Итоговый тест по теме «История России XIX века» (9 класс)
Вводная часть
Предмет: История
Класс: 9 (линейная система преподавания истории)
Тема: Итоговое повторение по истории России XIX в.
Инструкция
Работа рассчитана на 45 мин, состоит из 5 заданий:
Задание 1 предполагает выбор лишнего элемента в логической последовательности и объяснение такого выбора. Каждый правильный ответ – 1 балл, мотивировка ответа – 1 балл. Ответ без мотивировки не оценивается. Итого максимально – 6 баллов.
Задание 2 предполагает установление хронологической последовательности событий. Верно выполненное задание – 4 балла, при наличии 1 ошибки – 3 балла, при наличии 2 ошибок – 2 балла, при наличии 3 ошибок – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов.
Задание 3 предполагает группировку исторических событий по названным критериям. Каждое верное соответствие – 1 балл, итого максимально – 9 баллов.
Задание 4 предполагает решение тестов с несколькими верными вариантами ответов. Каждый верно выполненный тест – 2 балла (при наличии 1 ошибки – 1 балл), итого максимально – 6 баллов.
Задание 5 предполагает краткий ответ на основании анализа исторического источника. Каждый верный ответ – 2 балла, итого максимально – 10 баллов.
Итого максимально за всю работу – 35 баллов
Рекомендуемые критерии выставления оценки:
Оценка «2» | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка 5» |
0-11 баллов | 12-20 баллов | 21-28 баллов | 29-35 баллов |
Итоговая контрольная работа по истории России XIX в.
В каждой строке найдите лишнее, укажите, почему вы так решили. Ответ запишите в специально обозначенном поле.
1. П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, М.И. Кутузов, Э.И. Тотлебен.
Лишнее: ____________________________________________________________________________, потому что ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
2. Создание военных поселений, создание мирового суда, создание суда присяжных, всесословная воинская повинность.
Лишнее: ____________________________________________________________________________, потому что ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
3. 1806-1812 гг., 1825-1855 гг., 1828-1829 гг., 1877-1878.
Лишнее: ____________________________________________________________________________, потому что ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
II. Расположите в хронологической последовательности. Ответ запишите в таблицу.
А) Восстание декабристов; Б) Парижский мир; В) Создание министерств; Г) Бородинская битва; Д) Отмена крепостного права; Е) Начало правления Александра I; Ж) Присоединение Финляндии к России; З) Создание «Товарищества передвижных художественных выставок».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | | | | |
III. Распределите указанные события по группам: события, относящиеся к периоду правления Александра II (А); события, относящиеся к периоду правления Николая I (Б); события, относящиеся к периоду правления Александра III (В). Ответ запишите в таблицу.
1) Циркуляр «о кухаркиных детях»; 2) Манифест об отмене крепостного права; 3) Реформа Бунге; 4) строительство первой в России железной дороги; 5) Издание первого Полного собрания законов Российской империи; 6) Парижский мирный договор; 7) Лишение университетов автономии; 8) создание 3-его отделения Канцелярии; 9) Продажа Россией Аляски.
Ответ:
А | Б | В | ||||||
V. Решите тест, выбрав НЕСКОЛЬКО вариантов ответов. Ответы запишите в таблицу.
1. Какие из перечисленных ниже понятий возникли в XIX в.? (3 верных варианта ответа)
A) «семибоярщина» Б) аракчеевщина B) славянофильство Г) народовольцы Д)опричнина Е) бироновщина.
2. Выберите из списка события, относящиеся к XIX в. (3 верных варианта ответа)
А) сражение под Полтавой Б) Тарутинский марш-маневр В) Бородинское сражение Г) присоединение к России Средней Азии Д) поражение России под Нарвой Е) взятие А.В. Суворовым турецкой крепости Измаил
3. Укажите 2 государства, с которыми воевала Российская империя при Александре I
А) Япония; Б) Турция; В) Франция; Г) Великобритания; Д) Италия.
Ответ:
1 | 2 | 3 | |||||||
VI. Задание с кратким ответом. Запишите в ответ (в специально обозначенном поле) слово или словосочетание.
1. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию ученого первой половины XIX в., который cyмел «...несмотря на положение непризнанного учёного, в котором он находился всю свою жизнь, совершить в научной области грандиозный подвиг — создать неевклидову геометрию, а в области общественной и организационной создать... один из лучших университетов — Казанский университет...»
Ответ:_______________________________________________________________________.
2. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название мирного договора, завершившего войну, о событиях которой идет речь:
«Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского ополчения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля. После блистательных атак Скобелев выстроил перед <Шипкой-Шейново> Владимирский полк… – Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, – кончим и мы как следует. – Постараемся… – Смотрите же… Идти стройно… Турки почти уже разбиты… благословясь, с Богом!».
Ответ: ___________________________________________________________________.
3. Прочтите отрывок из записок П. А. Кропоткина и укажите, историческое событие, о котором идет речь.
«Целью всех этих чтений и споров было разрешить великий вопрос, стоявший перед молодежью: каким путем может она быть наиболее полезна народу? И постепенно она приходила к выводу, что существует лишь один путь. Нужно идти в народ и жить его жизнью. Молодые люди отправлялись поэтому в деревню как врачи, фельдшеры, народные учителя... Девушки сдали экзамены на народных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению беднейшей части народа».
Ответ: _______________________________________________________________________.
4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите место встречи двух императоров, о которой идет речь.
«25 июня 1807 г. во втором часу дня состоялась первая встреча обоих императоров. На самой середине реки был утвержден плот с двумя великолепными павильонами. На французском берегу была выстроена вся гвардия, на русском — небольшая свита императора... Лодки отчалили от берегов, и на середине реки император и царь одновременно вошли в шатер мира. Стрелявшие еще 10 дней назад друг в друга гвардейцы кричат: "Ура!" Вчерашние враги обнялись...»
Ответ: _________________________________________________________________________.
5. Прочтите высказывание А.И. Герцена о философском произведении российского публициста и философа и укажите его автора, которому А.С. Пушкин посвятил одно из своих стихотворений:
«"Письмо" его потрясло всю мыслящую Россию и имело полное право на это. После "Горя от ума" не было ни одного литературного произведения, которое сделало бы такое сильное впечатление. Между ними — десятилетнее молчание, 14 декабря, виселицы, каторга, Николай. (...) Император Николай приказал объявить его сумасшедшим и обязать подпиской ничего не писать».
Ответ:_______________________________________________________________________.
Ответы
I. В каждой строке найдите лишнее, укажите, почему вы так решили.
1. Лишнее: М.И. Кутузов, потому что он командующий армией во время Отечественной войны, а остальные являются участниками обороны Севастополя в ходе Крымской войны.
2. Лишнее: Создание военных поселений, потому что остальные события относятся к либеральным реформам Александра II, а создание военных поселение начинается в первой половине XIX в. при Александре I.
3. Лишнее: 1825-1855 гг., потому что это период правления Николая I, а остальные - даты русско-турецких войн.
Примечание: Допускаются иные формулировки ответа.
Кроме того, в качестве верного варианта ответа может быть засчитан другой правильно обоснованный с исторической точки зрения вариант лишнего элемента.
II. Расположите в хронологической последовательности.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Е | В | Ж | Г | А | Б | Д | З |
III. Распределите указанные события по группам:
А | Б | В | ||||||
2 | 6 | 9 | 4 | 5 | 8 | 1 | 3 | 7 |
V. Решите тест, выбрав НЕСКОЛЬКО вариантов ответов.
1 | 2 | 3 | |||||
Б | В | Г | Б | В | Г | Б | В |
VI. Задание с кратким ответом.
1. Лобачевский
2. Сан-Стефанский
3. Хождение в народ
4. г. Тильзит (река Неман)
5. Чаадаев