Итоговая диагностическая работа по обществознанию, 11 класс
Спецификация диагностической работы по обществознанию для 11 классов
1. Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня освоения учащимися курса обществознания в рамках программы среднего общего образования.
2. Документы, определяющие содержание диагностической работы
Содержание и основные характеристики диагностических материалов определяются на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (Приказ Минобразования и науки РФ от 9.03.2004 года № 1312).
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 09.03.2004 года № 1312)
О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования и науки РФ от 17.04.2000 года № 1122).
3. Условия проведения диагностической работы, включая дополнительные материалы и оборудование
При проведении диагностической работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Дополнительные материалы и оборудование не используются.
4. Время выполнения диагностической работы
На выполнение всей работы отводится 90 минут.
5. Структура и содержание диагностических материалов
Вариант диагностической работы состоит из двух частей и включает в себя 19 заданий, различающихся формой и уровнем сложности: 3 задания с выбором ответа, 14 заданий с кратким ответом и 2 задания с развернутым ответом.
Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Содержательные блоки |
Количество заданий в варианте |
1 |
Человек и общество |
5 |
2 |
Экономика |
6 |
3 |
Социальные отношения |
4 |
4 |
Политика |
4 |
Всего: |
19 |
Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п |
Блоки проверяемых умений |
Количество заданий в варианте |
1 |
Знать и понимать место и роль человека в системе общественных отношений. |
1 |
2 |
Знать и понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов. |
2 |
3 |
Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы. |
6 |
4 |
Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. |
5 |
5 |
Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным. |
3 |
6 |
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации. Уметь подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу. |
1 |
7 |
Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. |
1 |
За верное выполнение каждого задания кроме 4, 6, 10, 16-19 учащийся получает по 1 баллу, если ответ совпадает с эталоном. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За выполнение заданий 4, 6, 10, 16, 17 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону (отсутствует одна из цифр, указанных в эта лоне ответа). Во всех других случаях выставляется 0 баллов.
Порядок записи цифр в ответе:
не имеет значения для заданий 3, 4, 5, 10 и 15,
имеет существенное значение для заданий 7, 8, 11, 12, 14, 16, и 17. Задания 18 и 19 оцениваются по критериям. Максимальный балл за каждое из этих заданий - 3.
Максимальный балл за всю работу - 28.
7. Обобщённый план диагностической работы
Используются следующие условные обозначения: КЭС - контролируемый элемент содержания (коды приведены в соответствии с кодификатором ФИПИ). В - задание с выбором ответа, К - задание с кратким ответом, Р - задание с развёрнутым ответом.
№ задания |
Контролируемые требования (КТ), умения |
Коды КЭС |
Тип задания |
Макс. балл |
1 |
Знать и понимать биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания (выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне). |
1.1 - 4.5 |
К |
1 |
2 |
1.1 - 4.5 |
В |
1 |
|
3 |
1.1 - 4.5 |
К |
1 |
|
4 |
Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы. |
1.18 |
К |
2 |
5 |
Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы. |
1.18 |
В |
1 |
6 |
Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы. |
1.18 |
К |
2 |
7 |
Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. |
1.18 |
К |
1 |
8 |
Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. |
2.1 - 2.16 |
К |
1 |
9 |
Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным. |
2.4 |
К |
1 |
10 |
Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. |
2.1 - 2.16 |
К |
2 |
11 |
Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. |
2.1 - 2.16 |
К |
1 |
12 |
Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. |
3.1 - 3.13 |
К |
1 |
13 |
Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы. |
3.1 - 3.13 |
В |
1 |
14 |
Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. |
4.1 - 4.6 |
К |
1 |
15 |
Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы. |
4.1 - 4.6 |
К |
1 |
16 |
Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным. |
1.1 - 4.5 |
К |
2 |
17 |
Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным. |
1.1 - 4.5 |
К |
2 |
18 |
Уметь подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу. |
1.1 - 4.5 |
Р |
3 |
19 |
Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы. |
1.1 - 4.5 |
Р |
3 |
Источник диагностической работы: http://www.alleng.ru/
Итоговая диагностическая работа по обществознанию (включая экономику и право) 11 класс
Инструкция по выполнению работы
Диагностическая работа состоит из двух частей из 19 заданий. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом и выбором ответа. Часть 2 содержит 2 задания с развёрнутым ответом.
На выполнение диагностической работы отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Ответом к заданиям Части 1 является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Задания Части 2 требуют развернутого ответа. Ответ запишите в строках для записи ответа. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Ответами к заданиям 1-17 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ценные бумаги
Ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капитале компании и получении дохода |
|
Облигация |
Ценная бумага, выражающая долговые обязательства |
Ответ:
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) мотивы; 2) цель; 3) деятельность; 4) действия;
5) результат.
Ответ:
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы государства.
1) республика; 2) идеология; 3) федерация; 4) политика; 5) демократия; 6) монархия.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
4. В стране Z натуральное хозяйство является основой экономики. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в стране Z господствует традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
Природные факторы оказывают решающее воздействие на занятия жителей.
Урбанизация.
Господствует общинно-государственная форма собственности.
Большая часть населения занята в сфере услуг.
Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
Ответ:
5. Что из перечисленного ниже относится к духовным потребностям?
потребность в познании мира
потребность в принадлежности к определенной социальной группе
потребность в безопасности
потребность быть востребованным на рынке труда
Ответ:
6. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
Относительная истина в отличие от абсолютной истины является ложным знанием о предмете.
Истина - знание, соответствующее объекту познания.
Одним из критериев истинного знания является его соответствие фундаментальным законам науки.
Объективность является свойством, как абсолютной истины, так и относительной истины.
Истинно лишь то знание, которое отвечает представлениям большинства людей.
Ответ:
7. Установите соответствие между характеристиками и видами знаний: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ВИДЫ ЗНАНИЙ |
A) Отражает стремление к объективности Б) Получено вследствие житейской практики B) Системность Г) Использование особого понятийного аппарата Д) Сводится к констатации фактов и их описанию |
1) обыденное 2) научное |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
8. Установите соответствие между характеристиками и факторами экономического роста: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА |
А) экономия на масштабе Б) привлечение новых трудовых ресурсов В) повышение квалификации работников Г) рациональное использование ресурсов Д) развитие НТП |
1) интенсивный 2) экстенсивный |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
9. На графике изображено изменение предложения стиральных машин на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения Si в положение SP? (На графике Р - цена товара, О - количество товара.)
ожидание в будущем увеличения цен на стиральные машины
уменьшение числа продавцов на рынке бытовой техники
снижение налогов на малый и средний бизнес
государственные дотации на производство стиральных машин
увеличение числа покупателей
Ответ:
10. Владельцы фирмы «Лучшие туры России» планируют расширение своего предприятия. Что из приведённого в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
выпуск ценных бумаг
налоговые отчисления
таможенные пошлины
амортизационные отчисления
привлечение инвестиций из-за рубежа
лицензирование предприятия
Ответ:
11. Установите соответствие между примерами и функциями рынка: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФУНКЦИИ РЫНКА |
|
1) посредническая 2) регулирующая 3) санирующая 4) ценообразования |
A) Алексей в ближайшем салоне приобрел новый автомобиль Б) Анатолий переместил свои сбережения из угледобывающей отрасли в нефтегазовую отрасль B) Арина распределила продукцию своей фирмы по торговым точкам Г) Предприятие «Лютик» не выдержало конкуренции и объявило о своем закрытии в связи с банкротством Д) В связи с повышением цен на отечественную продукцию произошел десятипроцентный рост цен на фермерскую продукцию |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
12. Установите соответствие между примерами и социальными санкциями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
СОЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ |
А) Альберт получил премию за качественную работу Б) Друзья Олега устроили сюрприз на его день рожденья В) Анна отказалась посетить званый ужин у своей подруги из-за присутствия там общего знакомого, с которым она в ссоре Г) Максим был уволен с предприятия по причине частых пропусков работы без уважительной причины Д) Суд принял решение о лишении свободы гражданина Сидорова за совершение преступления |
1) формальные позитивные 2) формальные негативные 3) неформальные позитивные 4) неформальные негативные |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
13. Что из перечисленного ниже относится к критериям стратификации?
авторитет
темперамент
мобильность
доход
Ответ:
14. Установите соответствие между признаками и видами республик: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
ВИДЫ РЕСПУБЛИК |
А) избрание президента законодательным собранием Б) отсутствие у президента права роспуска парламента В) ответственность правительства перед парламентом Г) отсутствие поста премьер-министра Д) формирование правительства президентом |
1) парламентская 2) президентская |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
15. Что из перечисленного относится к признакам любого государства? Запишите цифры, под которыми они указаны.
публичность власти
разделение властей
всеобщие альтернативные выборы
легитимность применения силы
реальные гарантии защиты прав и свобод человека
суверенитет
Ответ:
16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Мировая экономика - это совокупность национальных экономик, связанных между собою экономическими отношениями на основе международного разделения труда. (Б) 132 государства являются развивающимися странами с рыночной экономикой. (В) Это большинство государств. (Г) Мировая торговля - часть международных экономических отношений, развивающаяся на основе международного разделения труда и специализации. (Д) Всемирная торговая организация крайне необходима всем государствам мира.
Определите, какие положения текста имеют
фактический характер
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Становление и развитие личности, её ________ (А) выступают как формирование системы её специфических социальных характеристик. Система __________ (Б) свойств личности включает в себя систему её общественных отношений и межличностного общения, сложившихся видов её __________ (В), систему её духовного мира. Формирование личностей надо начинать с совершенствования _________ (Г), то есть всей системы присущих ему общественных отношений. Любой человек в своём развитии проходит такие стадии, как _________ (Д), отрочество, юность, взрослое состояние, старение. Одни люди достигают социальной зрелости в относительно раннем возрасте благодаря своим широким познаниям и активному включению в различные виды деятельности. Другие - намного позже. Каждый человек как особая ________ (Е) и индивидуальность может быть полезен для себя и общества на своём месте. В этом выражается его социальная значимость - главное проявление его социальной зрелости».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
социализация
деятельность
молодость
социальный
детство
стратификация
индивидуальность
личность
общество
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Выполните задания 18 и 19, которые требуют развернутого ответа
18. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
19. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
Ответы для заданий с кратким ответом или с выбором ответа
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
акция |
3 |
24 |
246 |
1 |
234 |
21221 |
12111 |
34 |
145 |
12134 |
13422 |
4 |
12122 |
146 |
31132 |
142957 |
Критерии для оценивания заданий 18 и 19
18. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
При анализе ответа учитывается:
- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
- наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
- корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие социальной мобильности.
2. Виды социальной мобильности:
а) горизонтальная;
б) вертикальная:
- восходящая;
- нисходящая.
в) индивидуальная;
г) групповая и др.
3. Каналы (лифты) социальной мобильности:
а) армия;
б) школа;
в) профессиональный спорт;
г) церковь;
д) собственный бизнес;
е) семья и брак и др.
4. Факторы, влияющие на социальную мобильность:
а) социальные революции;
б) иностранные интервенции;
в) межгосударственные и гражданские войны;
г) военные перевороты;
д) смена политических режимов;
е) создание империй.
5. Значение социальной мобильности для развития общества.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в названой, вопросной или смешанной формах.
Отсутствие любых двух из 2 и 3 пунктов /пана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Структура предложенного плана |
Наличие пунктов плана, без которых данная |
Корректность формулировок пунктов плана |
Баллы |
Три или более пунктов, любые два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
3 |
Два пункта детализированы в подпунктах. И три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
2 |
ИЛИ |
|||
Три или более пунктов, любые два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не |
|
План по своей структуре является простым и содержит не менее трёх пунктов |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
|
ИЛИ |
1 |
||
Три или более пунктов, любые один-два из которых детализированы в подпунктах |
Один |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
|
ИЛИ |
|||
Три или более пунктов, любые один-два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы |
|
Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
|
Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не |
|
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла |
0 |
||
ИЛИ |
|||
План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы |
|||
Максимальный балл |
3 |
19.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения типов политических режимов, опирающейся на знание курса, например: критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности демократического режима, например: Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности демократического режима.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании. |
|
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
3 |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. Или смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
2 |
Правильно раскрыт только смысл понятия. Или смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия |
1 |
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. Или ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |