Исторические стратегии Бориса Акунина в детективных романах о Фандорине
Исторические стратегии Б. Акунина* в детективных романах о Фандорине.
«Новая беллетристика», которую разрабатывает Б. Акунин, предполагает в его авторской программе опору на опыт А. Дюма. Поэтому и сам Б. Акунин не раз высказывался по этому поводу: "Я с историей обращаюсь примерно так же, как А. Дюма. Когда беру исторического персонажа, слегка изменяю ему фамилию, чтобы не вводить читателя в заблуждение ложным историзмом"[ Вербиева А.].
По поводу исторических стратегий Б. Акунина существует много разных точек зрения, среди которых есть мнение о том, что в романах Б. Акунина Россия предстает нормальной страной со своей структурой, эффективной полицией, хорошим сыском.
Конечно же, романы Б. Акунина не исторические, хотя как отмечает Друговейко С.В., «исторически все правдоподобно». Среди прототипов действующих лиц много реальных исторических деятелей, которые скрыты под псевдонимами. Благодаря этим лицам и событиям романы Б. Акунина способны заинтересовать и школьников. А. Ранчин отмечает: «Толстовское отношение к русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг., выраженное устами Левина («Анна Каренина»), демифологизация и деэстетизация войны вообще предпринятая в «Войне и мире», восприняты Б. Акуниным в романе «Турецкий гамбит» без всякой иронии. Возможно, поэтому романы Б. Акунина изучаются в школе как «полуобязательное внеклассное чтение». как «отрадный пример приобщения нового поколения к книге». Исследователи современного состояния литературы М.Ю. Маркасов и С.Л. Друговейко разработали уроки по истории и литературе для старшеклассников по творчеству Б. Акунина. Так, М.Ю. Маркасов предлагает урок «Поэтика «вторичного» текста в школьном курсе: анализ пьесы Б. Акунина «Чайка», где исследователь пытается рассмотреть не только концептуальный, но и рецептивный план пьесы. Иными словами, он пытается осмыслить не только сам текст, но и структурировать точки зрения интерпретаторов [Маркасов М.Ю.]. Л.С. Друговейко разработала урок «Игра с историей» по детективу Б. Акунина «Азазель» с комментарием для учителя и заданиями к нему с целью пополнить знания молодого поколения по истории России [Белокурова С.П.].
Б. Акунин развивает в своих детективных романах общественно-историческую концепцию, очевидно востребованную публикой. Нам представляется, что романы Б. Акунина – некая вариация на тему альтернативной истории. Мы полагаем, что это важно для самого писателя показать, когда катаклизмы, катастрофы, которые потрясут Россию вначале XX в. уже наличествовали, были, но не являлись еще неотвратимыми. Б. Акунин полагал, что история ему нужна в той же мере, в какой была нужна история для А. Дюма, полагавшего, что «История – это гвоздь, на который я вешаю сюжеты своих романов».
Литература
1. Акунин, Б. Азазель / Б. Акунин.. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Захаров, 2002. – 237с.
2. Акунин, Б. Коронация, или Последний из романов / Б. Акунин. – М.: Захаров, 2002. – 349 с.
3. Акунин, Б. Смерть Ахиллеса / Б. Акунин. – М.: Захаров, 2002. – 312 с.
4. Акунин, Б. Статский советник / Б. Акунин. – М.: Захаров, 2002. – 284 с.
5. Белокурова, С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец XX века. Уроки современной русской литературы. – СПб.: Паритет, 2001. – С. 244-497.
6. Вербиева, А. Так интереснее мне и веселее взыскательному читателю // Независимая газета. – 1999. – 23 дек. - С.6.
7. Маркасов, М.Ю. Поэтика вторичного текста [Электронный ресурс] URL:http: //lit. September.ru /article. pkp? ID=200701510 (31.04.2010).
* Физическое лицо, выполняющее функции иноагента