Конспект урока истории в 5 классе для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи «В Афинских школах и гимнасиях»
Конспект урока истории в 5 классе для обучащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Семёнова Ю.В., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №4 г. Балашиха
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Такой диагноз требуют соблюдения особых условий в организации учебно-воспитательном процессе: обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально-дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков, необходимость концентрического подхода к изучению учебного материала, для неоднократном повторении изученного материала; щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.
Тема урока: В афинских школах и гимнасиях.
Цель: познакомиться с системой образования в Афинском полисе, способствовать пониманию важности образования в жизни человека, содействовать формированию взглядов на гармонично развитую личность на примере афинских школ и гимнасиев.
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Формы работы: индивидуальная.
Образовательная среда:
- учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая “История древнего мира”, 5 класс;
- компьютер, медиапроектор;
- презентация «В Афинских школах и гимнасиях»;
- карточки с заданиями, дополнительной информацией и иллюстрации-задания для пробного действия;
- жетоны (лавровые венки) из бумаги;
- приложение «Plickers», карточка-код.
Личностные результаты: освоение гуманистических традиций и ценностей образования, воспитание уважения к культуре других народов.
Планируемые предметные результаты: сформировать представление об Афинских школах и гимнасиях, их значении в жизни афинского общества; выявить особенности образования в Древней Греции, рассмотреть причины возникновения различных образовательных учреждений, видеть сходство и различия древнегреческих и современных школ
Метапредметные результаты: формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом; владеть смысловым чтением, работать с различными видами исторических источников способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.
Формируемые УУД
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
освоение гуманистических традиций и ценностей человеческой цивилизации | самостоятельное выделение познавательной цели | планирование и осуществление сотрудничества с учителем | ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно |
| поиск и выделение необходимой информации | умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Мотивация к учебной деятельности. | Сегодня мы продолжим наше пребывание в Древней Греции. Итак, мы изучили уже много стран древности. В каждой из них была своя система образования. Я хочу предложить тебе такое задание: сейчас я зачитаю небольшие сведения о школах разных стран, а ты покажешь ту иллюстрацию, которая будет соответствовать данному отрывку. На экране изображение древнегреческой школы. Правильно, сегодня мы поговорим о греческой школе, мы отправимся в путешествие и всретимся с древнегреческими школьниками. А что бы ты хотел увидеть в этой школе, с кем бы ты хотел познакомиться? Сообщается о системе оценивания на уроке: в течение урока ученик будет получать жетоны, на которых изображен лавровый венок – символ победы, за правильно выполненное задание на «5» жетон красного цвета, «4» - оранжевый, «3» - жёлтый. | Ученик получает три иллюстрации: египетская школа, китайская школа, Уроки в греческой школе. - "Школу посещали мальчики, и то не все. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню. Школа готовила писцов и жрецов. Часто и сами школы находились при храмах, а учителями у них были жрецы. Сначала мальчиков учили писать на черепках битой посуды, потом им доверяли папирус. На нем писали острой тростинкой, обмакивая ее в краску". О какой школе шла речь? (О египетской) - "Ученики этой школы излагали содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Сами книги выглядели совсем не так, как наши. Писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстие и продевали бечевку. Связка бамбука и была книгой". А это какая школа? (Древнекитайская) Какая же школа осталась, о какой мы будем говорить? (Учащийся показывает оставшуюся иллюстрацию – греческую школу Вопросы учащийся фиксирует в тетради или чате |
2. Актуализация знаний и подготовка к восприятию. III. Формулирование темы и составление плана ее изучения | В начале урока проведем небольшую игру, где проверим твои знания по истории Древней Греции. Игра будет идти в несколько туров. А игру мы назовём – « Историческая разминка». -Итак, начинаем! Конечно, перед путешествием мы должны повторить карту. (Задания второго тура направлены на закрепление знаний исторической карты) | Учащийся получает карточки с изображениями и словами, отвечает на вопросы с помощью карточек. Как древние греки называли свою Родину? ( Эллада) Кто прятался на острове Крит в царском дворце. ( Минотавр) Кто автор поэмы « Одиссея»? ( Гомер) Главный бог в греческой мифологии? (Зевс) Назовите имя жены Зевса? (Гера) Как назывался греческий военный корабль? ( Триера) Как называлось главная площадь Афин? ( Агора) Главный порт Афин? (Пирей) Как назывался главный храм в Афинах? (Парфенон) 1. Покажи на карте - Балканский полуостров. -остров Крит, Аттику, остров Саламин, город Спарту, греческие колонии, место Марафонской битвы, пролив Геллеспонт, город Трою, место проведения Олимпийских игр. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | Пробное действие. На иллюстрации три картинки, три надписи, попробуй сопоставить, соединить стрелками. Уверен ли ты что сделал правильно? Почему нет? | Учащийся на иллюстрации выполняет пробное действие – сопоставляет три изображения учебных заведений с надписями. Ученик показывает свое решение, нет, не уверен, что правильно. Потому что еще это не знает. |
IV. Реализация построенного проекта. | Итак, мы должны побывать в Древней Греции, чтобы увидеть, где там учились, чему учились и тогда мы выполним задание верно. Учащемуся выдается набор карточек (наполнителей опорной схемы), под руководством учителя изучается материал и составляется схема. | Изучи п. 1-2 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составь опорную схему Чему учили? Кого обучали? С какого возраста? Кто обучал? Физминутка. |
V. Первичная проверка понимания | Учитель зачитывает различные положения о древнегреческом образовании, учащийся показывает карточки «+» или «-» Учитель: Древние греки считали, что любовь к родине – высшая доблесть гражданина. Учеников сопровождали педагоги-рабы. В школы отдавали с 7 лет. В гимнасиях могли учиться и взрослые люди. В палестрах обучались борьбе. Изучали грамматик, арифметику, музыку. | Проанализировав просмотренный компьютерный материал, учащийся должен определить: а) что в греческих школах и гимнасиях было положительным б) что было отрицательным; |
7. Самостоятель-ная работа с самопроверкой | А теперь давай попробуем еще раз выполнитт задание, которое было в начале урока, попробуй сейчас соотнести изображения с надписями. | Учащийся вполняет задание осуществляет самопроверку по эталону. |
8. Включение нового знания в систему знаний | При использовании приложения «Пликерс» осуществляется включение нового знания. | Учащийся работает с QR-кодом, отвечая на вопросы. |
7. Рефлексия | Учитель осуществляет содержательную рефлексию. Сегодня, путешествуя по Древней Греции, мы убедились, какой большой вклад внесли древние греки в развитие письменности, чему и как учили в афинских школах и гимнасиях. Пора и в обратный путь. Давай подсчитаем сколько ты набрал сегодня за время путешествия жетонов. Домашнее задание: § 38. стр.173-176 прочитать составить по-гречески 3 слова, имеющих отношение к истории Древней Греции. Письменно разработать “Правила ораторского искусства”. Составить расписание уроков в греческой школе или палестре. Спасибо за урок! | |
Иллюстрация для пробного действия