12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Саютина28

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Брылинская средняя общеобразовательная школа»

Каргапольский район Курганская область








Исследовательская работа

Истоки нравственного выбора человека

на страницах повести В. Быкова

«Журавлиный крик»



t1645795185aa.jpg


Подготовила: Афанасьева Юлия,

ученица 9 класс.

Руководитель: Саютина С.В.,

учитель русского языка и литературы.





Брылино

2021 год

ОГЛАВЛЕНИЕ


Наименование раздела

Страница

1.

Оглавление

2

2.

Введение

3

3.

Глава I. Жизненный и фронтовой путь В.Быкова

5

4.

Глава II. Анализ нравственных истоков предательства Пшеничного, героя повести В. Быкова «Журавлиный крик»

5

5.

Заключение по исследовательской работе

8

6.

Список использованной литературы, источников

9

















ВВЕДЕНИЕ.

Совесть, честь, долг, достоинство – категории, определяющие выбор человека. Человек в любом возрасте пытается сделать свой выбор: идти или не идти в школу, выполнить домашнее задание или не выполнять, прислушаться к мнению родителей или поступить, как хочется, остаться честным или солгать, быть преданным или предать. Сделанный однажды выбор влияет на линию жизни, на судьбу. Каким человек станет - напрямую зависит от умения сделать правильный выбор.

Тема нравственного выбора поднята писателем – фронтовиком В. Быковым в повести «Журавлиный крик». На протяжении 60-70 годов Василь Быков создаёт целый ряд произведений, в которых показывает мужество и героизм советских людей в борьбе с фашистской Германией. Новизна данной исследовательской работы заключается не в стремлении проанализировать изображение войны в страданиях и крови, а в попытке разобраться в истоках нравственного выбора человека перед лицом сложной жизненной ситуации, что и составляет актуальность исследования, ибо человеку в  век глобальной компьютеризации и информатизации важно не растерять те нравственные качества, которые послужат основой всех его поступков, основой выбора.

В ходе работы изучена автобиография Василя Быкова, прочитана и проанализирована повесть «Журавлиный крик», просмотрен художественный фильм «Долгие версты войны» (экранизация повести В. Быкова), составлены интеллект – карты, отражающие особенности становления характера Пшеничного, одного из героев повести, – всё это позволило сделать определённые выводы по обозначенной теме исследования.

В ходе исследования использованы различные методы.

Метод изучения автобиографической литературы позволил узнать жизненный и фронтовой путь В.Быкова. Метод анализа применен в ходе работы над повестью «Журавлиный крик». Выяснить значение таких понятий как мораль и нравственность способствовала работа с интернет-ресурсами.

При исследовании изучен материал X международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум – 2017»[5, с.9], что позволило рассмотреть понимание военной темы В. Быковым.

Информация о биографии писателя взята на официальном сайте «Военная литература. Мемуары »[2, с.9]

Цель работы – через образ Пшеничного, героя повести В. Быкова «Журавлиный крик», выяснить истоки нравственного выбора человека.

Задачи:

1. Изучить жизненный и фронтовой путь В.Быкова.

2. Прочитать повесть В.Быкова «Журавлиный крик».

3. Создать интеллект-карту «Только сам себе, сам для себя, вопреки всему ».

4. Соотнести жизненный путь героя повести и его нравственный выбор.

Гипотеза – предположим, семейное воспитание - основ нравственного выбора человека.

Теоретическая значимость данной исследовательской работы состоит в следующем:

- способствует определению своеобразия художественного стиля писателя-фронтовика В. Быкова;

- позволяет раскрыть cущность понятия «психологическая проза»;

- помогает почувствовать ощущения рядового солдата на большой войне;

- формирует навыки анализа художественного произведения;

- содействует саморазвитию;

- формирует навыки самоанализа совершаемых поступков.

Данные исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении творчества В. Быкова. Кроме того, возможно использование результатов исследования и вне учебной программы, например, классными руководителями при подготовке серии классных часов «Нравственные ценности. Истоки нравственного выбора», при выполнении социальной практики в ходе реализации Всероссийского народного проекта «Киноуроки в школах России». Это говорит о высокой практической значимости исследования.

Срок работы над исследованием: сентябрь 2020- март 2021 гг..





































Глава I. Жизненный и фронтовой путь В. Быкова.

Василь Быков, говоря о своём творчестве, отмечал: «Я всегда писал о том, что видел и пережил сам, что пережили мои товарищи. Конечно, в моих книгах нет буквального воспроизведения жизненных ситуаций. Но все, о чем я пишу, так или иначе, было». Что же было в жизни В.Быкова?

Василь Быков родился 19 июня в 1924 году в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. 22 июня 1941 года ушёл на фронт в возрасте 17 лет. Сначала был рядовым, по окончании Саратовского пехотного училища – командир взвода автоматчиков. Уже через год Быкову присвоено звание младшего лейтенанта. Писатель прошёл всю войну, воевал в Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Югославии. Много позже написал повести о годах и событиях войны, на основе собственного опыта и воспоминаний. Все произведения В. Быкова отличаются особым стилем и не оставляют читателя равнодушным. В центре его творчества не яркие сражения, а повседневный труд солдата. В 1983 году опубликована повесть «Знак беды», за которую писатель был удостоен в 1986 году Ленинской премии. Повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» отмечены государственной премией СССР

Василь Быков ушел из жизни 22 июня 2003 года. Похоронен на Восточном кладбище в городе Минске. В городах Белостоке и Гродно, а также в посёлке Ждановиче названы улицы в честь писателя.

Глава II.Анализ нравственных истоков предательства Пшеничного, героя повести В.Быкова «Журавлиный крик»

«С чувством собственного достоинства подал свою пухлую ладонь неповоротливый, мордастый Пшеничный…..Коренастый, крепко сбитый Пшеничный развалисто вышел вперед..» [1, с.9] - это первые строки повести о герое, который является центральным данной исследовательской работы. За авторскими эпитетами кроется неприязненное отношение к нему самого автора, и именно с них начинается «нелюбовь» читателя к Пшеничному. Где истоки собственного достоинства и развалистой походки? Ответ на этот вопрос дает В.Быков, описывая детство и юность героя.

Иван Пшеничный – сын крестьянина – кулака, еще в детстве « чувствовал, что отец скупой, злой, несправедливый, и это невольно угнетало его». [1, с.9] Благодаря отцу он постиг земледельческую науку, привык работать на совесть, относиться к делу ответственно. Вместе с этим, сторонился деревенских парней, жил отчужденно, под каждодневным отцовским надзором и понуканием. В это же время твёрдо закоренела в молодом Пшеничном привычка во всем подчиняться воле отца, и порвать с отцом, пойти на свой хлеб не хватало решимости. И здесь автор сокрушается, не скрывая своего сочувствия к герою : «Вот так, как следует не сомкнувшись, разошелся его путь с людьми, с теми, кто дал бы ему веру в жизнь, в собственные силы и, быть может, уберег душу от тоски одиночества».[1, с.9] Далее автор конкретно описывает события, которые проложили глубокую грань между Пшеничным и окружающими людьми, подчёркивая при этом, и его положительные стороны.

Этап жизни Пшеничного

Положительные стороны характера героя

Отношение окружающих к герою

Обиды, порожденные отцовским прошлым

Жизнь в семье дяди

Внимательность, чуткость

по едва уловимым приметам и мелочам юноша видел, что он все же лишний, чужой в этой семье

и от этого не было Ивану радости.

Учеба в семилетке, педагогический техникум

Учился он неплохо, понимал и любил математику и после семилетки подал документы в педагогический техникум

но на экзамены его не вызвали, документы вскоре вернули, и в холодной казенной отписке было сказано, что в техникум его принять нельзя, потому что он – сын кулака.

Это было огромным горем для молодого Пшеничного, первой, действительно незаживающей раной в душе.

Брянск, артель каменщиков

Себя он не жалел, работал с жаром, с отцовской въедливостью. Это вскоре заметили рабочие и начальство. Его хвалили на собраниях, ставили в пример остальным.

Подал заявление в комсомол

когда услыхали, что он сын кулака-хуторянина, в приеме в комсомол отказали.


Это была смертельная, на всю жизнь, обида. Иван Пшеничный уже окончательно уверовал в свою отверженность.


Донецк, работа в шахтах

он старался забыться в труде


но это не забывалось, не проходило никак и нигде.

Военкомат, призыв в армию

учился военному делу, а больше работал: строил железные дороги, мосты, тоннели.

- Ты сын кулака и будешь служить в рабочем батальоне


Военная служба

Он наловчился ходить на лыжах, в соревнованиях однажды занял первое место, записан в команду для участия в агитпробеге

Уже со старта его вернул комиссар, сказав, что ему ехать нельзя, потому что у него, красноармейца Пшеничного, неладно с биографией.


Иt1645795185ab.gif ван сдался, отступил в сторону, не лез больше туда, где были не такие, как он, люди.


Только сам себе, сам для себя, вопреки всему – такой волчий девиз усвоил постепенно Пшеничный.


Анализ таблицы показывает, автор, описывая жизнь героя, не стремится указать на его отрицательные стороны, даже, наоборот, у читателя возникает чувство сопереживания к нему и негодование по отношению к окружающим, к тем, кто так «умело» помог Ивану Пшеничному приложить к своей жизни « волчий девиз», научиться обманывать, воровать, ненавидеть слабых, сильных побаиваться и тоже ненавидеть.

В. Быков наделяет героя умением анализировать свои поступки, показывает, как непросто даётся Пшеничному держать удары судьбы и как главными двигателями его жизни становятся обида и злость. На мой взгляд, кульминацией повести можно считать фрагмент: «Когда началась война, среди огромного моря человеческого горя и слез нашелся человек, который тайно злорадствовал. Этим человеком был боец запасного батальона Иван Пшеничный, ставший затем фронтовиком и сегодня вот окончательно решивший сдаться в плен немцам.» [1, с.9] В войне Пшеничный увидел ту силу, которая защитит его сразу от всех, отомстит за его обиды – в этом кроются истоки злорадства.

Но легко ли ему дается реализовать созревшее в голове решение?

Автор показывает, как непросто Пшеничному держать в ладу голову с душой:

Прикрыв за собой дверь сторожки, Пшеничный с отчетливой ясностью понял, что он навсегда уже отделен от этих пятерых людей, с которыми свела его непутевая военная судьба.

будущее же лежало где-то на грязной, неизведанной дороге

Какое-то время Пшеничный боролся с внезапным волнением от сознания близкого осуществления своей затаенной мечты.

вдруг в его душе неприятно шевельнулась непонятная жалость, словно робкий боязливый укор самому себе

Пшеничный еще раз оглянулся и тут снова с особой силой почувствовал в душе щемящую тоску и еще – начало неизвестного своего одиночества. Это чувство, помимо его желания и воли, вдруг охватило его так цепко, что он даже остановился, но затем снова разозлился на себя

наконец постарается оседлать свою судьбу, заслужить, доказать свое право на человеческую жизнь, жизнь, которой он достоин, несмотря ни на какие невзгоды


Было страшно снова встретить своих, русских,

Пшеничный впервые на какой-то миг почувствовал досаду от того, что так поспешно принял решение уйти

Пшеничный еще услышал горестные причитания женщины и дико замычал – от боли, от сознания конца и последней лютой ненависти к немцам, убившим его, к тем, на переезде, еще оставшимся жить, к себе, обманутому собой, и ко всему белому свету…

Описывая момент предательства, Василь Быков не злорадствует над своим героем, показывая, как рвутся тонкие струны его души. До последнего вздоха Пшеничный думает, пытается разобраться в самом себе. Автор умело использует функцию художественного пейзажа, предугадывая судьбу героя: будущее же лежало где-то на грязной дороге. Кроме того, невозможно не подчеркнуть и использование приёма «говорящие фамилии», что является яркой характеристикой персонажа. Фамилия Пшеничный– исконно русская, однокоренное слово – пшеница, неразрывно связанное со словом земля.[4, с.9] Иван – распространённое русское имя, с которым мы встречаемся еще в детстве на страницах сказок. Издавна в заморских странах русских мужчин называют Иванами. Судьбой было предназначено Пшеничному Ивану жить на родной земле, постигать науку земледелия.

Василь Быков наделяет своего героя совсем другой судьбой, причем цель автора не создать омерзительный образ предателя, а показать душевные переживания человека. Отсюда и у читателя на первое место выходит желание не осудить Пшеничного, а понять его, вместе с тем, задуматься над своими собственными поступками и признать, что достойно прожить возможно только, подчиняя чувства разуму.

III. Заключение

На основании проведённого исследования можно сделать вывод о том, что темы совести, честности, долга, доброты и гуманизма, поднятые В. Быковым в повести «Журавлиный крик», никогда не перестанут быть актуальными. Раскрывая истоки нравственного выбора, писатель опирается на исследование внутреннего мира человека, анализируя мотивы и поступки героев, В.Быков показывает, что выбор человека напрямую связан с нравственными ценностями человека. На примере героя повести автор показывает, чем может обернуться неумение принять правильное решение однажды. Уйди Пшеничный от отца, и совсем бы иначе сложилась его судьба. С другой стороны, далеко не каждый сможет отречься от родного человека в 16-17 лет. В результате, за Пшеничным тянутся шлейфом обиды, порожденные отцовским прошлым.

На нравственный выбор героя немалое влияние оказало и общество, нанеся ему много душевных ран. На мой взгляд, решение «оседлать судьбу» принято героем наперекор его принципам и убеждениям, иначе не показал бы автор его душевных мук на пути к предательству. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения героя, писатель раскрывает глубину его психологического состояния и переживаний. Таким образом, выдвинутая гипотеза оказалась недостоверной. На нравственный выбор человека, безусловно, влияет семейное воспитание, но немаловажное значение имеет общество и, конечно, сила духа.

Бесспорно, повесть «Журавлиный крик» можно отнести к жанру психологической прозы. Прозы о людях, их чувствах, о том, как они проявляют себя в конкретных ситуациях, и как меняются их чувства и мировосприятие.

Данное исследование приводит к следующим выводам:

В центре внимания повести В. Быкова «Журавлиный крик» герой, оказавшийся перед сложным нравственным выбором.

Истоки нравственного выбора героя – семейное воспитание, отношение окружающих, желание изменить свою жизнь одночасье.

Психологическая проза – способ самопознания человека.

Исследования в данном направлении могут быть продолжены. В перспективе было бы интересно прочитать другие произведения, относящиеся к жанру психологической прозы, с целью приобретения навыков самоанализа своих поступков.

Исследовательская работа помогла мне взглянуть по-новому на свои поступки и решения, приобрести определённый опыт самоанализа, заставила задуматься о нравственных ценностях.





Список использованных источников


Быков В.В. «Журавлиный крик» [Текст]/ Быков В.В. Собрание сочинений : В 4-х т. Т. 1. Повести. Пер с белорус. /Типография - Мол.гвардия, 1985. – 414 с.


Военная литература (милитера) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/memo/russian/bykov_v01/pre.html, свободный. – Загл. с экрана

Военное обозрение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://topwar.ru/27025-leytenantskaya-proza-vasil-bykov.html, свободный. – Загл. с экрана

Значение имени [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://imena-znachenie.ru/familii/pshenichnyj.html, свободный. – Загл. с экрана

Студенческий форум – 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017035715, свободный. – Загл. с экрана








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.