12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пластинина Елена Владиславовна43

Из опыта работы педагога вокальной студии

в условиях дистанционного обучения.


Занимаюсь вокальной работой с детьми с 2000 года. В 2011 году студии присвоено звание «Образцовый детский коллектив».

Весной 2020 года наше учреждение дополнительного образования – Дворец детского (юношеского) творчества города Лысьва, Пермский край, как и все образовательные учреждения страны, было переведено на дистанционное обучение.

Рухнули планы: участие коллектива в Краевом конкурсе, в мероприятиях города и Дворца, подготовка и участие в мероприятиях и концертных программах, посвящённых празднованию 75-летия Великой Победы, был отменён наш ежегодный Отчётный концерт студии – любимое мероприятие детей, родителей и всех наших постоянных зрителей.

Шоковое состояние, в котором я пребывала, первые дни даже не хочется вспоминать. Смирившись с ситуацией, я начала искать пути «выхода из тупика». Я, конечно, была в курсе всех проблем, свалившихся на детей - школьников: загруженностью учебными занятиями, проблемами отправки выполненных заданий из-за «виснувшего» интернета. Понимая, что в данный момент детям и их родителям приходится нелегко и им совершенно не до дополнительного образования, я начала искать такие варианты дистанционной работы, которые бы не обременили их ещё больше, а, может быть, даже порадовали или хотя бы разнообразили их досуг.

В дополнительном образовании очень часто употребляется термин - сохранность контингента, ведь нам, педагогам, нужно всё время удерживать интерес своих подопечных! В ситуации апреля 2020 года эта самая сохранность была актуальна как никогда, её надо было удержать, но как это сделать? Понимая, что впереди нас ждёт два месяца дистанционной работы, я спланировала свою деятельность по нескольким направлениям…

Мне хотелось бы кратко изложить особенности работы педагога-вокалиста в обычном режиме.

На вокальных занятиях педагога с воспитанником (или группой воспитанников) происходит работа с голосом, который представляет собой настоящий музыкальный инструмент. Настройка этого инструмента на исполнение, правильная работа органов слуха и зрения, а также всех мышечных и костных составляющих человеческого организма, участвующих в процессе звукообразования, лежит в основе вокальной работы.

Вокалисты знают: петь точно по нотам – мало, нужно обладать высокой позицией звука, интонировать высокие обертоны. А работа над фразировкой, дыханием? Следить за правильной подачей звука ученика, контролировать его «позицию звука» по видеосвязи невозможно! К тому же звук по видеосвязи отстаёт от изображения!

Итак, окунувшись в ситуацию неизбежности дистанционной работы, у меня стали рождаться некоторые идеи, которые могли бы, по моему мнению, заинтересовать моих воспитанников, а также стать альтернативой обычной нашей вокальной работы. Эти идеи я постараюсь описать.

Идея первая.

У меня никогда не хватало времени на создание в социальной сети сообщества, которое охватило бы всех участников образовательного процесса «Кантилена» (так называется моя студия). Отдельные беседы в социальной сети для общения с детьми и их родителями по группам (ансамблям), конечно, существуют, но их главная функция – напоминание о ближайшей репетиции или выступлении, решение небольших организационных вопросов. А в первые дни карантина я наконец-таки создала закрытое сообщество, членами которого стали все мои дети, родители, а также (причем с большим удовольствием) выпускники прошлых лет. Это сообщество сплотило нас, постоянно появляющиеся новости напоминали детям о том, что мы – коллектив. В сообществе я выкладывала интересную информацию о музыке, мультфильмы, сюжет которых был посвящён композиторам или музыкальным инструментам, музыкальные ребусы, видео сюжеты с распевками, автором которых стала моя выпускница, ныне педагог-вокалист. Ну, а самым интересным материалом, по мнению детей и родителей, были помещённые мной фрагменты ежегодных отчётных концертов (начиная с 2008 года!) – лучшие наши номера в ансамблевом и сольном исполнении. Для размещения их в сообществе я научилась «резать» видео. Таким образом, я знакомила своих нынешних воспитанников с историей нашего коллектива: репертуаром, исполнителями, выпускниками, связавшими свою профессию с музыкой.

Была ли обратная связь с детьми? Да, была, не стопроцентная, конечно, но была! То, что все дети смотрели новости в сообществе – это точно, а выполняли мои задания в основном младшие дети (ответы на вопросы по познавательным мультфильмам, ответы на музыкальные ребусы, анализ выступлений из видео ролика, самостоятельная вокальная деятельность по видео-распевкам). Тех детей, которые выполняли задания исправно и отправляли мне сообщения с ответами в социальной сети, я похвалила в нашем сообществе в конце учебного года.

Идея вторая (очень интересная).

Вся наша совместная с детьми деятельность в вокальной студии «Кантилена» всегда была направлена на достижение результата – качественно отрепетированного концертного выступления. У нас обычно не бывает затяжного сезона репетиционной работы, после которого происходят выступления. Оба вида деятельности - концертный и репетиционный переплетаются всегда между собой: какая-то песня в разборе, какая-то – в стадии репетиций на сцене, несколько номеров – в готовом виде. Привыкнув к насыщенной концертной деятельности, я решила «выдать результат» и в ситуации дистанционной работы.

Мне повезло: на помощь пришли мои выпускницы 2019 года, именно они показали моим воспитанникам пример творческой увлеченности и целеустремлённости.

Семь девушек, студентов высших и средних образовательных учреждений, оказались в родной Лысьве на дистанционной учёбе. Стоит отметить, что две из них учатся в пермском музыкальном колледже. В нашей с ними переписке в социальной сети возникла идея создания видео ролика. Все с воодушевлением поддержали эту затею: девочки соскучились друг по другу, по нашему творчеству и в то же время, они ещё не забыли наши песни!

Мы действовали в таком порядке:

1. Для видео ролика решили вспомнить песню из нашего отработанного ранее репертуара. Выбор пал на песню «Умка» композитора Евгения Крылатова, в обработке Марины Морозовой.

2. Я выслала девочкам фото нотной записи песни, чтобы они вспомнили свои партии (партитура четырёхголосная) и порепетировали самостоятельно под фонограмму, а также под видеозапись нашего концертного исполнения двухгодичной давности.

3. Каждая участница нашего творческого проекта, находясь дома, сидя перед монитором компьютера, видя в нём изображение нашего концертного исполнения и слыша общее звучание ансамбля (через наушники), делает видеозапись своего пения. Так как звук к ней поступает через наушники, видеозапись получается «акапельная», что и нужно для общего сведения звука.

4. Все видеоролики через интернет аккумулируются у Алины - одной из девушек, которая знакома с необходимой программой сведения звука и видео.

5. Два долгих дня происходит работа нашего звуко- и видео-режиссера Алины.

6. И вот долгожданный результат!

Это «выступление» моих выпускниц мы выложили в социальные сети, очень приятно было получить горячие отклики зрителей: педагогов, родителей, друзей, горожан, да и не только наших земляков. Начало было положено! Удачный пример показан моим нынешним воспитанникам! Теперь очередь за ними!

Конечно, с ними пришлось повозиться, особенно с младшими! Песня для каждого ансамбля была взята знакомая, уже разученная на наших занятиях, однако разница в вокальной подготовке детей (в силу возраста и уровня развития), разные технические возможности в домашних условиях замедляли наше продвижение к общему результату. Сбор всех индивидуальных роликов с записью исполнения детей продолжался весь апрель. У некоторых воспитанников (двух или трёх) я не приняла видеозапись с первой попытки, после разбора ошибок исполнения просила записать ещё раз! И вот, наконец, все справились! Ото всех я дождалась приемлемого варианта!

Огромная благодарность родителям, не только организовавшим видеозапись своих детей, но и контролирующим домашний репетиционный процесс.

Сведением звука из роликов в общий аудио-трек занимался по нашей договорённости звукооператор дворца, а с видео монтажом помогли и родители, и моя коллега – специалист по видеосъёмке.

Конечно, работа была трудоёмкая, но, думаю, результат оправдал наши долгие старания: умственные и эмоциональные.

Вот перечень всех наших «выступлений» в социальной сети весной 2020 года:

1. Песня «Умка» (Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева)

2. Песня «Где ты появился на свет» (Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенёва) в исполнении ансамбля мальчиков. Ролик выпущен 8 мая – к годовщине смерти Евгения Крылатова, уроженца нашего города.

3. Песня «Катюша» (Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского) в исполнении младшего ансамбля,

4. Песня «Дороги» (Музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина) – второй клип в исполнении ансамбля выпускниц,

5. Песня «Навернувшийся солдат» (Музыка и слова Юты) в исполнении старшего ансамбля. Все три ролика выпущены 9 мая – к юбилею Великой Победы

6. Песня «Во кузнице» (русская народная песня, аранжировка исполнения П. Тереховой) в исполнении среднего ансамбля. Ролик выпущен 1 июня – ко Дню защиты детей.

Работа вокальной студии «Кантилена» в дистанционном режиме в новом для себя формате состоялась! Однако замечу, это был способ выхода из сложившейся ситуации, альтернативный вокальной работе путь взаимодействия с детьми. Эксперимент прошел, на мой взгляд, успешно. Анализируя этот опыт, понимаю, что в период дистанционной работы основной педагогической задачей того периода было удержание интереса детей к творчеству. Эту задачу я решала через знакомство детей с дополнительной информацией о нашем коллективе и о музыке вообще, а также через привлечение своих воспитанников в реализацию вокального проекта – коллективного творческого дела.

В заключение повторюсь: пение – сложный технический и эмоциональный процесс, для развития навыков которого ребёнку нужен рядом наставник, тонко чувствующий и слышащий своего ученика, и никакой технический прогресс не заменит этого «творческого диалога».

Будем «творить» со своими учениками, готовить новый репертуар и с волнением ждать концертных выступлений…

Приложение №1

Ссылки для просмотра наших видео-роликов-2020.

https://youtu.be/YViLO7Mg714 КРАЙ РОДНОЙ

https://youtu.be/Ww2n33ZTk5I КАТЮША

https://youtu.be/kgZ3aksZ0Ck НЕВЕРНУВШИЙСЯ СОЛДАТ

https://youtu.be/U3hCo2d0QY8 ДОРОГИ

https://youtu.be/fgdQxsBsrFU ВО КУЗНИЦЕ

https://www.youtube.com/watch?v=eVnTFl7-FEk УМКА

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.