Итоговая диагностическая работа по обществознанию, 11 класс

2
0
Материал опубликован 5 November 2017

Спецификация диагностической работы по обществознанию для 11 классов

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа проводится с целью определения уровня освое­ния учащимися курса обществознания в рамках программы среднего общего образования.

 2. Документы, определяющие содержание диагностической работы

Содержание и основные характеристики диагностических материалов оп­ределяются на основе следующих документов:

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (Приказ Минобразования и науки РФ от 9.03.2004 года № 1312).

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразова­ния России от 09.03.2004 года № 1312)

О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования и науки РФ от 17.04.2000 года № 1122).

 3. Условия проведения диагностической работы, включая дополнитель­ные материалы и оборудование

 При проведении диагностической работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Дополнительные материалы и оборудование не используются.

4. Время выполнения диагностической работы

На выполнение всей работы отводится 90 минут.

5. Структура и содержание диагностических материалов

Вариант диагностической работы состоит из двух частей и включает в себя 19 заданий, различающихся формой и уровнем сложности: 3 задания с выбором ответа, 14 заданий с кратким ответом и 2 задания с развернутым ответом.

Распределение заданий по основным содержательным блокам представ­лено в таблице 1.

Таблица 1

п/п

Содержательные блоки

Количество заданий в варианте

1

Человек и общество

5

2

Экономика

6

3

Социальные отношения

4

4

Политика

4

Всего:

19

Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в таблице 2.

Таблица 2

п/п

Блоки проверяемых умений

Количество заданий в варианте

1

Знать и понимать место и роль человека в системе общественных отношений.

1

2

Знать и понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов.

2

3

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и зна­чение в жизни общества как целостной системы.

6

4

Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать со­ответствия между существенными чертами и признаками изучен­ных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

5

5

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представ­ленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных тек­стов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным.

3

6

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массо­вой информации. Уметь подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу.

1

7

Уметь применять социально-экономические и гуманитарные зна­ния в процессе решения познавательных задач по актуальным со­циальным проблемам.

1

6. Система оценивания

За верное выполнение каждого задания кроме 4, 6, 10, 16-19 учащийся получает по 1 баллу, если ответ совпадает с эталоном. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 4, 6, 10, 16, 17 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и от­сутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону (отсутствует одна из цифр, указанных в эта лоне ответа). Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Порядок записи цифр в ответе:

не имеет значения для заданий 3, 4, 5, 10 и 15,

имеет существенное значение для заданий 7, 8, 11, 12, 14, 16, и 17. Задания 18 и 19 оцениваются по критериям. Максимальный балл за каждое из этих заданий - 3.

Максимальный балл за всю работу - 28.

7. Обобщённый план диагностической работы

Используются следующие условные обозначения: КЭС - контролируемый элемент содержания (коды приведены в соответствии с кодификатором ФИПИ). В - задание с выбором ответа, К - задание с кратким ответом, Р - задание с развёрнутым ответом.

задания

Контролируемые требования (КТ), умения

Коды

КЭС

Тип

задания

Макс. балл

1

Знать и понимать биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; ме­сто и роль человека в системе общественных отноше­ний; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития об­щества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость ре­гулирования общественных отношений, сущность соци­альных норм, механизмы правового регулирования; осо­бенности социально-гуманитарного познания (выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне).

1.1 - 4.5

К

1

2

1.1 - 4.5

В

1

3

1.1 - 4.5

К

1

4

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институ­ты), их место и значение в жизни общества как целост­ной системы.

1.18

К

2

5

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институ­ты), их место и значение в жизни общества как целост­ной системы.

1.18

В

1

6

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институ­ты), их место и значение в жизни общества как целост­ной системы.

1.18

К

2

7

Уметь анализировать актуальную информацию о соци­альных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чер­тами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

1.18

К

1

8

Уметь анализировать актуальную информацию о соци­альных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чер­тами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

2.1 - 2.16

К

1

9

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптиро­ванных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по задан­ным.

2.4

К

1

10

Уметь применять социально-экономические и гумани­тарные знания в процессе решения познавательных за­дач по актуальным социальным проблемам.

2.1 - 2.16

К

2

11

Уметь анализировать актуальную информацию о соци­альных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чер­тами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

2.1 - 2.16

К

1

12

Уметь анализировать актуальную информацию о соци­альных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чер­тами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

3.1 - 3.13

К

1

13

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институ­ты), их место и значение в жизни общества как целост­ной системы.

3.1 - 3.13

В

1

14

Уметь анализировать актуальную информацию о соци­альных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чер­тами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

4.1 - 4.6

К

1

15

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институ­ты), их место и значение в жизни общества как целост­ной системы.

4.1 - 4.6

К

1

16

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптиро­ванных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по задан­ным.

1.1 - 4.5

К

2

17

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптиро­ванных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по задан­ным.

1.1 - 4.5

К

2

18

Уметь подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу.

1.1 - 4.5

Р

3

19

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институ­ты), их место и значение в жизни общества как целост­ной системы.

1.1 - 4.5

Р

3

Источник диагностической работы: http://www.alleng.ru/

Итоговая диагностическая работа по обществознанию (включая экономику и право) 11 класс

Инструкция по выполнению работы

Диагностическая работа состоит из двух частей из 19 заданий. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом и выбором ответа. Часть 2 содержит 2 задания с развёрнутым ответом.

На выполнение диагностической работы отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Ответом к заданиям Части 1 является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Задания Части 2 требуют развернутого ответа. Ответ запишите в строках для записи ответа. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ответами к заданиям 1-17 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Ценные бумаги

 

Ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капи­тале компании и получении дохода

Облигация

Ценная бумага, выражающая долго­вые обязательства

Ответ:

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных по­нятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) мотивы; 2) цель; 3) деятельность; 4) действия;

5) результат.

Ответ:

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, пред­ставляют формы государства.

1) республика; 2) идеология; 3) федерация; 4) политика; 5) демократия; 6) монархия.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в табли­цу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

4. В стране Z натуральное хозяйство является основой экономики. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в стране Z господствует тради­ционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

Природные факторы оказывают решающее воздействие на занятия жителей.

Урбанизация.

Господствует общинно-государственная форма собственности.

Большая часть населения занята в сфере услуг.

Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

Ответ:

5. Что из перечисленного ниже относится к духовным потребностям?

потребность в познании мира

потребность в принадлежности к определенной социальной группе

потребность в безопасности

потребность быть востребованным на рынке труда

Ответ:

6. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

Относительная истина в отличие от абсолютной истины является ложным знанием о предмете.

Истина - знание, соответствующее объекту познания.

Одним из критериев истинного знания является его соответствие фундаментальным законам науки.

Объективность является свойством, как абсолютной истины, так и от­носительной истины.

Истинно лишь то знание, которое отвечает представлениям большин­ства людей.

Ответ:

7. Установите соответствие между характеристиками и видами знаний: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ ЗНАНИЙ

A) Отражает стремление к объективности

Б) Получено вследствие житейской практики

B) Системность

Г) Использование особого понятийного аппарата

Д) Сводится к констатации фактов и их описанию

1) обыденное

2) научное

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

         
Ответ:

 

8. Установите соответствие между характеристиками и факторами экономи­ческого роста: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А) экономия на масштабе

Б) привлечение новых трудовых ресурсов

В) повышение квалификации работников

Г) рациональное использование ресурсов

Д) развитие НТП

1) интенсивный

2) экстенсивный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

         
Ответ:

 

9. На графике изображено изменение предложения стиральных машин на по­требительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения Si в положение SP? (На графике Р - це­на товара, О - количество товара.)

ожидание в будущем увеличения цен на стиральные машины

уменьшение числа продавцов на рынке бытовой техники

снижение налогов на малый и средний бизнес

государственные дотации на производство стиральных машин

увеличение числа покупателей

Ответ:

10. Владельцы фирмы «Лучшие туры России» планируют расширение своего предприятия. Что из приведённого в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

выпуск ценных бумаг

налоговые отчисления

таможенные пошлины

амортизационные отчисления

привлечение инвестиций из-за рубежа

лицензирование предприятия

Ответ:

11. Установите соответствие между примерами и функциями рынка: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ФУНКЦИИ РЫНКА

ПРИМЕРЫ

1) посредническая

2) регулирующая

3) санирующая

4) ценообразования

A) Алексей в ближайшем салоне приобрел новый автомобиль

Б) Анатолий переместил свои сбережения из угледобывающей отрасли в нефтегазовую отрасль

B) Арина распределила продукцию своей фирмы по торговым точкам

Г) Предприятие «Лютик» не выдержало конкуренции и объявило о своем закрытии в связи с банкротством

Д) В связи с повышением цен на отечественную продукцию произошел

десятипроцентный рост цен на фермерскую продукцию

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

         
Ответ:

 

12. Установите соответствие между примерами и социальными санкциями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ

А) Альберт получил премию за качест­венную работу

Б) Друзья Олега устроили сюрприз на его день рожденья

В) Анна отказалась посетить званый ужин у своей подруги из-за присутствия там общего знакомого, с кото­рым она в ссоре

Г) Максим был уволен с предприятия по причине частых пропусков рабо­ты без уважительной причины

Д) Суд принял решение о лишении сво­боды гражданина Сидорова за совершение преступления

1) формальные позитивные

2) формальные негативные

3) неформальные позитивные

4) неформальные негативные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

         
Ответ:

 

13. Что из перечисленного ниже относится к критериям стратификации?

авторитет

темперамент

мобильность

доход

Ответ:

14. Установите соответствие между признаками и видами республик: к каж­дому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ РЕСПУБЛИК

А) избрание президента законодательным собранием

Б) отсутствие у президента права роспуска парламента

В) ответственность правительства перед парламентом

Г) отсутствие поста премьер-министра

Д) формирование правительства президентом

1) парламентская

2) президентская

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

         
Ответ:

 

15. Что из перечисленного относится к признакам любого государства? Запи­шите цифры, под которыми они указаны.

публичность власти

разделение властей

всеобщие альтернативные выборы

легитимность применения силы

реальные гарантии защиты прав и свобод человека

суверенитет

Ответ:

16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозна­чено определённой буквой.

(А) Мировая экономика - это совокупность национальных экономик, свя­занных между собою экономическими отношениями на основе междуна­родного разделения труда. (Б) 132 государства являются развивающимися странами с рыночной экономикой. (В) Это большинство государств. (Г) Мировая торговля - часть международных экономических отношений, развивающаяся на основе международного разделения труда и специали­зации. (Д) Всемирная торговая организация крайне необходима всем госу­дарствам мира.

Определите, какие положения текста имеют

фактический характер

характер оценочных суждений

характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выра­жающую его характер.

 

А

Б

В

Г

Д

         
Ответ:

 

17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Становление и развитие личности, её ________ (А) выступают как форми­рование системы её специфических социальных характеристик. Система __________ (Б) свойств личности включает в себя систему её общественных отношений и межличностного общения, сложившихся видов её __________ (В), систему её духовного мира. Формирование личностей надо начинать с совершенствования _________ (Г), то есть всей системы прису­щих ему общественных отношений. Любой человек в своём развитии проходит такие стадии, как _________ (Д), отрочество, юность, взрослое состояние, старение. Одни люди достигают социальной зрелости в относительно раннем возрасте благодаря своим широким познаниям и активному включению в различные виды деятель­ности. Другие - намного позже. Каждый человек как особая ________ (Е) и индивидуальность может быть полезен для себя и общества на своём мес­те. В этом выражается его социальная значимость - главное проявление его социальной зрелости».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

социализация

деятельность

молодость

социальный

детство

стратификация

индивидуальность

личность

общество

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выра­жающую его характер.

 

А

Б

В

Г

Д

Е

           
Ответ:

 

Выполните задания 18 и 19, которые требуют развернутого ответа

18. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная мо­бильность». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете осве­щать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

19. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический ре­жим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее осо­бенности демократического режима.

Ответы для заданий с кратким ответом или с выбором ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

акция

3

24

246

1

234

21221

12111

34

145

12134

13422

4

12122

146

31132

142957

Критерии для оценивания заданий 18 и 19

18. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

При анализе ответа учитывается:

- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

- наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

- корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие социальной мобильности.

2. Виды социальной мобильности:

а) горизонтальная;

б) вертикальная:

- восходящая;

- нисходящая.

в) индивидуальная;

г) групповая и др.

3. Каналы (лифты) социальной мобильности:

а) армия;

б) школа;

в) профессиональный спорт;

г) церковь;

д) собственный бизнес;

е) семья и брак и др.

4. Факторы, влияющие на социальную мобильность:

а) социальные революции;

б) иностранные интервенции;

в) межгосударственные и гражданские войны;

г) военные перевороты;

д) смена политических режимов;

е) создание империй.

5. Значение социальной мобильности для развития общества.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в названой, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2 и 3 пунктов /пана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Структура предложенного плана

Наличие пунктов плана, без которых данная
тема не может быть
раскрыта по существу

Корректность формулировок пунктов плана

Баллы

Три или более пунктов, любые два из которых детализированы

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

3

Два пункта детализированы в подпунктах. И три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

2

ИЛИ

Три или более пунктов, любые два из которых детализированы в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не
искажают плана по существу

План по своей структуре является простым и содержит не менее трёх пунктов

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

ИЛИ

1

Три или более пунктов, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

Один

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

ИЛИ

Три или более пунктов, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

Два

В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы

Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не
искажают план по существу

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

0

ИЛИ

План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы

Максимальный балл

3

19.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделе­ния типов политических режимов, опирающейся на знание кур­са, например: критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свобо­ды общества;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержа­щее информацию о критериях(-и) выделения типов политиче­ских режимов.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности демократического режима, например: Особенно­стью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскры­вающее с опорой на знание курса особенности демократиче­ского режима.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчиты­ваются при оценивании.

 

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требова­нием задания составлены два предложения, содержащие ин­формацию о соответствующих аспектах понятия

3

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требова­нием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. Или смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требо­ванием задания составлены два предложения, содержащие ин­формацию о соответствующих аспектах понятия

2

Правильно раскрыт только смысл понятия. Или смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требо­ванием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

1

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. Или ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.