12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Данилова Кристина Олеговна32

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

К.О. Данилова
БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии 

 

Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы…»

А. В. Сухомлинский

Аннотация: данная статья определяет актуальность проблемы применения здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе.

Ключевые слова: образование, обучение, образовательный процесс, здоровьесберегающие технологии, результат использования.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с обучающимися с ограниченными возможностями младшего школьного возраста.

Л. Ф. Тихомирова (2004) рассматривает понятие здоровьесберегающая технология как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьника на всех этапах обучения и развития

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В здоровьесберегающих технологиях обучения и воспитания применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения [6].

В своей практике применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья включаю:

  1. Физкультминутки. Проводится во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики. Традиционные и необычные физминутки, динамические паузы проводятся в игровой форме в середине урока, но ещё практикую возможность ребёнку самостоятельно сделать несколько упражнений, когда ребёнок чувствует, что устал. При изучении отдельных тем, правил синхронизация движения руки, речи и визуальной картинки облегчает запоминание правил, понятий [3].
  2. Артикуляционная гимнастика. Она важна не только для детей-логопатов, использование артикуляционной гимнастики на уроках помогает выработке правильных движений и положению органов речевого аппарата, помогают развитию фонематического слуха, способствуют формированию качественного произношения, чтения, кроме того привлекают детей игровой формой.
  3. Логоритмика - это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П. Павлова., А. А. Леонтьева., А. Р. Лурия.
  4. Пальчиковая гимнастика. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Учеными давно доказана связь между развитием мелкой моторики и общим развитием, соответственно при работе с ребёнком, особенно с ОВЗ, необходимо больше внимания уделять занятиям, направленным на развитие мелкой моторики.
  5. Дыхательная гимнастика. Способствует развитию и укреплению всего организма в целом. В программе В. Т. Кудрявцева «Развитие двигательной активности и оздоровительной работы со школьниками» дыхательные и звуковые упражнения объединены в рамках одного раздела.
  6. Зрительная гимнастика. Предупреждает утомление глазных мышц, регулирует работоспоспособность зрительных анализаторов, является профилактикой развития близорукости или дальнозоркости. Гимнастика включается и как этап урока и как режимный момент. Сейчас масса вариантов таких комплексов, которые можно найти и в литературе, и в интернете.
  7. Су – джок терапия. В переводе с корейского языка «су»-кисть, «джок»-стопа. Разработал данное направление южнокорейский ученый Пак Чже Ву. Известно, что на кистях рук и на стопе существуют высокоактивные точки, которые соответствуют всем органам и системам. На занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг.
  8. Релаксация. Детям, особенно ослабленным, релаксация помогает снять мышечное и нервное напряжение. Хорошо, работают такие приёмы релаксации, как «минутка тишины», «музыкальная пауза», «движения души». Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).
  9. Арттерапия, игротерапия. С древних времён человек, чтобы расслабиться или выразить свои чувства и эмоции рисует, лепит, пишет. Арт-терапия ставит своей целью изменение эмоционального состояния, снятие психического напряжения с помощью искусства.

Применение здоровьесберегающих технологий системно, не одномоментно, при работе с детьми с ограниченными возможностями позволяют скорректировать проблемы физического и психического здоровья детей, помогают адаптироваться в классе.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку [4].

Использование в работе здоровьесберегающих технологий   повышает результативность коррекционно-развивающей работы. Способствуют пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию речи, внимания, памяти, усидчивости. Формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья, стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология. -2004. -№1.
  2. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.  
  3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): Практ. Разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. М.,2005.
  4. Науменко Ю.В. «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Глобус», 2009.  (Управление школой).
  5. Смирнов Н.К. Здороьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М.,2005.
  6. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz zhizni/2014/10/09/
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.