Итоговая контрольная работа по биологии за курс 6 класса
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса
Пояснительная записка
Автор: Учитель Соколова Зинаида Александровна
Предмет: Биология
Класс:6
Тема: Итоговая контрольная работа
Цель работы: проверка достижения учащимися 6 класса уровня базовой подготовки
Предметные знания и умения:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; - знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Общеучебные :
- Сопоставлять свойства живых организмов;
- Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- Самостоятельно ставить цели;
Логические:
- Находить и использовать причинно-следственные связи;
- Анализировать, сравнивать, сопоставлять.
Регулятивные УУД:
- Планирование этапов выполнения работы;
- Осуществлять проверку, вносить исправления
Спецификация итоговой контрольной работы по биологии в 6 классе
1.Назначение работы – проверка достижения учащимися 6 класса уровня базовой подготовки
2. Основное содержание проверки ориентировано на содержание Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования и соответствует Примерным программам по учебным предметам. Биология 5- 9 классы
(Н.И.Сонин и А.А.Плешаков)
3. Характеристика работы.
Форма контроля: тестовая контрольная работа
Количество заданий в варианте -17
Распределение заданий по уровню сложности:
- заданий базового уровня – 14 (82% от общего количества заданий)
- заданий повышенного уровня -2 (12% от общего количества заданий)
- заданий высокого уровня -1 (6% от общего количества заданий)
4.Содержание работы: соответствует следующим блокам, выделенным в содержании:
Строение и свойства живых организмов
Жизнедеятельность организмов
Распределение заданий по блокам содержания программы представлено в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по блокам содержания программы
Блок содержания | Число заданий в работе |
Строение и свойства живых организмов | 9 |
Жизнедеятельность организмов | 8 |
Всего | 17 |
5. Характеристика заданий. В работе используются задания: с выбором одного ответа, с выбором нескольких ответов, на соответствие, с развёрнутым ответом.
Включенные в работу задания проверяют следующие виды познавательной деятельности:
Способность анализировать, сопоставлять, выявлять (А1 – А12, В1 – В3)
Умение устанавливать соответствие (В4)
Владение знаниями и умением излагать свои мысли (С)
6. План работы представлен в таблице 2.
В таблице дается следующая информация по каждому заданию работы: блок содержания; уровень сложности; тип задания.
План итоговой контрольной работы
Условные обозначения
Тип задания: ВО- задание с выбором одного правильного ответа; задание с выбором нескольких правильных ответов; СО – на соответствие; РО – с развернутым ответом.
Таблица 2.
№ | Блок содержания | Уровень сложности | Тип задания | Мах балл |
1 | Строение и свойства живых организмов | Б | ВО | 1 |
2 | Жизнедеятельность организмов | Б | ВО | 1 |
3 | Строение и свойства живых организмов | Б | ВО | 1 |
4 | Строение и свойства живых организмов | Б | ВО | 1 |
5 | Жизнедеятельность организмов | Б | ВО | 1 |
6 | Жизнедеятельность организмов | Б | ВО | 1 |
7 | Строение и свойства живых организмов | Б | ВО | 1 |
8 | Жизнедеятельность организмов | Б | ВО | 1 |
9 | Строение и свойства живых организмов | Б | ВО | 1 |
10 | Строение и свойства живых организмов | Б | ВО | 1 |
11 | Жизнедеятельность организмов | Б | ВО | 1 |
12 | Жизнедеятельность организмов | Б | ВО | 1 |
13 | Строение и свойства живых организмов | Б | ВО | 2 |
14 | Строение и свойства живых организмов | Б | ВО | 2 |
15 | Жизнедеятельность организмов | П | ВО | 2 |
16 | Строение и свойства живых организмов | П | СО | 2 |
17 | Жизнедеятельность организмов | В | РО | 3 |
7.Рекомендации к проведению работы.
Время проведения: окончание изучения курса биологии 6 класс
Время на выполнение работы: 40 минут
Инструментарий: ручка, таблицы
8. Рекомендации по оцениванию отдельных заданий и работы в целом.
В заданиях с выбором ответа из 4 предложенных обучающийся должен выбрать только один номер верного ответа.
В заданиях с множественным выбором ответов обучающийся должен записать 3 правильных ответа.
В заданиях с развёрнутым ответом обучающийся должен записать письменный полный развернутый ответ.
Максимальный балл за выполнение всей работы -23 балла, причем на задания базового уровня сложности приходится 12 баллов, повышенного уровня - 8 баллов, сложного уровня - 3 балла.
Если обучающимся набрано менее 12 баллов, то он имеет недостаточную биологическую подготовку;
- от 12 до 15 баллов – обучающийся достиг уровня базовой подготовки;
- если обучающийся получил более 20 баллов, то это говорит об уверенном владении им базовыми понятиями, об умении применять знания в практической деятельности.
Шкала оценивания работы
Отметка | Количество баллов |
«2» | 0 -11 баллов ( менее 50%) |
«3» | 12 -15 баллов (50-65%) |
«4» | 16 – 20 баллов (66 -85%) |
«5» | 21 – 23 балла (86 -100%) |
Итоговая контрольная работа по биологии за курс 6 класса
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
А1. В клетке животных отсутствуют
1) крупные вакуоли
3) рибосомы
2) митохондрии
4) аппарат Гольджи
A2. Для мейоза характерно
1) два последовательных деления
3) четыре деления
2) одно деление
4) три деления
A3. Побег образуют
корни и листья
2) корни и цветки
3) околоцветник, тычинки, пестик
4) стебель и листья
А4. Щитовидная железа относится к системе органов
1) выделительной
2) пищеварительной
3) эндокринной
4) кровеносной
A5. Фотосинтез необходим растениям для
1) питания
2) дыхания
3) выделения
4) роста
А6. Пищеварение - это
1)механическая переработка пищи
2) поглощение пищи
3) механическая и химическая переработка пищи
4) всасывание питательных веществ
А7. К органам дыхания лягушки относятся
1) трахеи
2) кожа и легкие
3) жабры
4) легкие
А8. Транспорт веществ у животных осуществляется благодаря
1) выделительной системе
2) кровеносной системе
3) эндокринной системе
4) пищеварительной системе
А9. Парным органом выделительной системы является
1) нефрон
2) мочеиспускательный канал
3) мочевой пузырь
4) почка
А10.У пшеницы корневая система
1) стержневая
2) отсутствует
3) мочковатая
4) состоит из дыхательных корней
А11. Сперматозоиды у млекопитающих животных развиваются в
1) яичниках
2) семенниках
3) почках
4) яйцеводах
А12. Рефлекс — это
1) путь, по которому проводятся нервные импульсы
2)место контакта между двумя нейронами
3)цепь нейронов, соединяющих рецепторы с мышцами
4)ответная реакция на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. К животным тканям относятся 1) эпителиальная 2) мышечная 3) механическая
4) нервная 5) проводящая 6) образовательная
В2. К органам дыхания животных относятся 1) жабры 2) почки 3) легкие 4) кишечник 5) трахеи 6) печень
В3. К холоднокровным животным относятся
1) рыбы 4) лягушки 2) собаки 5) змеи 3) человек 6) птицы
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В4. Установите соответствие органами и системами, к которым они относятся
ОРГАНЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
А) почка 1) выделительная
Б) сердце 2) кровеносная
В) мочеточник
Г) артерия
Д) вена
Е) мочевой пузырь
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
Ответьте на вопрос.
С. Что такое обоеполый цветок? Из каких частей он состоит? Приведите примеры растений, имеющих такой цветок.