Итоговое занятие по ФЭМП в старшей разновозрастной группе (5-7 лет) «Клуб юных знатоков»
ОД по ФЭМП
Тема «Клуб юных знатоков»
Задачи:
Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 20;
обратный счёт в пределах 10, умение составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр; знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел. Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён и месяцев года, умение узнавать и называть геометрические фигуры, располагать предметы в порядке возрастания.
Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие + социально - коммуникативное развитие.
Оборудование: ноутбук, музыкальное сопровождение, игровое поле - волчок, презентация, схемы, конверт с наградой (задания «Занимательная математика»).
Раздаточный материал: конверт с числовыми карточками, набор геометрических фигур; листы в клетку; карандаши, задание «Соедини по цифрам».
Предварительная работа:
Закрепление дней недели, времен года; решение арифметических задач на сложение и вычитание; решение неравенств; закрепление заданий с определением времени; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; подготовка демонстрационного и раздаточного материала.
Ход:
На столе игровое поле (круг с 8 цветными секторами)
На каждом секторе - конверт с карточкой - вопросом и ответом.
Два сектора заняты черным ящиком и скрипичным ключом (обозначающим
физкультминутку под музыку).
В центре игрового поля - волчок .
Ведущий - воспитатель.
Ведущий: Дорогие ребята!
К нам сегодня пришли гости, они хотят не только посмотреть, как вы выросли, но и узнать, чему вы научились в детском саду.
Этюд «Хорошее настроение».
Ребята, давайте с вами возьмемся за руки. Я вижу, что у вас сегодня хорошее настроение, в душе у вас тепло и этим теплом мы поделились друг с другом. Ребята, а давайте подарим доброе хорошее настроение и нашим гостям.
Повернитесь, пожалуйста, к гостям, улыбнитесь им и тихонечко скажите: «Мы рады видеть вас! Желаем вам хорошего настроения!»
Садимся на свои места.
Ребята! Прежде чем начнем наше занятие, нам нужно вспомнить
некоторые правила поведения.
Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.
- За столом сиди ты стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)
- Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)
- Хорошо, что все вспомнили наши правила поведения на занятии. Молодцы!
Ребята, сегодня у нас в гостях Мудрая Сова. И наше занятие будет проходить в виде игры, которая называется «Что? Где? Когда?».
Если вы смотрели программу «Что? Где? Когда?», то знаете, что Мудрая Сова является талисманом этой игры. И если она появилась у нас, значит, не просто так. Оказывается, она давно за нами наблюдает, и вы ей очень понравились, т.к. очень серьезно относитесь к математике. Вот она и решила открыть у нас «Клуб юных знатоков математики». Я буду читать её послания вам.
Слова Совы: Здравствуйте, юные почемучки! Членом клуба может стать только тот, кто докажет, что он самый умный и сообразительный. И если вы выполните все задания, нарисуете мой портрет, по окончании игры вас ждут – заслуженные награды.
Ведущий:
Сегодня у нас будет проходить игра в несколько этапов. Команда «Знатоки», т.е. мы сразится с Мудрой Совой, которая уже приготовила свои хитрые вопросы, трудные задания и спрятала их в конверты на нашем игровом поле.
Ведущий: Ребята, вы готовы к игре?
Ведущий: Я кручу волчок… конверт под номером 1.
1 этап: «Заявите о себе»
(дети стоят в кругу)
Ребята, задание называется «Повторенье – мать ученья». Нам с вами нужно ответить на несколько простых вопросов, это не должно быть сложно, потому что мы всё это проходили с вами на наших занятиях.
Вопросы:
1. Назови времена года
2. Назови месяцы года
3. Сосчитай количественным счетом парами до 20
4. Сосчитай обратным счетом от 10 до 1
5. Назови дни недели
6. Назови соседей числа 8.
7. Назови, какое число больше 3, но меньше 5.
- Это правильные ответы.
Ведущий:
- Внимание команде знатоков! Крутится волчок. Конверт под номером 2.
2 этап «Четвертый лишний».
- 6, 9, А, 2 (буква)
- 1, 8, 21, 7 (двузначное число)
- 20, 41, 100, 15 (трехзначное число)
- >, <, 5, = (цифра).
А теперь я называю слова, а вы называйте которое из них лишнее и почему.
1. Понедельник, вторник, среда, пятница, утро.
2. Март, апрель, май июнь.
3. Лето, осень, зима, воскресенье.
3 этап: «Реши задачи»
- для начала вспомним, из каких частей состоит задача: условие, вопрос, решение, и ответ.
- придумайте условие задаче.
Дети придумывают задачу. Ответ показывают числовыми карточками
( подг.гр. – двумя карточками, ст.гр. – одной карточкой).
Ребята, мне понравилось, как вы справились с этим заданием. Умницы!
Логические задачи
Саша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Саша не рассматривала в журнале?
По двору ходят куры. У всех кур Петя насчитал 6 ног. Сколько кур?
Ведущий: А теперь у нас физкультурная пауза.
4 этап: Физминутка –презентация
(Музыкальное сопровождение.)
Ведущий:
-Внимание! Продолжаем игру!
5 этап: «Геометрические фигуры»
Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какой геометрической фигуры не хватает.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Особенно мне понравилось, что вы помогали друг другу, подсказывали, спорили, но это были деловые споры.
Ведущий:
- Внимание команде знатоков! Крутится волчок. Следующий конверт.
6 этап: «Величина»
Мудрая Сова предложила расставить предметы по возрастанию величины, начиная с самого маленького ( подг.гр. – расставляет цифрами порядок предметов на листочках, ст.гр. – у доски).
Ведущий: Внимание-волчок!
7 этап: «Черный ящик».
И последний завершающий этап, который все решит: быть ли всем нам членами клуба «Знатоков математики»?
Крутится волчок и воспитатель просит помощника внести Черный ящик.
Ведущий:
А в черном ящике лежит это - отгадайте загадку:
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? …
(Тетрадь)
Ведущий:
Ребята! У вас на столах лежат листочки, у старших ребят они в клетку, у младших просто листочки. Нам нужно показать Мудрой сове. Как мы умеем ориентироваться на листе бумаги. Для этого, старшие ребята самостоятельно проложат путь от картинки с малышами до дерева согласно заданиям, внизу листа, а затем мы все вместе прочитаем то, как они шли. А младшие ребята по мою диктовку расположат геометрические фигуры.
8 этап: «Соедини по точкам».
Ведущий: Ребята, мы выполнили практически все задания Мудрой совы, и теперь нам осталось самое последнее: нужно соединить цифры по порядку и узнать, что нарисовано.
Закончили. Какая фигура получилась?
Итог занятия:
Ну, что ж мы выполнили все задания Мудрой Совы. Давайте, послушаем ее мнение.
Сова: Ребята, я не думала, что вы так легко справитесь с заданиями. Вы все заслужили звание участника «Клуба Знатоков». Я знаю. Что вы все очень любите задания из серии «Занимательная математика», поэтому я вам приготовила еще много заданий. Решайте головоломки и становитесь еще умнее. Спасибо за игру!
Ведущая:
Ребята! Понравилась вам сегодня заниматься математикой?
С какими заданиями вы справились легко?
Какие задания Мудрой Совы вам показались сложными?
Наша игра закончена. Всем спасибо за игру!