДСКАЗКА
Названия деталей фартука с нагрудником
- нагрудник
- карманы
- пояс
- бретели
- нижняя часть
Приложение 5
Для учащихся сильного звена
Приложение 6
Для учащихся слабого звена
КАРТОЧКА - ПОДСКАЗКА
Названия частей машинной иглы
Колба
Лезвие
Длинный желобок
Остриё
Лыска
Короткий желобок
Ушко
Приложение 7
КАРТОЧКА – ПОДСКАЗКА
Названия частей машинной иглы
Колба
Лезвие
Длинный желобок
Остриё
Лыска
Короткий желобок
Ушко
Приложение 8
Для учащихся сильного звена
Приложение 9
Для учащихся слабого звена
КАРТОЧКА - ПОДСКАЗКА
Виды рукавов
- прямой
- расширенный к низу
- «фонарик»
- узкий
- «крылышко»
Приложение 10
Конспект урока по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)
5 класс
Тема урока: Инструменты и приспособления для швейных работ.
Цель урока: познакомить учащихся с инструментами и приспособлениями для швейных работ.
Задачи урока:
- образовательные: формировать у учащихся представления о правильном и безопасном использовании инструментов и приспособлений для швейных работ;
- коррекционно - развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, коррекция и развитие мыслительной деятельности, навыков самоконтроля;
- воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учебному процессу, прививать бережное отношение к инструментам и приспособлениям в швейной мастерской.
Тип урока: комбинированный.
Методы и формы обучения:
методы: словесный, наглядный, игровой, поисковый, практический;
формы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран;
обучающая презентация к уроку «Инструменты и приспособления для швейных работ»;
инструкции по правилам безопасной работы иглой, ножницами;
карточки-задания;
раздаточный материал: коробочки с инструментами и приспособлениями для швейных работ.
Литература:
учебник: Картушина Г.Б., МозговаяГ.Г. Швейное дело: учеб. для 5кл. спец. (коррекц.) образоват. Учреждений. – М. Просвещение, 2004.
Время реализации уроков – 80 минут (2 учебных часа по 40 минут)
Ход урока
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся |
Примечания
|
I. Организа-ционный этап |
1. Приветствие Долгожданный дан звонок- Начинается урок. Каждый день всегда-везде На занятиях и в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. 2. Проверить готовность к уроку. |
Приветствуют учителя стоя, и рассаживаются по рабочим местам |
|
II. Актуали-зация опорных знаний
|
- Какие правила поведения в мастерской надо выполнять?
|
Отвечают на вопросы учителя. 1.Не опаздывать к началу занятий. 2.Перед началом работы надеть специальную одежду. 3.Работать только на своём рабочем месте. 4.Пользоваться инструментом, закрепленным за вами. |
|
III. Изложе- ние нового материала |
Вы вспомнили, какие правила поведения в мастерской надо выполнять. Молодцы! А теперь узнаете, чем работают в швейных мастерских. Сообщить тему и цель урока. Мы с вами сегодня отправляемся в сказочную швейную страну. Вы сегодня услышите сказки о швейных инструментах. У вас на столах стоят коробочки, украшенные лентами, а в них лежат инструменты и приспособления для швейных работ. Отгадайте загадку: 1) Тонка, умела, колка. Зовут её… (Игла) Ручная игла имеет один конец острый, а другой утолщенный. На утолщенном конце имеется ушко. В него вдевают нитку для работы. Острым концом игла – остриём прокалывает ткань. Ручные иглы применяют для выполнения ручных стежков и строчек. Задание. Найдите в коробочке (в наборе игл) иглу и покажите мне. Иглы различают по номерам: от № 1- самая тонкая до № 12 – самая толстая. Мы будем пользоваться иглами № 1-3 – для хлопчатобумажных тканей. Держать игу надо крепко и аккуратно за середину указательным и большим пальцами (обращаю внимание на слайд 5) Пользоваться иглой надо осторожно, соблюдая теперь познакомимся с правилами безопасной работы иглой. «Правила безопасной работы иглой» Внимание! Игла – острый инструмент. Пользоваться иглой надо осторожно. 1. Хранить иглы в определенном месте. 2. Не допускать потери иглы. 3. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду. 4. Сломанную иглу надо сдать учителю. 5. Нельзя откусывать нитку зубами. Двигаемся дальше по швейной стране. Отгадайте ещё загадку: 2) Два конца, два кольца, Посередине гвоздик, Да и тот насквозь (Ножницы) Ножницы состоят из двух лезвий, ручек и колец, винта. - Для чего применяют ножницы? - Правильно, ножницы нужны, чтобы резать бумагу, ткань, обрезать нитки. Задание. Найдите в коробочке ножницы и покажите мне. «Правила безопасной работы ножницами» Внимание! Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами надо осторожно. 1. Хранить ножницы в определенном месте. 2. Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать их, держа за сомкнутые лезвия кольцами вперед. 4. Не оставлять ножницы раскрытыми. 5. Не класть ножницы у вращающихся частей швейной машины. Ручные иглы и ножницы называются рабочими инструментами. В нашей сказочной стране отгадайте ещё одну загадку: 3) Я люблю прямоту. Я сама прямая. Сделать ровную черту Всем я помогаю. (Линейка) - А для чего нужна линейка? - Правильно, линейку применяют для построения чертежей. Задание. Найдите в коробочке линейку или угольник и покажите мне. Внимание! При измерении линейкой и угольником отсчёт начинают от цифры 0 Следующая загадка: 4) Я фигуру обмеряю, вся в полосках, цифры знаю, И зовут меня … (Сантиметровая лента) Сантиметровая лента служит для снятия мерок с фигуры человека, с объёмных предметов (например, подушки). Её применяют при измерении длины и ширины ткани, при проверке размеров изделия. Изготавливают её из прорезиненной ткани, длиной 150 см и шириной 2 см. Задание. Найдите в коробочке сантиметровую ленту и покажите мне. Сантиметровая лента, линейка и угольник называются измерительными инструментами. Вот ещё загадка: 5) У дядюшки у Никона Вся лысина истыкана. Что это? (Напёрсток) Напёрсток предохраняет палец от прокола иглой и помогает проталкивать иглу в ткань. Его надевают на средний палец правой руки (левша левой руки). Напёрсток должен прочно держаться на пальце. Обращаю внимание на слайд 12 «Надевай напёрсток правильно» Задание. Найдите в коробочке напёрсток, наденьте его на нужный палец и покажите мне. И снова загадка: 6) Остра как игла, а шить ею нельзя (Булавка) Булавками скалывают ткань при раскрое, прикрепляют выкройку к ткани. Булавками надо пользоваться осторожно, так как один конец у них острый. Хранить их надо в специальной подушечке для игл и булавок. Задание. Найдите в коробочке булавки и покажите мне. Напёрсток и булавки называются приспособлениями. |
Отгадывают загадку
Находят иглы и показывают учителю
Читают все вместе правила т/б при работе иглой
Отгадывают загадку
Ответы детей
Находят ножницы и показывают учителю
Читают все вместе правила т/б при работе с ножницами
Отгадывают загадку
Ответы детей
Находят линейку или угольник и показывают учителю
Отгадывают загадку
Находят сантиметровую ленту и показывают учителю
Отгадывают загадку
Находят напёрсток и показывают учителю
Отгадывают загадку
Находят булавки и показывают учителю
|
Слайд 2,3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
|
IV. Физкульт-минутка |
Учитель показывает правильность выполнения упражнений. Отвели свой взгляд направо, Отвели свой взгляд налево, Оглядели потолок, Посмотрели всё вперёд, Раз – согнуться – разогнуться, Два – согнуться – потянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка, Пять, шесть тихо сесть. |
Учащиеся выполняют упражнения |
Звучит весёлая музыка Слайд 14
|
V. Практи- ческая работа |
- Сегодня на уроке вы с чем познакомились? - Вы не забыли, что сегодня мы с вами находимся в сказочной швейной стране? А, сейчас, я расскажу вам сказку – про Иголку. Теперь садитесь поудобнее и слушайте внимательно. - Вам понравилась сказка? Скажите, как вы понимаете - «гордый человек» - «смиренный человек»? - Сегодня вам желаю дружно трудиться, быть смиренными друг к другу и помогать друг другу. Запишите тему урока в тетрадь Сегодня поиграем в игру «Найди нужный предмет». У вас на столах лежат карточки с названиями инструментов и приспособлений для швейных работ, с которыми сегодня вы познакомились. Задание: прочитать на карточке название предмета, найти у себя в сказочной коробочке и положить на стол предмет вместе с карточкой-названия. |
Ответы детей
Слушают сказку про Иголку.
Ответы учащихся
Записывают тему урока в тетрадь.
Выполняют задание |
«Сказка про Иголку» (см.ниже)
Беседа с учениками
|
VI. Физкульт- минутка |
Учитель показывает правильность выполнения. Для начала мы с тобой крутим только головой (вращение головой) Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно можем (повороты вправо, влево). Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем (поднимать и опускать плечи). Мы колени поднимаем, шаг на месте выполняем (ходьба на месте). От души мы потянулись и на место вновь вернулись (потягивание) |
Учащиеся выполняют упражнения |
Звучит весёлая музыка |
VII. Закрепление материала |
На слайде подписано на какие группы делятся инструменты и приспособления. Задание: «Закончить предложение и определить к какой группе (к инструментам или приспособлениям) относится данный предмет» (смотрим таблицу на слайде15). 1. Для резания бумаги, ткани, ниток применяют… (ножницы); 2. Выкройку к ткани прикрепляют…(булавками); 3. Мерки с фигуры человека снимают… (сантиметровой лентой); 4. Для выполнения ручных стежков и строчек применяется… (игла); 5. Чтобы сделать ровный угол берут … (угольник); 6. Предохраняет палец от прокола иглой … (напёрсток); 7. Для построения чертежа применяют … (линейку). Молодцы! Со всеми заданиями все справились. |
Ответы учащихся
|
Слайд 15 |
VIII. Подведение итогов. Рефлексия |
Потрудились вы на славу! - Сегодня с чем вы познакомились? - Вам понравилось работать на уроке? - Вы будете дружить друг с другом как в сказке игла с ниткой? - Поднимите руки те, у кого всё получилось, и он доволен собой. - А теперь поднимите руки те, кто не совсем доволен собой, но будет стараться. - Дома расскажите с какими инструментами и приспособлениями вы познакомились? Дома определите их и покажите. * Оценивание работы каждого обучающегося с учётом индивидуальных возможностей. Спасибо за урок! |
Ответы учащихся
Подают дневники для оценок |
Слайд 16 |
IX. Уборка |
Уборка рабочих мест. |
Учащиеся убирают свои места |
|
Сказка про Иголку
В большой картонной коробке хранились швейные принадлежности. Чего там только не было: и ножницы, и наперстки, и иголки, и нитки!
Жили они в коробке дружно, помогали друг другу в работе. Но однажды случилось вот что…
По какой-то пустяковой причине рассорилась Нитка с Иголкой. Из-за чего, теперь и не вспомнишь. Раньше-то они все время вместе были, а тут разошлись по разным углам коробки и видеть друг друга не хотят.
Иголка считает, что она права, потому что всегда и во всем первая, а Нитка свое тянет. Вот и работа у них перестала спориться – куда же Иголке без Нитки!
Иголка по ткани побегает, а та как была не сшита, так и осталась. Нитка тоже зря старается – ничего у нее без Иголки не выходит.
Перестали им люди работу приносить. А без работы вскоре заскучали и остальные швейные принадлежности. Сначала ушли ножницы, затем Наперсток. Вскоре опустела коробка, остались в ней только Нитка с Иголкой.
Сидят в разных углах и вспоминают, как им раньше хорошо жилось, весело да дружно.
Первой решилась на примирение Иголка. Подошла она к Нитке и говорит:
— Прости меня, подружка, за мою глупую гордость. Нет без тебя в моей работе никакого толку.
— И ты меня прости, — обрадовалась Нитка, — и я виновата… Думала, что смогу без тебя обойтись.
Обнялись подружки, взялись опять одна за другую, и такой красоты вместе нашили, что любо-дорого поглядеть!
Не зря говорится: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Мария Сладкова.
Приложение 11
Список сказок для уроков профессионально-трудового бучения
Сказка про Иголку.
Сказка про Утюжок и маленькую девочку.
Сказка про утюг.
Сказка Штопальная игла - Ганс Христиан Андерсен.
Сказка «Пуговка».
Сказка о старой доброй пуговице.
Сказка про пуговицу и рубашку.
Сказка «Как маленькая пуговичка проучила мальчика».
Сказка «Волшебные пуговицы».
Сказка про беззаботную пуговицу.
Сказка о волшебных ножницах.
Сказка «Любопытные ножницы».
Сказка «Умный напёрсток».
Сказка «Первая Зингер».
Сказка про швею.
Сказка «Хлопок».
Приложение 12
Список удивительных историй вещей для уроков профессионально-трудового бучения
История возникновения ножниц.
История одежды и портновского дела.
История о швейной машинке.
История происхождения английской булавки
История происхождения иголки.
История происхождение ниток.
7. Удивительные судьбы вещей:
- игла,
- карандаш,
- наперсток,
- ножницы,
- носовой платок,
- полотно,
- пуговицы,
- утюг