Развитие лидерских способностей у подростков
Развитие лидерских способностей. Проблема лидерства.
Развитие лидерских качеств у детей начинается с 1,5 – 2 лет.
Развитие лидерских качеств у детей дошкольного возраста ориентировано, в первую очередь, на укрепление таких критериев, как:
— справедливость;
— ответственность;
— преодоление жизненных трудностей;
— формирование цели и достижение ее;
— чувство коллективизма и взаимопомощи, т.д.
Ребенка-лидера легко распознать в стайке сверстников уже в трехлетнем возрасте. Отчего-то к нему липнут другие дети. Он чаще завоевывает права на самую популярную игрушку. Лидер в большинстве случаев активен и жизнерадостен. Он заводила в подвижных играх, чаще всего предлагает новую игру и берет себе в ней самую почетную роль.
Теория (ролик, сообщение, проблема, ситуации, программы развития)
Давайте немного отвлечёмся от серьёзных размышлений. Хочу вам показать одну игру, она называется«Большая семейная фотография». Кстати, её можно провести в компании друзей, знакомых и родственников, совместив развлечение с изучением характеров людей. Приглашаю группу желающих поучаствовать в этой игре прямо сейчас. Итак, перед игрой нужно обратиться к играющим с такими словами: «Вы все большая семья. Представьте, что сегодня к вам пришёл фотограф, чтобы сделать общее фото. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым в семье выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких объяснений давать не надо. Нужно включить негромкую, приятную музыку и понаблюдать за этой занимательной картиной! А когда ваша «семья» займёт места перед воображаемым объективом фотографа, можно сделать замечательные снимки, и не воображаемые, а вполне реальные!
(Группа детей выполняет условие игры: распределяют роли, усаживаются на стулья, занимают места).
Ученики 9 класса: А как же эта игра связана с выявлением лидеров?
Учитель: Всё довольно просто. Давайте вспомним, как шло распределение ролей. Кто взял на себя инициативу первым и попросил главные роли? Кто активно искал лучшее «место под солнцем», а кто стоял в стороне, дожидаясь, когда улягутся страсти с рассаживанием? Роль «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству люди. Однако не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Во время такой игры очень интересно наблюдать за распределением ролей, активностью или, наоборот, пассивностью в выборе месторасположения. Если такая игра проводится среди детей (не только в классе, но и в детском лагере, на вечеринке), то она может открыть новых лидеров и показать, кто кому наиболее или наименее симпатичен в данной группе. Кстати, что необычного вам удалось заметить в ходе нашей игры? Всё было привычно, предсказуемо или некоторые играющие повели себя по-новому? (Дети делятся своими наблюдениями).
С чего начать развитие лидерских качеств?
Первый этап – анализ сильных сторон, необходимо определить свой потенциал и находить собственные методы и подходы к работе. Лидерский потенциал представляет собой «нечто», что уже имеет лидер, но это необходимо открывать в себе, учиться использовать внутренние способности и потенциал.
Второй этап – необходимо учиться верить в собственный успех даже при отсутствии реальных предпосылок для его достижения.
Третий этап – сила воли, поскольку это область действий. Без определенных действий не удастся достичь запланированного. Но мужество и сила воли необходимы не только для принятия решений, но также, чтобы не бояться поражений, а продолжать двигаться вперед.
Барьеры развития лидерских качеств:
Расплывчатость и туманность поставленных целей.
Нетерпеливость и ожидание мгновенных изменений.
Боязнь новых ситуаций.
Боязнь уязвимости. Часто человек стремится избегать ситуаций, потенциально причиняющих боль, приводящих к испугу либо неудобству.
Поведение и ожидание окружающих. Повышение личной эффективности предполагает достижения и успехи, изменения приоритетов, возможность зависти либо враждебности других людей.
Неверие в свои силы. Недостаточные навыки и умения. Людям порой недостаточно новых навыков либо идей, которые нужны для своего развития. Они начинают изучать мемуары либо биографии известных личностей с уверенностью – эта информация становится надежнейшим вариантом для превращения в лидера. Но такое утверждение ошибочно, ведь у тех людей были другие жизненные обстоятельства и условия.
Обсуждение:
Описание: Способ производства некоторого количества креативных идей группой, которая выдвигает предложения для их дальнейшей оценки. Разделите участников на группы по 4-6 человек. Задайте тему для мозгового штурма. Примеры:
Сообщество дошкольников, каким бы большим или малым оно ни было, организованным (группа детского сада) или стихийно возникающим (дворовая, домашняя группа), развивается и оказывает свое влияние по тем же закономерностям и нормам, что и коллективы школьников, взрослых. Однако это не отрицает специфику их проявления и механизм взаимодействия личности с группой. Картина взаимоотношений между сверстниками в группах детского сада достаточно сложна и неоднозначна. Известно, что уже в старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни из них становятся более предпочитаемыми для большинства детей, другие - менее. Обычно таких наиболее предпочитаемых детей, к которым тянутся остальные, называют лидерами. Однако термин «лидерство» достаточно трудно приложить к группе детского сада.
Феномен лидерства всегда связывается с решением какой-то групповой задачи, с организацией коллективной деятельности. Но группа детского сада не имеет чётких целей и задач, у неё нет общей, объединяющей всех деятельности. Вместе с тем, не вызывает сомнений факт предпочтения определённых детей, их особой притягательности. К одним сверстникам, изобретательным в играх, дошкольники относятся с симпатией и стремятся к ним, других сторонятся, несмотря на наличие у них таких же качеств. Одни дети ищут общества наиболее подвижных, активных сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. Одни увереннее себя чувствуют рядом с сильными и решительными. Другие, наоборот, предпочитают дружить со слабыми, робкими, находя удовлетворение в покровительстве.
В связи с этим особую важность приобретает формирование лидерских качеств у дошкольников, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскроется в школьный период. Поэтому педагоги нашего детского сада поставили перед собой цель создания условий для раскрытия у детей лидерских качеств.
Для развития лидерских качеств мы используем игровую, спортивную, сюжетно- ролевую и художественно-эстетическую деятельность в целях копирования и тренировки лидерского поведения на основе повторения показанного образца. Хороший развивающий эффект содержат проблемные ситуации, так как создаваемые проблемы являются источником самореализации ребенка, позволяющим ему решать эти задачи самостоятельно. Таким образом, выявляется и развивается детская индивидуальность, ребенок обретает уверенность в том, что в некоторых случаях он сам что-то может сделать без помощи взрослого. Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной ребенок, сформировать на их основе определенные способности можно лишь в деятельности, вне которой психическое развитие невозможно.
Начальным этапом в развитии лидерских качеств в дошкольном возрасте являются спортивные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие от ребенка проявления ловкости, точности, скорости, координации движений, точности запоминания и воспроизведения информации. Игры и упражнения, постоянное изменение условий выполнения знакомых упражнений и эстафет используются для обучения детей анализу меняющейся ситуации, побуждают дошкольников решать стандартные двигательные задачи и учитывать меняющиеся условия выполнения физических упражнений.
Взаимосвязь между физкультурно-оздоровительной, воспитательной, нравственной работой, плюс дополнительное образование художественно-эстетической направленности - это залог успеха в развитии лидерских качеств дошкольников.