Урок-образовательное путешествие «В афинских школах и гимнасиях» (История, 5 класс)

2
0
Материал опубликован 24 March 2023

5 класс

Урок – образовательное путешествие

по теме «В афинских школах и гимнасиях»



Цели: 

Образовательные: 1) сформировать у учащихся общее представление о школах, палестрах и гимнасиях Древних Афин;

2) познакомить учащихся с культурными достижениями Древней Греции.

Развивающие: 1) продолжить формирование навыков работы  с текстом учебника и иллюстрациями, с историческими документами; 2) способствовать развитию познавательной активности учащихся; 3) развивать навыки парной и групповой работы учащихся.

Воспитательные: 1) формировать толерантное отношение к истории другого народа; 2) повышать интерес к предмету; 3) приобщать к культурным традициям Древней Греции.

Задачи урока:

Предметные: уметь анализировать данные об афинских школах, гимнасиях, палестрах и выяснить особенности образования в Древней Греции.

Метапредметные: выделять основные понятия параграфа: стиль, палестра, гимнасий, педагог и раскрыть их суть; владеть смысловым чтением, анализировать, выделять главное, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Личностные: понять, оценить значение и ценность образования в жизни афинского гражданина в прошлом и ценность образования для современного человека.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД: обеспечить умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные УУД: обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД: обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений Древней Греции; понимать культурное многообразие мира, уважать историю других народов мира.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, парная

Новые понятия и термины:

Педагог – в переводе с греческого означает «сопровождающий ребенка» (состарившийся раб, не пригодный ни для какой другой работы);

Красноречие – умение отстаивать свое мнение;

Стиль – металлическая или костяная палочка с острым концом;

Палестра – гимнастическая школа (от слова «пале» - борьба).

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук и презентация «В афинских школах и гимнасиях», карточки с заданиями для групповой и парной работы, учебник, исторический текст: «Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына из весёлой пьесы древнего автора», портреты древнегреческих ученых Аристотеля, Гиппократа, Геродота.

Форма проведения урока: образовательное путешествие с элементами ролевой игры.



Ход урока:

Мотивация учебной деятельности:

Вступительное слово учителя:

Учитель: Здравствуйте, дети. Рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста. Начнем наш урок.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение истории Древней Греции. Вы уже многое знаете об этом государстве. Давайте проверим ваши знания. Поиграем в игру «Историческая разминка».

Игра будет в несколько туров.

Итак, мы начинаем:

Актуализация знаний:

1 тур.

Учитель: Задание 1-го тура требует от вас краткого ответа.

Как древние греки называли свою Родину? (Эллада)

(Учитель – Как мы, осетины, по аналогии называем нашу малую Родину?) (Осетия – Иристон)

Кто автор поэм «Илиада» и «Одиссея»? (Гомер)

Главный бог в греческой мифологии? (Зевс)

В каком году произошла Марафонская битва? (490г.До н.э.)

Объясните, полис – это …? (город- государство)

Как называлась главная площадь Афин? (Агора)

Объясните, демократия- это…? (власть народа)

Как назывался главный храм в Афинах? (Парфеон)

Сколько дней проходили Олимпийские игры? (5 дней)

10)Назовите имя спартанского полководца в битве у Фермопил? (Леонид)

Первый тур завершен.



2 тур.

Учитель: Задания 2-го тура направлены на закрепление знаний, необходимых для чтения исторической карты ( вызываются двое участников, один показывает, другой проверяет, затем меняются ролями…)

Покажите на карте Северную, Среднюю, Южную Грецию, о. Крит, Аттику, г. Афины, г.Спарту, Гору Олимп, место Марафонской битвы, г. Олимпию.

Второй тур завершен.

3 тур.

Учитель: Задания 3- го тура требует от вас развернутого ответа, объяснения крылатого выражения: Вы же встречаетесь с крылатыми выражениями на уроках русского языка?... (Это устойчивые образные выражения, вошедшие в речь из литературных, фольклорных, исторических и других источников)

Ахиллесова пята.

Лаконичная речь.

Третий тур завершен.

4 тур.

В четвертом туре нужно отгадать, какому историческому деятелю эти слова могли принадлежать? А давайте, используем не словесный вариант вопросов, а инсценированный.

«Радуйтесь, афиняне, мы победили»

(Афинский) воин в 490 году до н.э. после Марафонской битвы.

Учитель: А сколько километров он пробежал? (Марафонский бег 42км- это олимпийская дистанция)

«О, ты, горькая морская влага! Вот тебе!»

(Ксеркс, при переходе через пролив Геллеспонт)

Спасибо, ребята, вам за активность. Двигаемся дальше…

Изучение новой темы (Слайд 1)

Учитель: Переходим к изучению новой темы. Я вам предлагаю прочитать высказывание великого греческого философа и ученого Платона (Слайд 2)

«Только благодаря … человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ»

Ой, у нас пропало слово. Давайте попробуем его восстановить. Ваши версии? (урок, наука, образование)

Вы абсолютно правы, древнегреческий философ говорит об образовании. Как вы думаете, исходя из этого- о чем мы сегодня будем вести речь? ( О человеке, о школе, о системе образования в Древней Греции)

Верно, мы сегодня поговорим о древнегреческой системе образования, о том, как велось обучение, какие предметы изучались, кто посещал школы, с какого возраста? (древнегреческая школа)(слайд 3)



Тема нашего урока «В афинских школах и гимнасиях» (слайд 4)

Проблемный вопрос.

Выясним, в чем сходство и различие обучения в афинской школе и современной, что полезного мы взяли из афинской системы образования.

У вас на партах лежат таблицы на тему «Отличительные черты системы образования в афинской школе и современной» и вы к концу урока заполните их, используя новые знания, полученные на уроке.

Задание классу:

Прочитайте пункт 1 §38 на странице 181 и ответьте на вопросы

С какого возраста начиналось обучение детей в Древней Греции? И кого обучали, мальчиков или девочек?

Кого в Греции называли «педагогами», их обязанности…?

(Предполагаемый ответ: Обучение детей начиналось с семилетнего возраста. «педагогом» в Древней Греции называли раба, который сопровождал мальчика в школу, нес его принадлежности и следил за его успехами в школе)(слайд 6)

Вопрос: Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул «Вот еще одним педагогом стало больше!» Что он имел в виду?

(Ответ: педагогами становились рабы, которые получали увечья и не были пригодны к работе в других местах)



Учитель: нам, учителям, может немного обидно слышать такое толкование слова, но как говорится, из песни слов не выкинешь…

Вопрос: А кого называют педагогом в наши дни? Ответы детей…

Учитель: В Афинах почти все мужчины были грамотными, образование было платным, недоступным девочкам и детям из бедных семей. Для девочек школ не было. Мамы обучали девочек дома: Учили их грамоте, пению, танцам, домоводству. Как вам такое образование, девочки? Ответы девочек…

Греки в 8 веке до н.э. изобрели свою письменность на основе финикийского алфавита. Как они его, по-вашему, доработали? Вспомните тему «Финикия»… Ответ: У финикийцев в алфавите не было гласных букв, что вызывало неудобство при написании и чтении. Греки первыми стали обозначать буквами гласные звуки. Получилось 24 буквы (слайд 7)

Учитель: Многие народы, создавшие свое письмо, использовали греческий алфавит, греческие буквы. Также, как и создатели славянской азбуки – Кирилл и Мефодий.

Далее посмотрите на следующий слайд (слайд 8)

В Греции было три типа учебных заведений:

Школа

7-11 лет

(«схола», место, где можно получить образование)

Палестра

12-16 лет

Гимнасий

С 16-18 лет и старше

Давайте заглянем в афинскую школу и виртуально, и реально (слайд 9)

Дети, придя в школу, рассаживались на свои места, во главе класса стоял учитель, который держал плетку из бычьего хвоста. Дети писали на специальных дощечках, натертых воском, буквы выдавливались острым концом металлической или костяной палочки – стилем и затирали ошибки плоским концом.

Окунаемся в историю… ( показ инсценировки)

Учитель диктует: Невежда- самое дикое из существ на земле ( дети пишут, царапают стилем на дощечках, изображая учеников древнегреческой школы…)

Учитель: В школах учили читать, считать, рисовать, обучали игре на музыкальных инструментах, хоровому пению.(слайд 10)

В греческих школах, как и в современных, были разные ученики, не всем легко давалась грамота. Поработаем с дополнительным материалом учебника на странице 183. Читаем и отвечаем на вопросы, а еще лучше визуализируем его в инсценированном варианте (сценка)

Вопрос: Что нового о древнегреческой школе вы узнали из этой сценки? (отвечают рядами, по очереди)

(Ответ: Обучение было платным, непослушных наказывали розгами ( как вам такое в современных школах?быть образованным было выгодно)

Почему мама так хотела, чтобы ее сын был образованным? Ответы детей…

Учитель: Это актуально и сейчас, поэтому учитесь хорошо, старайтесь!

Познакомимся со следующей ступенью обучения в Др. Афинах (слайд 11)

Это, ребята, тоже школа, называлась палестра, по-гречески пале- «борьба».

Греки считали, что умственное и нравственное развитие достигается в здоровом теле, главная цель- это гармония души и тела.

Есть устойчивое современное выражение «В здоровом теле - здоровый дух!»

Послушаем сообщение на эту тему… (выступление детей)

В палестрах стояли скульптурные статуи олимпийских атлетов, работы великих греческих мастеров.

Вопрос: Что хотели донести до зрителя греческие скульпторы? Посмотрите в учебнике иллюстративный материал на странице 182-184 - скульптура «Дискобол» Мирона и «Копьеносец» Поликлета.

( Ответ: Греческое искусство прославляло физически сильных, прекрасных граждан , готовых к подвигу, к защите своего полиса ).

(Слайд 12) А теперь мы последуем примеру древних греков. У нас физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться,

Два - нагнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.



Учитель: Спасибо, продолжаем урок

В Афинах существовала третья ступень образования – Гимнасий(слайд 13)

Послушайте об этом сообщение:

Сообщение ученика.

«Гимнасии» в основном посещали взрослые. Находились они за городом среди зеленых деревьев и лугов. Они имели площадки для занятий гимнастикой, бассейны, помещения для отдыха и дружеских бесед. В них перед слушателями выступали известные ученые. Здесь обучались искусству красноречия – умению красиво, убедительно говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. Самые известные афинские гимнасии назывались Ликей и Академия.(слайд 14)

Ничего не напоминают эти названия? Ответы детей: лицей, гимназия.

Учитель: В гимнасии приходили и выступали такие ученые как Аристотель, Гиппократ, Геродот. Сегодня у нас с вами есть возможность послушать их...

Выступления детей.

Аристотель: «Меня зовут Аристотель. Я родился в 384 году до н.э. С 367 года до н.э. я ученик великого Платона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул Академию Платона, сказав фразу, которая стала крылатой.

- Платон мне друг, но истина дороже. Я считал, что Земля – шар и находится она в центре мира, а Солнце и звёзды вращаются вокруг нее.»

Гиппократ: «Я Гиппократ, родился на острове Кос в 460 году до н.э. Я врач в семнадцатом поколении. Тысячи людей я излечил и даже делал сложные хирургические операции. По -моему мнению, нужно лечить не болезнь, а человека, потому, что одно и то же заболевание у разных людей проявляется по-разному. Я выделил четыре принципа лечения больного: 1) Приносить пользу, а не вред. 2) Противоположное лечить противоположным. 3) Помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. 4) Щадить больного. Деятельность врача очень важна, я сравнивал ее со свечой – Сгорая сам, свети другим…»

Геродот: «Греки называли меня «отцом истории». Мой главный труд по истории посвящен греко-персидским войнам. Я родился в 485 году до н.э. Много путешествовал по странам Востока, подробно описывал их обычаи. Из своего путешествия я привез с собой несколько свитков папируса. Это и была собранная мною история греко- персидских войн. В те времена важным событием у древних греков были Олимпийские игры. На них я прочитал несколько глав своей «Истории», а слушатели разъехались по разным городам Греции и разнесли мои рассказы. Я сразу стал знаменит.»



Учитель: Древние греки считали, что любовь к Родине – это высшая доблесть гражданина.

Как вы понимаете это высказывание? Современно ли оно звучит?

(Ответ: настоящий гражданин – это тот, кто любит свою Родину, кто готов не на словах, а на деле доказать свою любовь…)

Спасибо, ребята, за ответы…

Сегодня в мире тревожная обстановка и наши ребята, воины, патриоты, ведут тяжелую борьбу с поднявшим снова голову фашизмом! Желаем им только победы!

IV. Закрепление новых ЗУН

Теперь нам необходимо вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке.

Закрепление новой темы.

Проверим, как вы усвоили новые понятия?

Индивидуальные задания по карточкам для сильных учащихся «Прочитайте и исправьте не менее 6 исторических ошибок»

Решить кроссворд (слайд 15)

Учитель: а сейчас, ребята, вернемся к нашим таблицам на столах. Отвечаем устно на вопросы, затем сверяем и записываем ответы…

Заполнение таблицы (слайд 16-17)

Учитель: Итог- сегодня мы познакомились с системой обучения и воспитания в Древней Греции, побывали в школах, палестрах и гимнасиях, узнали много нового о их деятельности, изучили достижения педагогической мысли Древней Греции о всесторонне развитой личности.

Еще раз вернемся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы с тем, что благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ? Положительные ответы учеников…

Учитель: Надеюсь, мы сегодня это доказали, и вы получили правильный настрой на учебу!

V. Оценки

Кратко прокомментировать «... наиболее активным учащимся я ставлю «5», остальным «4».

VI. Домашнее задание

Ответить на вопросы к §38 письменно.

Выписать в тетрадь термины и выучить их.

Подготовить иллюстрации к теме «В афинской школе» (по желанию)

VII. Рефлексия(слайд 18)

Учитель: и последнее… Ребята, продолжим кратко данные предложения, но сделаем это в виде челенджа. Я начинаю, бросаю вызовдругому и так по цепочке…

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Меня удивило…

Цвет настроения…

Учитель: Ребята, я хочу, чтобы уходя с урока, вы показали, с каким настроением покидаете класс. Около вас лежат «солнышки» и «тучки». Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, берете с собой «солнышко», если плохое и урок не понравился, возьмите «тучку». В итоге мы узнаем, какая погода в нашем классе! (большинство ребят подняли «солнышки»)

Учитель: Отлично, значит, в нашем классе солнечная погода! Все будет хорошо!



Спасибо всем!











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.