12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Басова Анжелика Андреевна65

Пояснительная записка

к итоговой работе по литературе в 8-ом классе

за 2017- 2018 учебный год


Преподавание данного курса осуществляется по Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы – М.: Просвещение, 2006)

Обучение в 8-м классе ведется по учебнику для общеобразовательных учреждений «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений». В 2 ч./ Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.-М.: Просвещение, 2017.

Промежуточная аттестация по литературе в 8 классе проводится в форме теста (2 варианта), состоящего из вопросов и заданий трех уровней, аналогично тестам ЕГЭ, что является пропедевтикой подготовки к итоговой аттестации в выпускных классах.


1. Требования к уровню подготовки учащихся


По окончании 8 класса учащиеся должны знать:


авторов и содержание художественных произведений, входящих в программу;

основные теоретические понятия: сюжет, композиция, род и жанр литературы, тропы и др.


По окончании 8 класса учащиеся должны уметь:

характеризовать героев произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения и происходящими в нем событий; анализировать образ, применяя при этом портрет героя, характеризуя его поступки;

стилистически грамотно и точно отвечать на вопросы, а также самостоятельно их формулировать;

использовать при обсуждении произведений теоретические знания по литературе;

находить изобразительно-выразительные средства языка в художественном произведении и определять их роль.


2. Характеристика структуры работы.

По содержанию.

Работа проверяет знания, умения и навыки, обозначенные в программе.

Предложенные задания помогут проверить и оценить:

- знание содержания программных произведений, сведений об их авторах, основных литературоведческих терминов;

- умение распознавать и анализировать художественные особенности произведений;

- понимание жанровых особенностей;

- объём и качество использования словарного запаса, умение формулировать связные высказывания.


3. Комментарии по выполнению заданий и их оценке и времени выполнения

На выполнение проверочной работы отводится 40 минут. Перед началом работы учитель проводит краткий инструктаж в течение 5 минут.

Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой. проверяет усвоение учащимися учебного материала на базовом уровне сложности. Содержит 15 вопросов с выбором ответа.

За каждый правильный ответ А1 - А14 насчитывается по 1 баллу, максимум – 14 баллов.

А15 - за каждый правильный ответ насчитывается по 1 баллу, максимум - 6 баллов.

На выполнение заданий А1 – А15 отводится 20 минут.


Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа, однако этот ответ односложен. Все задания второй части работы (В16- В19) относятся  к повышенному уровню сложности. В заданиях В16 - В19 за каждый правильный ответ – 2 балла, максимум - 8 баллов.

На выполнение заданий В16 – В19 отводится 5 минут.


Наиболее сложным является третий уровень (С). Вопросы этого уровня побуждают учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний ученик может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).


Критерии оценивания ответа к заданию части С


1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) ученик даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом; не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют

4

б) ученик даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста, но при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и/или допускает 1 фактическую ошибку

3

в) ученик понимает суть вопроса, но не даёт прямого ответа на вопрос; и/или не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения; и/или неубедительно обосновывает свои тезисы; и/или частично подменяет анализ текста его пересказом; и/или допускает 2 фактические ошибки

2

г) ученик не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос; и/или подменяет анализ пересказом текста; и/или допускает 3 фактические ошибки и более

0

2. Следование нормам речи

а) допущено не более 1 речевой ошибки

1

б) допущено более 1 речевой ошибки 0.

0


Максимальное количество баллов за работу части С - 5

Время выполнения части С – 15 минут.


Таким образом, максимальное количество баллов за верно выполненный тест – 33 балла.


4. Критерии оценивания работы в целом:



33 – 30 - оценка «5»

29 – 24 - оценка «4»

23 – 15 - оценка «3»

14 – 0 - оценка «2»


5. Ключи к тестам:


1 вариант


А1. а

А2. 1

А3. б

А4. а

А5. в

А6. в

А7. а

А8. в

А9. г

А10. а

А11. а

А12. б

А13. а

А14. а

А15. 1-в, 2- д, 3-е, 4-б, 5-а, 6-г.

В16. Емельян Пугачёв

В17. Хлестаков

В18. гипербола

В19. «Василий Тёркин»

2 вариант


А1. г

А2. а

А3. 2

А4. в

А5. б

А6. в

А7. б

А8. б

А9. а

А10. б

А11. в

А12. б

А13. б

А14. б

А15. 1-в, 2-а, 3-д, 4-б, 5-е, 6-г

В16. Пётр Гринёв

В17. Городничий

В18. олицетворение

В19. «Василий Тёркин»

Промежуточная аттестация по литературе 8 кл. (по программе В.Я. Коровиной)

Вариант 1

Часть А. Задание с выбором ответа.

А1. Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

а) повесть; б) пословица; в) народная песня; г) частушка.


А2. Исторические песни - это:

1 - Народные песни, в которых рассказывается об исторических событиях

2 - Народные песни, в которых рассказывается о жизненных историях

3 - Авторская песня

4 - Эстрадная песня


А3. Отчего погиб герой «Жития…» Александр Невский?

а) в сражении с литовцами;

б) предположительно был отравлен в ставке хана батыя;

в) он не погиб, а умер своей смертью, прожив долгую жизнь.


А4. Что означает образное выражение «Шемякин суд»?

а) суд неправый, корыстный;

б) суд справедливый;

в) суд конкретного исторического лица Василия Шемяки над крестьянином.


А5. Драма – это…

а) картина жизни, нарисованная писателем и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями;

б) точная копия действительности с долей вымысла;

в) произведение, предназначенное для постановки на сцене.


А6. Кому из героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?  

а) Милону; б) Правдину; в) Митрофану; г) Цыфиркину.


А7. Идейный кульминационный центр поэмы «Мцыри» - это…

а) эпизод борьбы Мцыри с барсом; б) встреча с грузинкой; в) сон о золотой рыбке.


А8. Какой эпиграф предшествовал произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

а) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;

б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;

в) Береги честь смолоду.


А9. В каком образе приснился Гриневу Пугачев на постоялом дворе?

а) царя; б) висельника; в) разбойника; г) посаженного отца.


А10. Хлестаковщина - это:

а) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на самом деле, ничем не подкреплённое бахвальство;

б) стремление модно одеваться;

в) погоня за чинами.


А11. Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»?

а) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке;

б) старушка не хотела отдавать долг франту;

в) у старушки заболела внучка.


А12. Какая надпись на плакате в больнице возмутила больного из рассказа М.Зощенко «История болезни»?

а) «Помоги себе сам»; б) «Выдача трупов с 3х до 4х»; в) «Помни о смерти!».


А13. Какой основной художественный прием использован в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?

а) контраст; б) ирония; в) сопоставление; г) преувеличение


А14. Каков был жанр произведения «Василий Теркин» в определении автора - А.Твардовского?

а) «Книга про бойца»; б) «Поэма о войне»; в) «Роман в стихах».


А15. Соотнесите авторов из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика:


1. М. Ю. Лермонтов

2. А. П. Чехов

3. А. И. Куприн

4. И. А. Бунин

5. М. А. Осоргин

6. В. П. Астафьев

а) «Пенсне»

б) «Кавказ»

в) «Мцыри»

г) «Фотография, на которой меня нет»

д) «О любви»

е) «Куст сирени»


Часть В. Задание с кратким ответом.

В16. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».


В17. Какому герою произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» принадлежат эти слова: «С хорошенькими актрисами знаком… С Пушкиным на дружеской ноге…»?


В18. Как называется чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета?


В19. Из какого произведения взят этот отрывок?

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.


Часть С. Развернутый ответ (5-10 предложений).

Какие явления изобличает М.Зощенко в рассказе «История болезни»?



Промежуточная аттестация по литературе 8 кл. (по программе В.Я. Коровиной)

Вариант 2

Часть А. Задание с выбором ответа.

А1. Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

а) сказка; б) былина; в) народная песня; г) поэма.


А2. Каково основное назначение лирических народных песен?

а) передавать чувства, мысли конкретного лирического героя;

б) рассказывать о последовательности событий в жизни героя;

в) описывать природные явления;

г) нет конкретного назначения, поются просто по настроению.


А3. Назовите основные роды литературы:

1 - эпос, повесть, драма 3 - роман, поэма, комедия

2 - эпос, лирика, драма 4 - эпос, лирика, трагедия


А4. Житие – это описание…

а) Жизни народного героя в) Жизни святого

б) Исторического деятеля г) Рассказы о жизни Иисуса Христа


А5. Трагедия как жанр – это…

а) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;

б) драматическое произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя;

в) пьеса с острым конфликтом, допускающим возможность благополучного его разрешения.


А6. Как можно объяснить смысл названия комедии «Недоросль»?

а) ленивый, ограниченный, невежественный человек;

б) главный герой комедии;

в) дворянин, не получивший должного образования и поэтому не имеющий права вступать в службу и жениться;

г) подросток 15-17 лет.


А7.  «Капитанская дочка» Пушкина описывает крестьянское восстание:

а) Степана Разина; б) Емельяна Пугачева; в) Ивана Болотникова 


А8. Какой эпиграф предшествовал произведению Н.В.Гоголя «Ревизор»?

а) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;

б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;

в) Береги честь смолоду;


А9. Откуда чиновники города N узнают о том, что ревизор ненастоящий?

а) из письма Хлестакова, прочитанного почтмейстером;

б) Хлестаков сам признался в обмане;

в) проговорился Осип, слуга Хлестакова.


А10. Как заканчивается пьеса «Ревизор»?

а) приезд настоящего ревизора; в) свадьбой дочки городничего и Хлестакова;

б) немая сцена; г) отставкой городничего.


А11. Чем закончилась история любви в рассказе И.А.Бунина «Кавказ»?

а) герои остались вместе;

б) у героини родился ребенок;

в) муж героини застрелился, не вынеся бесчестия измены жены.


А12. Почему А.Блок обратился к теме истории в цикле стихов «На поле Куликовом»?

а) ему был интересен этот период;

б) видел в исторических событиях связь с современностью;

в) идеализировал Дмитрия Донского, победившего татар.


А13. Почему герой рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» не попал на съемку?

а) не захотел фотографироваться;

б) заболел;

в) обиделся на то, что его хотели поставить последним в ряду.


А14. Форма рассказа Л.Н.Толстого «После бала» - это…

а) полилог; б) «рассказ в рассказе»; в) рассуждение.


А15. Соотнесите авторов из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика:


1. Н.С. Лесков

2. А. П. Чехов

3. А. И. Куприн

4. М. М. Зощенко

5. Л. Н. Толстой

6. В. П. Астафьев

а) «О любви»

б) «История болезни»

в) «Старый гений»

г) «Фотография, на которой меня нет»

д) «Куст сирени»

е) «После бала»


Часть В. Задание с кратким ответом.

В16. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «… жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».


В17. Какому герою произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» принадлежат эти слова: «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины!»?


В18. Какой прием лежит в основе рассказа М.Осоргина «Пенсне»?


В19. Из какого произведения взят этот отрывок?

Переправа, переправа…

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы –

Ради жизни на земле.


Часть С. Развернутый ответ (5-10 предложений).

Как сочетаются фантастика и реальность в рассказе М.Осоргина «Пенсне»?


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.