Конспект логопедического подгруппового занятия по обучению грамоте в 1 классе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Вандышева А.В., учитель-логопед 1 кв.к.
Конспект логопедического подгруппового занятия по обучению грамоте в 1 классе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «Звук и буква Й».
Цель: познакомить обучающихся со звуком [й] и буквой его обозначающей.
Задачи:
1. Образовательные: научить соотносить звук [й] с буквой Й, характеризовать данный звук.
2. Коррекционные: слышать звук [й] в слове; подбирать слова с данным звуком; совершенствовать умения моделировать схемы слов.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению звуков и букв.
Оборудование: презентация, алгоритмы-правила о звуках и буквах, схема «Характеристика гласного, согласного звуков», индивидуальные зеркала, мяч, игра «Зверюшки» с изображением артикуляции гласных звуков, «звуковые домики» для выполнения звукового анализа, слоговые кубики, игра «Птички» для определения места звука в слове, предметные картинки с изображением предметов на звук [й], стеклянные камешки для выкладывания элементов буквы, карточки с напечатанными слогами и словами на каждого ребенка, схемы предложений, карточки с напечатанным рассказом на каждого ребенка, попугайчики для рефлексии.
Технологическая карта
Методы и приемы коррекционной работы, задания |
Тип, вид занятия |
Планируемые результаты |
Виды деятельности |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||
Познавательн. УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуникативные УУД |
||||||
Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый |
Подгрупповое занятие, изучение нового материала |
Умеют различать звук [й] в слогах, словах, предложениях, тексте. Умеют составлять по схемам предложения. |
Анализируют объект с целью выделения признаков, умеют обобщать понятия. |
Умеют планировать, контролировать и сравнивать результаты своей деятельности. |
Взаимодействуют с учителем-логопедом и в подгруппе. Учатся контролировать свою речь. |
Проявляют интерес к логопедическому занятию. Осознают значение правильной речи и письма |
Практическая работа; работа в режиме диалога; работа с элементами игры. |
Этапы занятия |
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент. |
Учитель-логопед приветствует обучающихся: Добрый день! Добрый час! Как я рада видеть вас! |
Дети приветствуют учителя-логопеда: Добрый день! Добрый час! Как мы рады видеть Вас! |
II. Актуализация приобретенных ранее навыков. Артикуляционная гимнастика. |
- Чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить. Учитель-логопед сопровождает выполнение артикуляционной гимнастики стихами. 1. Покусать язык (кончик, спинку, боковые края). 2. «Наказать непослушный язык»: ПЯ-ПЯ-ПЯ, БЯ-БЯ-БЯ, МЯ-МЯ-МЯ. 3. «Лопаточка» Язык лопаткой положи и спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. 4. «Горка» Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока к верху поднимаются. |
Дети перед зеркалом выполняют комплекс артикуляционной гимнастики. |
III. Повторение пройденного материала. |
Игра «Зверюшки». - Мы пойдем в страну чудес под названием дивным ЛЕС! - Кто встретился вам лесу? - Какие звуки произносят зверюшки? - Почему эти звуки называют гласными? - Чем гласный звук отличается от согласного? |
Дети выбирают себе картинку со зверюшкой и называют звук (А,О,У,Ы,И,Э) Дети повторяют правило о гласных звуках по алгоритму. |
IV. Определение темы. |
Учитель-логопед предлагает обучающимся игру с мячом «Один-много». - Я буду кидать вам мяч и называть множество предметов, а вы, возвращая мяч – один предмет. Прислушайтесь: в конце слов какой звучит звук? Трамваи – трамвай Урожаи - урожай Лентяи – лентяй Караваи – каравай Попугаи – попугай Сараи – сарай Муравьи - муравей Воробьи – воробей - С каким звуком сегодня познакомимся? - Характеристика звука Й. Знак. - Чему будем сегодня учиться? |
Дети называют слова в единственном числе. Дети формулируют тему занятия. Дают характеристику звуку с опорой на алгоритм. |
V. Тема. Развитие фонематического слуха. |
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук [Й]: А Й С Х Й У М Т Й - Что я произносила? (звуки) АЙ ТО ХЫ УЙ ОЙ МА ЫЙ - Что я произносила? (слоги) МАЙКА ТЫКВА ТУМБА ПОПУГАЙ МОХ ЙОГ (человек, который занимается специальной гимнастикой – йогой) - Что я произносила? (слова) Игра «Молоточки». - Посмотрите на слайд, йог сидит на дощечке с гвоздями. Давайте сделаем такую же дощечку. Забиваем гвоздики: АЙ – АЙ- АЙ ОЙ – ОЙ – ОЙ ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ АЙ- АЙ – АЙ ОЙ – ОЙ – ОЙ ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ АЙ – АЙ – АЙ ОЙ – ОЙ – ОЙ ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ |
Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [й]. Дети смотрят слайды, рассказывающие о специальной гимнастике – йоге. Дети отбивают ритм кулаком по ладошке. Все вместе и индивидуально. |
VI. Физ.пауза на общую моторику. |
Учитель-логопед предлагает обучающимся отдохнуть и поиграть в игру «Теленок»: Бу, бу. Я – рогатый. (маршируем, «рожки» на голове) Бу – бу. Я хвостатый. (маршируем, «хвостик» из руки – за спину) Бу – бу. Я – ушастый. (маршируем, «ушки» из ладошек – на голову) Бу – бу. Очень страшный. (маршируем, «рожки» на голове – бодаемся) - Какие слова со звуком [й] встретились вам в физпаузе? Назовите. |
Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения. Называют слова: рогатый, хвостатый, ушастый, страшный. |
VII. Основной этап. Звуковой анализ и синтез. |
- Какое сейчас время года? - Назовите весенние месяцы? - В названии какого месяца есть звук [Й]? - Выкладываем слово «май» из цветных квадратиков. Делим на слоги. - Какие два звука нужно добавить к слову МАЙ, чтобы получилось название одежды? (майка) - Добавьте их к звуковой схеме. Разделите на слоги. Поставьте ударение. - Проверьте у соседа по столу, правильно ли он выполнил звуковой анализ. |
Дети смотрят на слайды, изображающие весну. Отвечают на вопросы. Дети работают со «звуковыми домиками» и слоговыми кубиками. Один ребенок выполняет у доски. Дети оценивают друг друга. |
VIII. Знакомство с буквой. Чтение слогов и слов с новой буквой |
- Звук [Й] будет обозначаться согласной буквой Й. - На что похожа буква? - Из каких элементов состоит? - Выложите букву Й из стеклянных камешков. - Чтение слогов и слов разной слоговой структуры с новой буквой. АЙ ЛАЙ ЛАЙКА ДВОЙКА ОЙ МАЙ МАЙКА КОПЕЙКА УЙ МОЙ МОЙКА ТРАМВАЙ ЫЙ ЛЕЙ ЛЕЙКА БАЛАЛАЙКА ЭЙ СТОЙ СТОЙКА ВЫКРОЙКА |
Дети смотрят на слайды. Отвечают на вопросы. Выкладывают букву из камешков. Дети читают по карточкам слоги и слова. |
IX. Физпауза на мелкую моторику. |
В нашем классе все друзья (ритмично стучат по столу) Самый младший – это я. (разжимают кулачки, начиная с мизинца) Это Маша, Это Саша, Это Юра, это Даша. - Есть ли в вашем классе дети с именами, которые встретились в стихотворении? |
Дети выполняют движения по ходу стихотворения. |
X. Актуализация знаний по теме. |
Работа с картинками. Учитель-логопед загадывает загадки (картинки-отгадки появляются на слайдах): Линию прямую, ну-ка, Ha гвoзди пpилёг. Кто на жердочке сидит, Очень радостная Сам с собою говорит? Майка, мама ей (попугай) купила … (майку). Бежит по лесу, громко лает, И каждый зверь, конечно, знает: Медведь и лось, лиса и зайка Что грозный враг, собака … (лайка) Он стоит на полке в склянке, Лечит ссадины и ранки.До чего же сильно жжет! Догадались? Это … (йод) - Назовите предметы на картинках, отвечающие на вопрос кто? что? - Игра «Где звук?» («Птички»). Определите место звука [Й] по картинкам. - Назовите предметы на картинках, о которых можно сказать «мой». |
Дети отгадывают загадки. Дети отвечают на вопросы. Выполняют задания. |
XI. Развитие навыков связной речи и навыков чтения. |
- Повторите правило о предложении. - Что такое предложение? Из чего состоит? Как пишется первое слово? В конце ставится …? - Составьте предложения по картинкам. Схема. Анализ. - Прочитайте, пожалуйста, рассказ по цепочке, каждый читает по одному предложению: Это Незнайка. У Незнайки попугай. Попугай умный и бойкий (т.е. подвижный). Попугай носит майку. На майке йог. Анализ рассказа (Что прочитали? Из чего состоит рассказ? Сколько предложений в рассказе?) и его содержания (О ком рассказ? Попугай какой? Что носит попугай? Кто изображен на майке?) - Назовите в рассказе слова со звуком «Й». |
Повторяют правило по алгоритму. Дети работают со схемами предложений. Один ребенок у доски. Дети читают рассказ по карточкам по цепочке, по одному предложению. Дети анализируют рассказ и отвечают на вопросы. |
XII. Итог урока. Рефлексия. |
Учитель-логопед спрашивает: - Какая была тема занятия? - В какие игры играли, какие задания выполняли? - Понравилось ли вам занятие? Оцените. Если занятие понравилось и вам все понятно – раскрасьте попугайчика зеленым; если что-то неясно - желтым; если было очень трудно и вы не справились с заданиями – красным. |
Дети отвечают на вопросы. Делятся впечатлениями. У каждого ребенка картинка с попугайчиком, ребенок раскрашивает его в определенный цвет. |
XIII. Домашняя работа. |
- Повторите дома характеристику звука [Й]. Выучите загадку о предмете, в названии которого есть звук[Й]. |
Литература:
Интернет для поиска картинок.
Валентина Буйко «Чудо-обучайка», ООО «Издательский дом Литур», Екатеринбург, 2006 г.