Статья «Исследование индивидуально-психологических особенностей личности в профессиональной деятельности логиста»
УДК.37.377.5
Гончарова О.Л.
кандидат педагогических наук,
преподаватель,
golesya9@yandex.ru
ГБПОУ города Москвы
«Московский технологический колледж»
Исследование индивидуально-психологических особенностей личности в профессиональной деятельности логиста
В статье речь идет об исследовании индивидуально-психологических особенностей личности обучающихся колледжа в профессиональной деятельности логиста. Представлен опыт работы с обучающимися Московского технологического колледжа по специальности «Операционная деятельность в логистике».
Работа в логистической сфере деятельности относится к числу таких видов деятельности, которая требует определенных личностных качеств и среди них есть такие качества, которые являются профессионально значимыми и определяют профессиональную пригодность человека к труду. Индивидуально-психологические особенности личности являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека.
На базе Московского технологического колледжа было проведено исследование индивидуально-психологических особенностей личности обучающихся 3 курса по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» [1]. В ходе исследования индивидуально-психологических особенностей личности: темперамента, характера, направленности использовались следующие опросники, методики:
опросника Г. Айзенка по определению темперамента;
методики определения типа характера по К. Юнгу;
методика Дж. Голланда«Определение профессиональной направленности личности»;
методики «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова.
В исследовании принимали участие 8 испытуемых. Результаты проведенной диагностики индивидуально-психологических особенностей личности:темперамента, характера, профессиональной направленности, типа профессиипредставлены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5.
Таблица 1.Результаты диагностики темперамента
Название опросника | Кол-во испытуемых | Результат |
Опросник Г. Айзенка по определению темперамента | 3 | Тип темперамента: сангвиник-экстраверт |
3 | Тип темперамента: холерик-экстраверт | |
1 | Тип темперамента: флегматик-интроверт | |
1 | Тип темперамента: меланхолик-интроверт |
Таблица 2.Результаты диагностики типа характера
Название методики | Кол-во испытуемых | Результат |
Методика определения типа характера по К. Юнгу | 2 | Тип характера:экстравет |
1 | Тип характера: интроверт | |
5 | Тип характера: амбиверт |
Таблица 3.Результаты диагностики профессиональной направленности
Название методики | Кол-во испытуемых | Результат |
Методика Дж. Голланда «Определение профессиональной направленности личности» | 1 | Тип профессиональной направленности: реалистический |
4 | Тип профессиональной направленности: интеллектуальный | |
0 | Тип профессиональной направленности: социальный | |
2 | Тип профессиональной направленности: конвенциальный | |
1 | Тип профессиональной направленности: предприимчивый | |
0 | Тип профессиональной направленности: артистичный |
Таблица 4.Результаты диагностики типа профессии
Название методики | Кол-во испытуемых | Результат |
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова | 0 | Тип профессии: «человек-природа» |
2 | Тип профессии: «человек-техника» | |
0 | Тип профессии: «человек-человек» | |
3 | Тип профессии: «человек-знак» | |
3 | Тип профессии: «человек- художественный образ» |
Таблица 5. Обобщенные результаты диагностики
Испытуемый | Обобщенный результат |
Испытуемый № 1 | Тип темперамента: сангвиник-экстраверт. Тип профессиональной направленности: предприимчивый. Тип профессии: «человек-художественный образ». |
Испытуемый № 2 | Тип темперамента: сангвиник-экстраверт. Тип профессиональной направленности: интеллектуальный. Тип профессии: «человек-знак». |
Испытуемый № 3 | Тип темперамента: сангвиник-экстраверт. Тип профессиональной направленности: конвенциальный. Тип профессии: «человек-художественный образ». |
Испытуемый № 4 | Тип темперамента: холерик-экстраверт. Тип профессиональной направленности: интеллектуальный. Тип профессии: «человек-знак». |
Испытуемый № 5 | Тип темперамента: холерик-экстраверт. Тип профессиональной направленности: интеллектуальный. Тип профессии: «человек-техника». |
Испытуемый № 6 | Тип темперамента: холерик-экстраверт. Тип профессиональной направленности: конвенциальный. Тип профессии: «человек-художественный образ». |
Испытуемый № 7 | Тип темперамента: флегматик-интроверт. Тип профессиональной направленности: реалистический. Тип профессии: «человек-знак». |
Испытуемый № 8 | Тип темперамента: меланхолик-интроверт. Тип профессиональной направленности: интеллектуальный. Тип профессии: «человек-техника». |
Врезультате проведенного исследованиябыло выявлено, что все испытуемые, обучающиеся 3 курсапо специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» обладают необходимыми качествами, чтобы освоить профессию«логист» и быть успешным в профессиональной деятельности в будущем.Необходимо отметить, что на выбор профессии и успешность овладения ею большое влияние оказывают индивидуально-психологические особенности личности, такие как темперамент, характер, черты характера, направленность, способности. Игнорирование индивидуально-психологических особенностей может привести к потере интереса к работе, к эмоциональным и физическим перегрузкам, а в дальнейшем к профессиональному выгоранию.
Исходя из проведенного исследования нами была построенапрофессиограмма профессии «логист».
Профессиограмма представляет собой описание различных требований, характеристик к профессии, которым должен соответствовать специалист определенной профессии. Профессиограмму можно составить для любой профессии.
Профессиограмма профессии «логист».
1. Описание профессии.Логист – это специалист, который занимается планированием, доставкой, учетом, складированием различного груза.
2.Тип и класс. Профессия логиста относится к двум типам: «человек-знак», так как она связана с работой со знаковой информацией: цифрами, формулами и таблицами, картами, схемами и расчетами и «человек-техника», так как в ней есть работа, связанная с эксплуатацией технических устройств, ремонтом техники, управлением техническими устройствами. Класс профессии «эвристический», так как связан с анализом.
3.Истоки профессии. В России профессия логиста в ее современном понимании зародилась в начале XIX века.
4.Преимущества и ограничения профессии: разнообразие деятельности, значимость на рынке труда; высокая ответственность работы, стрессы и повышенные эмоциональные нагрузки.
5.Содержание деятельности. Логист занимается разработкой маршрутов, работает над повышением эффективности использования транспортных средств, составляет схемы передвижения транспортных средств и разгрузочного оборудования, анализирует характер грузовых и пассажирских потоков. Кроме того, логист может выполнять управленческие функции на транспортных предприятиях, осуществлять маркетинг транспортной деятельности и т.д.
6.Основными обязанностями логиста. Оптимизация процессов доставки, хранения и отгрузки товара; формирование и размещение заказа; составление и подача документов в разрешительные органы; взаимодействие с таможенными органами; прогнозирование оптимальных закупок; маршрутизация грузов; контроль и координация работы склада; транспортной службы; подготовка документации.
7.Профессионально-деловые качества логиста: аналитический ум;склонность к работе с информацией; склонность к управленческой работе; склонность к работе в сфере общения; склонность к работе с техникой; эмоциональная устойчивость; активность; дипломатичность; ответственность.
8.Область применения. Логисты могут работать в логистических, транспортных компаниях; в сфере производства; торговли; бизнеса.
9.Карьерный рост. Логист может продвигаться по служебной лестнице и стать: руководителем отдела логистики, начальником логистической службы; директором по логистике.
Таким образом, исследование индивидуально-психологических особенностей личности дает возможность обучающимся колледжаопределить набор качеств, необходимых для профессии «логист» и успешно реализовать себя в профессиональной деятельностис учетом требований профессии.
Литература
1. Гончарова О.Л. Подготовка высококвалифицированных специалистов в области логистики на базе колледжа // Сборник материалов XV Международной научной конференции «Устойчивое развитие: общество, экология, экономика». Часть 2. – М.: ЧОУВО «МУим. С.Ю. Витте», 2019. – С. 45-50.
GoncharovaO. L., candidateofpedagogicalSciences,
teacher
Thearticledealswiththestudyofindividualpsychologicalcharacteristics of the personality of college students in the professional activity of a logistician. The experience of working with students of the Moscow Technological College in the specialty "Operational activities in logistics"is presented.