Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5–7 лет)
Пояснительная записка
Система духовно – нравственных ценностей закладывается с детства, поэтому на сегодняшний день образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном объединении российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры; оно является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.
Цель. Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.
В условиях перехода на новые ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
формирование начал патриотизма и гражданственности;
формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;
воспитание уважительного отношения к труду.
Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников, осуществляется в соответствии с комплексным планом мероприятий образовательного учреждения. Все мероприятия направлены на совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ: развитие творческих способностей воспитанников, формирование духовно-нравственных качеств личности, совершенствование форм и методов работы с родителями, выявление лучшего опыта работы.
Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5-7 лет)
Тема |
Формы обучения |
Задачи |
Дата |
«Старание и терпение» |
Экскурсия в школу. Беседа с детьми « Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе». Сюжетно-ролевая игра «В школу». |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. |
сентябрь |
«Мудрые люди» |
Беседы «Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка». «Что такое забота?». Фольклорный праздник «Покров». |
Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе. |
Октябрь |
«Верность земле русской» |
Беседы «Минин и Пожарский»; «Русь православная». «Народные игры». «Богатыри земли Русской». |
Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества. Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе защитников русской земли. Формировать патриотическую память. |
Октябрь |
«Светлый образ» |
Беседа « Моя мама – лучше всех». Ручной труд (изготовление подарков маме). Праздник, посвящённый Дню матери. |
Развивать духовно – нравственный потенциал дошкольников; воспитывать любовь и уважение к матери, нравственных качеств личности, создание благоприятных условий для формирования духовных ценностей. |
Ноябрь |
«Семейные традиции» |
Беседы «Моя семья»; «Семейные традиции (обычаи) в вашей семье». Семейные работы «Род и родословная». |
Знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей. |
Декабрь |
«Рождественское чудо» |
Беседы «Святочные посиделки», «Елка – символ Рождества». Показ вертепного театра «Рождество Христово». Аппликация «Рождественская открытка» |
Познакомить детей с повествованием о Рождестве Христовом; содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников; воспитывать желание трудиться для того, чтобы порадовать близких; познакомить с традиционным видом рождественского театра – вертепом. |
Январь |
«Мастера и рукодельницы»
|
Беседа «Россия – страна мастеров». Выставка «Золотые руки мастеров». «Эти мудрые русские сказки». Развлечение «Масленица» |
Познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; воспитывать любовь и бережное отношение к культуре и традициям русского народа. Рассказать о народных традициях празднования Масленицы. Знакомство с народной песней, частушкой, масленичными прибаутками, сказкой. |
Февраль |
«Книга – праздник души» |
Беседа: "А у книжки именины!" Экскурсия в библиотеку «В гости к книжкам». Вечер развлечений "В гостях у сказки". |
Развивать интерес к книге, как к источнику знаний. Расширять и уточнять представления детей о книгах и их значении в жизни общества. |
Март |
«Добрый мир» |
Праздник «Благовещение» Занятие «Земля – наш общий дом». Беседа «Жалобная книга». Экскурсия в лес. Выпуск листовок «Берегите лес от пожара». |
Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; |
Апрель
|
«День Победы» |
Выставка рисунков, посвященная Дню Победы. Беседа « Дети военных лет». Экскурсия к памятнику. Участие в митинге. |
Воспитание гуманной, толерантной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества |
Май |
«До свидания детский сад! Здравствуй школа!» |
Праздничное мероприятие «Выпускной бал» |
Создание условий для успешной адаптации в школе. |
Май |
Библиографический список:
И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011. – 224 с.
Истоковедение. Мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста (3 – 7 лет) в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».Том 15.– М.: Издательский дом «Истоки», 2013. – 160 с.
И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте Истоковедения. Том 11.– М.: Издательский дом «Истоки», 2012. – 320 с.
Ботякова О.А. Солнечный круг. Детский народный календарь: В помощь педагогам образовательных учреждений. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-112с,ил. – (Приобщение детей к истокам русской народной культуры).
Истоковедение. Социокультурный подход системный подход к истокам в образовании. Том 12. – М. Издательский дом «Истоки», 2012. – 328 с.
Ефимова Алла Ивановна
Ольга
Скрипникова Валентина Михайловна