Статья «Использование учебных пособий электронного типа на занятиях физики»
Использование учебных пособий электронного типа на занятиях физики
Шагульскова Виктория Анатольевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский колледж управления и новых технологий им. Ю. Гагарина»,
город Волгоград
В условиях повсеместной компьютеризации общества, проникновения компьютеров практически во все сферы человеческой жизни и деятельности, заметна тенденция применения компьютеров в целях обучения или приобретения определенных практических навыков в каком-либо виде деятельности. Для этих целей уже довольно давно используются разнообразные программные средства: от электронных учебников до программ-симуляторов определенных процессов.
Следует отметить высокую эффективность применения вышеописанных средств обучения по сравнению с «классическими», материальными средствами, такими как обычные книги и тренажеры. Эта эффективность обусловлена следующими положительными чертами, присущими электронным средствам обучения:
- возможность динамического отображения материала (при помощи видеороликов, или анимации) предоставляет излагаемый материал более наглядно и удобно для человеческого восприятия;
- компактность и мобильность электронных средств обучения;
- удобство и быстрота поиска желаемой информации;
- возможность объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков пользователя в изучаемой области, реализованная посредством тестирования с жестко предписанной системой оценивания;
- возможность связаться с разработчиком электронного средства обучения при помощи удобных электронных средств связи, что делает возможным другой вид обучения с использованием компьютера, не менее эффективный: дистанционное обучение.
Учебные пособия электронного типа по физике для первого курса колледжа создаются в рамках проектной деятельности студентами и преподавателями (рис. 1). Созданные учебные пособия имеют web-интерфейс и могут быть открыты любым браузером. Для создания эффективного учебника следует не упустить из внимания все вышеперечисленные аспекты, и по возможности реализовав их, добиться следующих результатов:
- простота изложения материала; снабжение его графическим контентом;
- удобный и эффективный поиск по тексту лекций;
- система тестирования, дающая оценку знаниям пользователя;
- удобный интерфейс, приятный внешний вид.
Рисунок 1 — Содержание учебного пособия, созданнного в программе TurboSite
Созданные учебные пособия позволяют:
ознакомиться с текстом лекций по разделу курса физики в том числе в режиме аудиовоспроизведения;
просмотреть видеоролики, наглядно демонстрирующие природные явления и эксперименты (рис. 2);
проходить тестирование и оценивать уровень знаний после каждой освоенной темы;
осуществлять удобную навигацию по темам раздела.
Пособия электронного типа по физике можно использовать для обучения студентов заочного отделения колледжа по учебной дисциплине физика, пропустивших занятия, а также, желающих успешно подготовиться к экзамену по физике и для дистанционного обучения, проведения открытых учебных занятий в компьютерном классе. Позволяют облегчить восприятие информации при самостоятельных занятиях, организовать проверку изученного материала в автоматическом режиме.
Рисунок 2 — Анимация «Хаотичное движение молекул»
Учебное пособие электронного типа по Физике незаменимо при обучении студентов заочного отделения и дистанционной формы обучения, поскольку предоставляет обучающимся учебный материал в мультимедийной форме, с возможностью интерактивного тестирования, что способствует белее быстрому и глубокому освоению, без непосредственного присутствия преподавателя. Кроме того, разработанное учебное пособие, дает возможность изучать природные явления путем просмотра видеороликов и анимации, без проведения опытов в лаборатории. Детальная визуализация некоторых природных явлений с помощью анимации способствует пониманию механизмов их возникновения и протекания (рис. 3).
Учебное пособие электронного типа по Физике может использоваться и при обучении студентов очного отделения, при наличии компьютерного класса. В целом, работа с учебным пособием электронного типа не исключает методик, принятых в современном образовании для работы с бумажным учебником, а дополняет их новыми чертами, присущими электронным изданиям. Тем самым обеспечивается плавный, не предполагающий ломки сложившейся практики преподавания переход от традиционного печатного учебника к учебнику электронному.
В целом, можно прогнозировать следующие направления, в которых будет развиваться методика преподавания на основе ЭУ (Электронных учебников):
– отказ преподавателя от роли распространителя знаний; его переход в статус организатора учебного процесса;
– увеличение доли учебной информации, получаемой учащимися самостоятельно; изменение роли и характера самостоятельной работы учащегося;
– индивидуализация учебного процесса за счет: выбора каждым учащимся в ЭУ той формы представления информации (текстовой, символьной, визуальной и др.), которая наилучшим образом соответствуют его познавательному стилю; наличия обратной связи и возможности выбора разноуровневых заданий.
Рисунок 3 — Анимация «Жидкое агрегатное состояние вещества»
При использовании ЭУ может осуществляться кроме традиционного классно-урочного обучения самостоятельно контролируемое обучение, асинхронное совместное обучение и синхронное совместное обучение.
Самостоятельно контролируемое обучение является индивидуальной образовательной практикой, которая традиционно ориентировалась на использование различных средств, включая книги, аудиозаписи, компьютерные курсы. Учащийся самостоятельно изучает учебный материал, контролирует темп, взаимодействует с преподавателем и другими учащимися в специально оговоренных случаях или вообще не делает этого.
Асинхронное совместное обучение – это одна из форм онлайнового совместного обучения при нефиксированном времени доступа. Этот режим обучения основан на взаимодействии учащегося с одноклассниками в сетевой среде, которая поддерживает асинхронные коммуникации. Учащиеся получают общий доступ к набору учебных материалов (файлам, программному обеспечению, носителям информации), совместно выполняют задания или работают над различными проектами, невзирая на временные и пространственные барьеры.
Синхронное совместное обучение – это распределенный аналог обычной образовательной деятельности за исключением того, что не требуется собирать обучающихся в одном месте – лекции, семинары, демонстрации, дискуссии, практические занятия, совместные проекты и т. д. Синхронное обучение позволяет получить доступ в режиме реального времени к учебному материалу, преподавателям или другим учащимся. Для синхронного обучения требуются средства поддержки совместно используемых объектов: «грифельные доски», Web-мультимедиа-приложения, электронные доски объявлений, чат, видео и аудио-конференции и других интерактивные возможности. Это позволит преподавателям задавать вопросы, «вызывать» учащегося к доске, контролировать дискуссии и общение во время занятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бурдин, Николай Павлович Особенности и достоинства использования интерактивных элементов при создании электронного учебного пособия / Н. П. Бурдин . ‒ Киров : Вятский гос. гуманитарный ун-т (ВятГТУ), 2016 . ‒ 240 с.
2. Герасимова, Елена Константиновна Методика разработки электронных учебных материалов на основе сервисов Web 2.0 в условиях реализации ФГОС общего образования : автореферат дис. кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Герасимова Елена Константиновна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т] . ‒ Москва, 2015 . ‒ 24 с.
3. Герасимова, Елена Константиновна Сетевые сервисы как инструментальная среда для проектирования электронных учебных материалов : учебно-методическое пособие / Е. К. Герасимова, С. В. Зенкина . ‒ Ставрополь : Ставролит, 2015 . ‒ 104 с.
4. Ершова, Юлия Александровна Подходы к построению типологической модели электронных учебных изданий для высшей школы / Ю. А. Ершова . -, 2017
5. Зудин, Валерий Леонидович Разработка электронных образовательных ресурсов в типовых программных средах : учебно-методическое пособие / В. Л. Зудин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ярославский государственный технический университет" . ‒ Ярославль : Издат. дом ЯГТУ, 2017 . ‒ 183 с.
6. Иванова, Е. О. Конструирование учебников для реализации процесса обучения в информационно-образовательной среде : [монография] / Иванова Е. О., Осмоловская И. М., Шабалин Ю. Е. ; Институт стратегии развития образования Российской академии образования . ‒ Москва : ИСРО РАО, 2017 . ‒ 187 с.