Обучение математике в пятом классе с использованием ИКТ-технологий в образовательном процессе

8
3
Материал опубликован 2 April 2022 в группе

Обучение математике в пятом классе с использованием ИКТ-технологий в образовательном процессе. Личный опыт.

В данной статье будет представлен только мой личный опыт учителя математики с более чем двадцатилетним стажем. Ссылки, использованные в данном тексте, ведут на мои же авторские работы и презентации, расположенные на этом сайте.

Уже нет сомнений, что современные дети относятся к процессу обучения совсем не так как даже лет десять назад. К сожалению, все реже мы видим интерес в глазах и желание узнать что-то новое. И стимулирование оценкой как таковое уходит на последний план. И «ставьте два!» становится нормой, а не исключением. И родители, и дети больше не видят хорошее образование как обязательное условие достойной жизни. Поэтому в нынешний момент времени хорошие оценки в журнале это в большей степени забота, как ни странно, учителей. Заинтересовать, мотивировать, подвигнуть к результату – это наша непосредственная задача.

Я работаю по учебнику Г.В.Дорофеева «Математика. 5 класс». Причем, учебник для меня новый, ранее я работала по учебнику Виленкина (отказалась, когда он исчез из «того самого списка»), а затем по учебнику Бунимовича (отказалась потому, что невозможно приобрести на выделяемые деньги все что нужно для полноценного обучения, а привлекать родителей к покупке рабочих тетрадей - табу). К данному учебнику есть полный набор красочных презентаций, но в связи с короновирусной инфекцией мы, педагоги, вынуждены были ходить по кабинетам, и использовать на уроках аппаратуру оказалось практически невозможно.

Именно это обстоятельство, а не введение новых ФГОС подвигло меня изучать разнообразные площадки для активизации учащихся. Если Вы хотели найти материал для применения ИКТ непосредственно на уроках математики, то приглашаю Вас ознакомится с размещенным ранее мной материалом. https://урок.рф/library/primenenie_ikt_na_urokah_matematiki_083310.html

Так же стоит сказать, что выход на дистанционное обучение не стал для меня огромной проблемой, так как я к тому моменту уже активно работала на сайте «Решу ЕГЭ» со своими 10 и 11 классами, а так же по времени основной материал был пройден. Так что оставалось повторять, закреплять и проверять. Это замечательный сайт для замечательных детей, но.… Очень легко списывать. К сожалению, со временем, пришлось от него отказаться. Но если Вы что-то слышали, но не помните и не пробовали, то советую попробовать. Если не знаете с чего начать, предлагаю познакомиться с моим мастер-классом. Это работа в целом похожа на работу с «Решу ЕГЭ», только другая часть ресурса «Решу ОГЭ». https://урок.рф/library/masterklass_po_rabote_s_sajtom_reshu_oge_111423.html

Но вернемся к нашим пятиклашкам. В настоящий момент времени у меня, кроме прочего, четыре пятых класса. И я работаю с ними на трех образовательных площадках. Расскажу подробно о каждой из них:

В нашей школе работает электронный журнал Элжур, который сотрудничает с такими ресурсами как ЯКласс и skysmart. Сразу скажу, что с первым ресурсом я тоже знакома не понаслышке. Проходила там бесплатную апробацию. Замечательный ресурс, великолепный, чудесный, но мы бедны, как церковные мыши. А эта площадка с того замечательного времени подорожала в 4 раза! Но если кому-то все же интересно, то презентацию ресурса можно посмотреть здесь:

https://урок.рф/library/chto_takoe_yaklass_115116.html



t1648889189aa.png



Если у Вас так же Элжур, то выйти на него можно по этой кнопке. Нажимаем, получаем следующую таблицу. Если у Вас другой журнал, то найти сайт с помощью обычного поиска не проблема.

t1648889189ab.png

Нажимаем «создать задание» и проходим процесс с начала до конца. Для примера возьмем тему «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями». В силу разночтимости учебников, эта тема в данном ресурсе находится в 6 классе. Находим, выбираем задания. Просматриваем, добавляем упражнения в работу.

t1648889189ac.png

Задания содержат и теорию и практику. Нажимаем «добавить упражнение». Интересно, что при наборе задач, мы видим не только их количество, но и приблизительное время на их выполнение! Нажимаем «далее».

t1648889189ad.png

Что здесь стоит сделать? Во-первых, стоит изменить название, нажав на карандаш, стоящий на этой строке. И я всегда ставлю защиту от списывания. Остальное я не ставлю, так как задание выполняется в моих классах по желанию.

t1648889189ae.png

Нажимаем «создать задание». И получаем ссылку на это задание. Ссылка может быть отправлена в любой журнал. Для получения ссылки в элжур нужно нажать кнопку «Получить последние задания» уже в самом элжуре. А затем прикрепить задание в сам элжур. Вообще весь интерфейс интуитивно понятен. Результат выдается по классам в оценочном виде, при этом можно просмотреть всю работу. Главный плюс в том, что кроме автоматической проверки задания, у вас нет необходимости самостоятельно регистрировать учеников. После перехода по ссылке регистрацию на портале они проходят самостоятельно. Правда, без казусов не обошлось – некоторые дети были зарегистрированы как родители. Это ничего, если у Вас фамилии разные, а вот когда в классе трое Смирновых, как у меня… Но это не проблема, так как есть возможность исправить фамилию и имя уже в финальном списке.

t1648889189af.png

Я обращаю внимание, что столкнулась со следующими проблемами:

1.Корректность ввода ответов. То есть для корректного ввода ответов лучше использовать всплывающую клавиатуру, а не клавиатуру компьютера. И детям не просто вводить их самостоятельно. Поэтому часто приходится просматривать ответы вручную.

2.Ссылки в элжуре не всегда читаются с телефонов родителей. Поэтому лучше сразу сказать, что решение все-таки лучше делать через компьютер, а не телефон.

Но обе проблемы решаемы и не сильно влияют на результат большинства обучающихся. Таким образом, такая работа должна сопровождаться помощью родителей пятиклассников. Что замечательно, ведь обучение – это наша общая работа. Еще раз отмечу, что все задания в сети интернет – только по желанию. Ни в коем случае я никого не принуждаю их делать! Только для желающих. И по итогам я ставлю в журнал оценки, которые не ниже среднего балла ребенка в электронном журнале.

Второй ресурс о котором я Вам хочу рассказать – это сайт Инфоурок. Они позиционируют себя следующим образом: ««Инфоурок» - крупнейший образовательный интернет-проект в России, который ежедневно посещают более 3 000 000 человек. В подготовке наших курсов и мероприятий участвуют лучшие преподаватели из России и СНГ.»

t1648889189ag.png

Для детей на этом сайте проводятся бесплатные олимпиады по большинству предметов и конкурсы на платной основе, причем достаточно доступные.

t1648889189ah.png

Из минусов сайта – только регистрация учащихся самим учителем. Поэтому я работала следующим образом: сделала общую рассылку всем родителям с предложением поучаствовать в олимпиаде, а затем регистрировала только тех, кто высказал согласие. Учитель в любой момент может скачать полученные дипломы и сертификаты своих учеников. Я считаю олимпиадную работу с учениками важной и нужной, особенно сейчас, когда каждое престижное высшее образовательное учреждение проводит свои внутренние олимпиады для выявления одаренных детей – своих будущих студентов. И приятный бонус – награда для учителя, который можно скачать на этом сайте.

t1648889189ai.jpgt1648889189aj.jpg

Для ребят это хороший стимул, в том числе соревновательный. Если Вы оформите в кабинете «стену славы», то каждый захочет быть там отмеченным. Возможно, что кто-то скажет, что я не права, но я ставлю пятерки всем участникам олимпиады.

Третий ресурс о котором я бы хотела рассказать более подробно– это портал Учи.ру.

t1648889189ak.png

Я начала работать на этом портале совсем недавно, так как последние годы у меня были в основном выпускные классы, для которых этот портал пока предназначен не в полной мере, но приятно удивлена и контентом и подходом. Ранее площадка позиционировала себя, как ресурс для начальной школы, но время не стоит на месте, и вот уже там есть контент вплоть до выпускных классов. И они продолжают развиваться и совершенствоваться.

Пройдем путь ознакомления с этим ресурсом со стороны ученика. Итак, я ученик 5 Е класса Иванов Иван, учитель выдал мне логин и пароль от сайта. Замечу, что регистрирует учеников учитель, затем можно распечатать пригласительные и раздать. Либо можно передать доступ по единой ссылке через, например, ватсапп. Логин – номер школы и пароль простой, как раз для детей.

t1648889189al.png

После ввода логина и пароля мы видим следующую надпись:

t1648889189am.png

Этот шаг позволяет привлечь к процессу освоения родителей, что не маловажно в наше время. По закону об образовании родители имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. Для ребенка очень важно знать, что он не один, что он может получить от них своевременную помощь.

Но этот шаг можно и пропустить.

t1648889189an.png

И вот мы видим замечательную задумку создателей сайта – марафон. Это здорово: вовлекать детей в обучение путем соревнований внутри класса и внутри школы. Командный дух класса, когда и каждый за победу в классе и за победу класса в школе. Когда даже решенные одна-две карточки может решить исход соревнования. И пусть виртуальная победа не принесет реальный приз, но когда я распечатываю диплом класса-победителя и вручаю его старосте класса они такие счастливые!

t1648889189ao.png

И главное: ребята видят процесс прохождения марафона в любой момент времени. Кто лидирует в классе, в школе и какой класс на первом месте. Сколько им нужно решить карточек, чтобы догнать ближайшего соперника. Кому не хочется быть первым? Доказать, что ты самый-самый!

Но сейчас нас интересует непосредственно работа на сайте с заданием учителя. Для того, чтобы его найти надо выйти в личный кабинет. Делается это нажатием на логотип проекта в верхнем левом углу. Выглядит личный кабинет вот так:

t1648889189ap.pngt1648889189aq.png

t1648889189ar.png

t1648889189as.png

Если учитель задал задание, то он изменяется! Задания от учителя переходят в первый блок, и рабочий стол выглядит так:

t1648889189at.png

Таким образом, ребенку не нужно долго искать новое задание. Оно на виду. Нажимаем и решаем задания. Весь интерфейс понятен. Задания подсвечиваются, разберется даже шестилетка.

t1648889189au.png

t1648889189av.png

Если в процессе решения ребенок сделал ошибку, то она подсвечивается красным и нужно внести исправления.

Но выполнение после исправления не засчитывается, а предлагается аналогичное задание, которое нужно сделать без ошибок. Задание засчитывается только если выполнено безупречно.

t1648889189aw.png

t1648889189ax.png

Подсказки могут быть и в текстовой форме.

t1648889189ay.png

После каждого выполненного задания – похвала: хорошо, здорово, великолепно, ура, шедеврально! Мне очень нравится такой подход. Ситуация успеха в действии.

t1648889189az.png

Карточки разнообразного формата, например, выбрать что-то, вставить из предложенного, дополнить предложение, вставить число и т.д. Но главное – простой интерфейс, при использовании которого практически не нужна помощь родителей. Всё сами.

t1648889189ba.png

t1648889189bb.png

В случае, если ученик выполнил 20 бесплатных карточек, то он увидит надпись:

t1648889189bc.png

Я ребятам говорю: «Увидели эту надпись? Закрываем и возвращаемся к заданиям на следующий день». Задания я даю на неделю или две. Этого времени вполне достаточно для выполнения этих заданий. Когда я только начала работать с этим ресурсом, то мой собственный ребенок выразил желание попробовать. Он без труда разобрался с обыкновенными дробями, это при том, что ему шесть. Теперь он счастливый обладатель подписки на год по всем предметам. Она обошлась меньше 2000 рублей. Но опять же отмечу, что 20 бесплатных карточек в день по одному предмету вполне хватает.

Я, как учитель, вижу следующую картину. t1648889189bd.png

Для пятиклашек – это самый замечательный вариант. Потому что здесь нет отметок, а только процесс прохождения.

Если задание пройдено без проблем – оно ярко зеленого цвета. Это значит, что всё хорошо, отработки данное задание не требует. Если светло зеленое, значит на это задание нужно обратить внимание снова, проработать его дополнительно. Фиолетовый цвет квадратика означает, что карточка находится в процессе прохождения.

Еще один не маловажный блок на учи ру – это олимпиады. Значение олимпиад переоценить невозможно, так как во-первых: это возможность обнаружить скрытый интеллектуальный потенциал ребенка. Его умение мыслить не стандартно, широко, развернуто. Это же настоящий талант, который необходимо развивать и тренировать. К сожалению, часто обнаружить такой талант во время обычного урока проблематично, что может быть сопряжено прежде всего с личностными качествами учащегося. Если он скромный и тихий ребенок, не стремящийся к публичности.

Во-вторых – это повышение интереса к предмету. Многие пятиклашки после олимпиады бегут с горящими глазами: «А как это решается? А у Сережи так, а у меня вот так!» Во время олимпиады ученики открывают для себя новые грани математики, литературы, истории, русского и других дисциплин. Ведь оказывается, что знания не всегда ограничиваются привычными действиями и фактами. Кроме того, положительные результаты участия в олимпиаде - это еще один источник вдохновения школьника.

В третьих это самопознание. Ребенок попадает в нестандартную ситуацию. Он порой и сам не знает, на что способен. Такая работа повышает самооценку, побуждает стремиться к лучшим результатам.

Таким образом, олимпиады способствуют всестороннему развитию личности.

Олимпиады на этом портале бесплатные и наградные документы учитель может скачать в личном кабинете совершенно бесплатно в любой момент времени. Все дипломы имеют индивидуальные номера и номер свидетельства об образовательной деятельности самого портала, что немаловажно.

В заключении хочу сказать, что из всех образовательных площадок с которыми я работала, именно учи.ру, на мой взгляд, наиболее удачная образовательная платформа для работы с учениками пятого класса. Учи.ру — крупнейшая российская образовательная онлайн-платформа, на которой более 8 млн учеников со всей страны изучают школьные предметы в интерактивной̆ форме по индивидуальной траектории. Она соответствует таким важным для меня критериям, как:

1.Самостоятельность. Для работы с интерфейсом программы не нужны сидящие рядом мама или папа для помощи с вводом информации. Ребенок вполне в состоянии разобраться сам.

2.Ситуация успеха. Ребенок все время видит активную помощь программы и разнообразные моменты мотивационного характера. Такие как зарабатывание монет, яиц, растущий рейтинг, продвижение в освоении предмета и т.д.

3.Доступность. Не смотря на то, что это платная площадка, большинство материала доступно бесплатно. Этого вполне достаточно для обучения. А с полноценным введением системы ЦОК, внедряемым на данный момент, этот ресурс и вовсе станет одним из самых востребованных.

Попробуйте учи.ру – не пожалеете!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за ценный ресурс! Познавательно!

2 April 2022

Спасибо за вашу публикацию!

2 April 2022

Благодарю за интересный и полезный опыт работы!

2 April 2022

Похожие публикации