Функции рекуррентного персонажа серии романов о Фандорине

3
0
Материал опубликован 30 October 2020

Bobkova N. G. "The «returning character» of novels by B. Akunin». The article is devoted to the beloved character of novels by B. Akunin. The principal character Fandorin is scrutinized as a «totality» of many invariables lines and traits but which are already fond of the readers.

Key words: the returning character, the beloved character, a «totality» of many lines, invariables lines and traits.

УДК 821.161.1 – 312.4

Б 722

Н. Г. Бобкова, аспирант очного отделения кафедры зарубежной литературы БГУ, г. Улан-Удэ, Бурятия

N. G. Bobkova, the post–graduate student of the foreign literature. BSU, Ulan-Ude, Buryatiya.

Рекуррентный персонаж в романах Б. Акунина о Фандорине.

В статье говорится о рекуррентном персонаже цикла о Фандорине, который рассматривается как совокупность постоянных, но уже привычных и полюбившихся читателю черт , переходящих вместе с героем из романа в роман.

Ключевые слова: возвращающийся персонаж, любимый персонаж, «совокупность» многих черт, постоянные черты.

Одним из непременных персонажей романного цикла, по мнению французского исследователя Д. Аранда, является "рекуррентный", то есть "возвращающийся". Таким персонажем является Эраст Петрович Фандорин – центральный герой цикла «Приключения Эраста Фандорина» Б. Акунина. Очевидно, самой удачной находкой Б. Акунина можно считать образ сыщика Эраста Фандорина, живущего во второй половине 19 столетия, т.е. времени, которое наполнено интересными историческими событиями, научными достижениями, которые часто становятся сюжетной основой романов писателя.

«Литературные предки» Эраста Петровича Фандорина – почтенные, знаменитые персонажи, любимые несколькими поколениями читателей. Это и Дюпен Эдгара По, и Рокамболь Понсон дю Террайля, и Шерлок Холмс Артура Конан Дойля, и отец Браун Честертона, и Эркюль Пуаро, и мисс Марпл Агаты Кристи, и комиссар Мегрэ Жоржа Сименона, и многие другие. Именно эти герои обеспечивали литературный и коммерческий успех романам. Выход в свет литературного проекта "Приключения Эраста Фандорина" отмечен в критике неоднозначными и противоречивыми оценками, связанными с образом Эраста Фандорина. Одни (А. Ранчин, Д.В. Шаманский, Э. Розенталь) приветствовали его появление. Поступки, образ жизни и мироощущение Эраста Фандорина, по их мнению, вызывают интерес. Для других (Г.М. Циплаков) «ожидания» не оправдались, так как, по мнению ученого, для Фандорина не свойственна сознательная активность: события, в которых он участвует, в некотором роде «случайны».

Каков, на самом деле, главный герой цикла? Какими качествами он обладает, привлекая читателя? В чем он «повторяет» героев классических детективов и в чем его отличие?

Как и все «рекуррентные» персонажи, Фандорин обладает чертами «узнаваемости». Читателю уже известны его седые виски и заикание, блестящее владение дедуктивным методом и медитацией, безразличное отношение к славе и успеху, неопределенность в личной жизни, умение до неузнаваемости изменять свою внешность, владение боевыми искусствами, работа в паре с верным и преданным слугой и помощником Массой, везение во всех безвыходных и опасных ситуациях.

Но «сквозь» образ Эраста Фандорина «просвечивают» другие персонажи, давно знакомые и любимые. Так, Фандорин, как и Шерлок Холмс, - мастер дедуктивного метода, но не повторяя своего знаменитого предшественника, он обладает и своей отличительной особенностью - проникать в суть совершившегося преступления. Он прибегает к методу медитации, выводит иероглифы, которые помогают ему сосредоточиться и направить мысли в нужном направлении.

Как и Шерлок Холмс Фандорин безразличен к славе. Если для Шерлока Холмса разгадка сложного преступления – лекарство от депрессии, то для Фандорина - это способ восстановить справедливость и наказать преступника. С девятнадцати лет Фандорин служит в полиции, затем в жандармском управлении. Распутывая сложные и опасные преступления, он часто остается в стороне, а лавры пожинает кто–то другой.

Неустроенность в личной жизни также роднит Фандорина со своими знаменитыми предшественниками. Начиная с первого романа, ему не везет в личной жизни, погибает его невеста и на протяжении остальных романов этот рок преследует его до конца. В романе «Особые поручения», в повести «Пиковый валет» от него уходит Ариадна Аркадьевна Опраксина. В повести «Декоратор» Ангелина оставляет Фандорина и уходит в монастырь. В романе «Алмазная колесница» из-за инсценировки смерти его возлюбленной О – Юми он вынужден покинуть Японию и возвратиться домой.

А. Ранчин, характеризуя Фандорина как сыщика, приводит слова В. Шкловского о том, что в детективной литературе обязательна пара «сыщик – его незадачливый и недалекий коллега или знакомый» [2 с,244]. Таковы Арсен Дюпен и его приятель-рассказчик Эдгара По, Холмс и Уотсон Конан Дойля, Пуаро и Гастингс Агаты Кристи. У Б. Акунина также есть своя пара, но преданный помощник Маса не играет роли незадачливого и недалекого помощника при разгадывании преступлений, а помогает сыщику, прежде всего, как мастер боевых искусств, без помощи которого не может обойтись Фандорин.

Как видим, герой не во всем повторяет литературных героев прошлого. Уникальная особенность Эраста Фандорина - «везение» в азартных играх и в жизни. Он, как говорится, и в огне не горит и в воде не тонет. Писатель искусно вплетает тему «везения» в повествование. Неудача в игре для Фандорина бесспорный признак того, что это обман или мошенничество (повесть «Пиковый валет»). Известно, что везение – один из законов детективного жанра: сыщику как центральному персонажу полагается "выходить сухим из воды в любых жизненных обстоятельствах при помощи какого-нибудь сногсшибательного трюка" [3 с,3]. Везение героя – всегда дело случая (От убийства его спасает пояс для мужчин для поддержания прямой осанки "Лорд Байрон», остается жив после взрыва подарочной бандероли в день бракосочетания только потому, что побежал вдогонку за преступником и др.).

О «везении» напоминает читателю либо другой герой романного цикла, либо сам Фандорин: «У меня редкий дар, господа, - ужасно везет в азартные игры. Необъяснимый феномен. Я уж давно свыкся. Очевидно все дело в том, что моему покойному батюшке столь же редкостно не везло. Я выигрываю всегда и в любые игры, и оттого терпеть их не могу" [4,c.36]. Поясним: тема «везения» в большей мере присуща авантюрному роману, так как возникает новая рецептивно-текстовая модель, изменяя канон жанра детектива и усиливая, тем самым, читательский интерес. Но, «везение, неуязвимость – черта не столько героев детективного романа, сколько центральных персонажей романа авантюрного, приключенческого" [2,с.243]. Это высказывание, относящееся к романам Акунина, по нашей мысли, не лишено смысла. Ведь не случайно, Борис Акунин настойчиво из романа в роман обращает читательское внимание на эту удивительную черту Эраста Петровича. Здесь тоже своего рода «рекуррентность»: везение и победа в опасных приключениях – неизменные спутники мушкетеров А. Дюма, знакомым читателя с детства. Сам писатель не скрывает своего желания быть его последователем, но не может «допрыгнуть» до должного уровня «короля» авантюрного жанра. Вполне логично предположить, что он "претендует" на некоторое сходство своих романов с романами Дюма. Для того, чтобы читатели не "пропустили" эту мысль, писатель использует некоторые приемы, которыми пользовался и Дюма, в частности, приписывает своему герою необыкновенную черту, которая позволила бы ему не умирать, а писателю безбоязненно "бросать" своего героя в объятия Рока или Судьбы.

Отдельно следует отметить, что среди всего прочего, важной отличительной чертой, раскрывающей художественный образ сыщика, его духовный мир является язык героя. По роду своей деятельности, а также в силу склонности к аналитическому мышлению у Фандорина – это, прежде всего, язык логики, язык, отражающий четкую жизненную позицию и философский подход к окружающему миру. В силу этого, читатель, ждущий новой встречи с полюбившимся сыщиком, знает, что ему свойственно и умение в нескольких словах дать краткое, но меткое описание чего бы то ни было.

Но все же отметим, что использование только одних хотя и полюбившихся черт героя, переходящих в новый роман, в конце концов, надоедают читателю, ожидающего от него уже нечто новое. И Б. Акунин, как настоящий стратег, предвосхищая «ожидания» читателей, привносит каждый раз что-то новое в роман. И этим новым оказывается обстоятельство, в котором герой никогда не был, но раскрывается с новой стороны. Эволюция героя – «родовая» черта романа XIX в. Отметим: образ сыщика в детективных романах всегда неизменен (Шерлок Холмс, комиссар Мегрэ, Эркюль Пуаро), а в классической литературе характер главного героя развивается под влиянием обстоятельств. Фандорин тоже эволюционирует: взрослеет, меняется его характер и привычки. Это и закономерно для романного цикла: «Любой персонаж – это индивид, личность, пусть и вымышленная. Личность же рекуррентного героя не определяется с первого раза, а предстает как сумма его отдельных появлений на страницах романного цикла, полагает, - Д. Аранда. - Поэтому восприятие персонажа как повторяющегося проходит две стадии: первое его появление и последующее» [1, с.29].

Воспроизведем литературное «досье» Фандорина:

"Азазель" (1876) В начале романного повествования Фандорин – письмоводитель, чиновник 14 класса 19 лет. Потомственный дворянин, потомок немецких рыцарей-крестоносцев, оставшийся круглым сиротой в 19 лет. Отец умер, промотав состояние и оставив кучу долгов. Не окончив гимназию, поступает коллежским регистратором в полицию. За отличную службу назначен титулярным советником. Женится на дочери действительного тайного советника Елизавете фон Эверт - Колокольцевой, которая погибает от взрыва бомбы в день бракосочетания. В конце романа назначен следователем по особо важным делам. Награжден орденом Святого Владимира 4 степени за дело "Азазель".

Благородный, романтичный, активный в любых ситуациях в начале романа, повзрослевший, переживший трагедию в конце.

"Турецкий гамбит" (1877) Дипломат в мирных переговорах в Русско – Турецкой войне. Находясь в плену у турок, выигрывает свободу играя в нарды. После завершения войны добивается назначения в Японию на дипломатическую службу. Устал от света, разочарован.

"Левиафан" (1878) Дипломат. Награжден орденом Святого Станислава 3 степени за дело "Турецкий гамбит".

Покоритель сердец, красавец, богатый аристократ, направляющийся по дипломатической линии в Японию.

"Алмазная колесница" (1878) Т.2 Второй секретарь посольства в Токио. Награжден орденом Святой Анны 4 степени за дело "Алмазная колесница". Снова просыпается романтическое чувство: Эраст Петрович влюбляется. Проявляет активность и инициативу на протяжении всего романа.

"Смерть Ахиллеса" (1882) 26 лет. Чиновник особых поручений при генерал – губернаторе Долгоруком.

Активен, предприимчив, часто идет на риск и не ждет поручений.

"Особые поручения" (1886, 1889) Надворный советник. Чиновник особых поручений при генерал – губернаторе 6 класса, кавалер российских и иностранных орденов.

Уважаемый и почитаемый господин. Много лет состоит «правой рукой» при генерал – губернаторе.

"Статский советник" (1891) Статский советник. После ухода генерал – губернатора Долгорукого подает в отставку. Ведет частные расследования.

"Коронация" (1894) 40 лет. Статский советник в отставке.

Персона нон – грата при дворе. Постоянно живет за границей. Приезжает на родину наездами.

"Любовница смерти" (1900) Инженер Неймлес. Частный детектив. Статский советник в отставке.

"Любовник смерти" (1900) Живет постоянно за границей. Приезжает на родину время от времени. По – прежнему остается персоной нон – грата при дворе.

"Алмазная колесница" (1905) Т.1 Консультант В жандармско – полицейском управлении железных дорог. Снова вернулся на родину, но не захотел восстановиться на государственной службе.

Важно заметить, что «досье» отражает не только карьерный рост девятнадцатилетнего юноши без всякой протекции. С получением различных чинов меняется и сам сыщик. Ведь каждая новая награда – это не только новое событие, запутанное и сложное преступление, которое предстоит не только раскрыть, но и пережить герою. Показывая героя каждый раз в новых обстоятельствах, разгадывающего все новые и новые преступления, Б. Акунин раскрывает образ Эраста Петровича с новой, не знакомой читателю стороны. Преступление для Фандорина не просто работа, это часть его жизни. Каждое новое преступление оставляет заметный след в его судьбе. Поэтому меняется его характер, он взрослеет, юношеский романтический оттенок постепенно бледнеет, на его место приходит способность здраво рассуждать, логически мыслить, расставлять все точки над "и". Меняются характер, привычки, но Фандорин от этого не становится равнодушным наблюдателем совершаемых преступлений, несправедливости. Да, он уже не "рвется в бой" с таким рвением как в "Азазеле", победы, действительно, даются ему большой ценой, так как он уже многое пережил, в его жизни произошла не одна трагедия. Б. Акунин понимает: было бы смешно наблюдать, как сорокалетний статский советник с юношеским пылом стремится к раскрытию преступления. Он становится степеннее. Его поступки обдуманнее. Его уважают и почитают, признавая вполне заслуженно его талант в раскрытии преступлений. Но мир, все–таки он спасает.

Немаловажное значение для развития характера, по нашей мысли, имеет тот факт, что Фандорин – патриот. При том, что Б. Акунину не свойственно морализировать и предлагать готовые выводы, его романы носят воспитательный подтекст. И этот подтекст вырисовывается, прежде всего, благодаря образу главного героя. С девятнадцати лет служит в полиции, в жандармском управлении, хотя по своим интеллектуальным данным мог бы слушать лекции в университете. Все ради отечества. За свою преданность отечеству и делу он "вознагражден" тем, что вынужден долгие годы жить вдали от родины, а тоску по ней компенсирует короткими наездами инкогнито от правительства. Он не жалеет своей жизни, часто идет на риск ради благородного дела, а взамен получает неустроенность в личной жизни и одиночество. Только один друг, на которого он может всегда положиться, кто не предаст его никогда – это слуга Маса. Поэтому неудивительно, что «горизонт ожидания» читателя, тоскующего о великой России, благородных и готовых отдать за нее жизнь героях, вполне удовлетворен. «Рекуррентный герой» в этой серии Б. Акунина может быть рассмотрен как «сплав» черт многих героев, уже давно покоривших читательские сердца. В этом смысле «рекуррентность» может рассматриваться как узнаваемость в облике нового героя привычных и полюбившихся читателю героев литературы ушедших эпох. ​​​​​​​

Литература

1. Аранда Д. Повторяющийся персонаж: Читатель как соавтор / Д. Аранда // Реферируемый журнал. Литературоведение. Сер.7. – 2003 - №1.

2. Ранчин А. Романы Б. Акунина и классическая традиция: повествование в четырех главах с предуведомлением, нелирическим отступлением и эпилогом / А. Ранчин //НЛО, 2004 - №67.

3. Розенталь Э. Читая Бориса Акунина / Э. Розенталь // Электронный журнал «Вестник», изд – во VIA Press – 2003/ - №3.

4. Акунин Б. Смерть Ахиллеса / Б. Акунин – М.:Захаров, 2002.

Literature

1. Aranda D. The returning character: The reader as co-author / D. Aranda // The magazine of Academy of Sciences. Philology. Ser.7. – 2003 – 31.

2. Rantchin A. The novels by B. Akunin and classical tradition: four chapters with preface, digression and epilogue / Rantchin A. // NLO, 2004 - №67.

3. Rosental A. The reading of novels by B. Akunin //The electronic magazine “The bulletin”, Publishing house VIA Press – 2003/ - №3.

4. Akunin B. Death of Ahilles / B. Akunin – M.: Zaharov, 2002.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.