Из опыта проведения занятий театральной студии в условиях дистанционного обучения
Из опыта проведения занятий театральной студии в условиях дистанционного обучения
Аннотация
В статье представлен опыт функционирования детской театральной студии в условиях дистанционного образования, проведен анализ попыток адаптировать образовательный процесс под новые предлагаемые обстоятельства, рассмотрена значимость для правильно выстроенного образовательного процесса живого и непосредственного взаимодействия участников театрального коллектива.
Ключевые слова
Театральные занятия, дистанционный формат, искусство взаимодействия, коллективность, командный дух
Локдаун внес сумятицу во все сферы человеческой деятельности. В спешном порядке претерпевали кардинальные изменения здравоохранение, предпринимательская деятельность, образование. И если теоретические и многие прикладные дисциплины перестроить было возможным (я имею опыт ведения иных дисциплин дистанционно), то с театральным творчеством, которое суть – искусство взаимодействия– в условиях невозможности этого взаимодействия, оказалось крайне непростым делом. В чем тут дело, попытаемся разобраться.
Коллективность - самая важная особенность театрального творчества. Действительно, все здесь построено на постоянном взаимодействии и общении участников студии, будь то тренинги актерской психофизики, упражнения в группах, или репетиция массовых сцен. «Одиночный этюд» - такое понятие имеет место быть, но воспитанником гораздо интереснее принимать участие в коллективном этюде, всем сразу. И я всячески поощряю это стремление. Ведь что является главным в обучении театральному творчеству? Умение идентифицировать себя с персонажем, а это возможно при развитой способности к эмпатии, способности со-переживать, со-чувствовать. Выходит, что без взаимодействия, непосредственного общения в театральном коллективе не обойтись. На воспитание слаженного коллектива – работоспособной театральной труппы - нацелены не только занятия по театру. Традиции студии, наставничество старших по отношению к младшим, наши праздники и чаепития, наши совместные участия в акциях и мероприятиях, совместное проживание в палаточном лагере на Грушинском фестивале и участие в экодесанте– все работает на сплочение команды.
И как же это помогает позже – при создании спектакля. К этому моменту мои воспитанники уже понимают - театр – коллективный вид искусства. Именно потому, когда был объявлен локдаун, и мы были выключены из живого взаимодействия, было ощущение катастрофы. Задача адаптировать образовательный процесс под новые предлагаемые обстоятельства поначалу представлялась абсолютно невозможной. Действительно, как в дистанте разработать коллективный этюд и выстроить постановку? Как освоить любое даже теоретическое понятие, если все их мы отрабатываем в практических этюдах. Главными же вопросами стали, как не утратить атмосферу дружбы и взаимопонимания в коллективе и справиться с требованием не взаимодействовать в «искусстве взаимодействия»?
Прежде всего потребовалось организовать учебный процесс и наладить более тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Для работы с родителями в условиях дистанта пришлось срочно разработать совершенно иные подходы и формы работы, чтобы сделать их своими помощниками и союзниками в сложных условиях. За цикл дистанционных родительских собраний, представленных на «Урок.РФ» стала победителем конкурса. Этим опытом могу и готова поделиться с коллегами
Тщательно проштудировано огромное количество материалов коллег по цеху –- театралов, предприняты попытки выяснить у руководителей театральных студий города, как справляются с дистантом. Даже в «Урок.РФ» была открыта дискуссия «Театр-искусство общения. Как подать его дистационно?» Но поиски результаты дали не сразу.
Занятия в режиме видеоконференции (Skype, Zoom) удовлетворения не принесли. Данные занятия позволяют провести тренинги актерской психофизики, разобрать темы по истории и теории театра. Практику же старательно обходила стороной, вернее, переводила в иные формы художественного творчества – нарисовать образ персонажа, расписать по действиям этюд. Форма занятия в формате видеоконференции живого «здесь и сейчас» не дала.
И пока шли поиски нужных форм, помогло важное событие – юбилей Победы. Социально значимая, проектная деятельность студии, которой отводим большую, но все же часть нашей программы, в эти дни практически полностью захватила нас. Мы участвовали в дистанционных акциях «Звезда Победы», «Письмо победителям», «Георгиевская ленточка», разрабатывали и наполняли контентом существующий уже к тому времени долгосрочный интернет-проект «Память о Вашей Победе храним!», участвовали в дистанционных конкурсах патриотической направленности всех уровней – от городских до Всероссийских.
И даже художественный материал для изучения теоретического материала образовательной программы, был взят также военного содержания. Мы разбирали поэму А.Твардовского «Василий Теркин», смотрели видеопостановки поэмы в разных театрах и в разных исполнительских составах, разбирали художественные приемы, примененные режиссерами этих постановок.
В результате занятия выстраивались по следующей схеме:
К каждой теме должна быть заготовлена электронная презентация;
Прописан сценарий (текст) занятия;
Согласно сценарию снят видеоролик;
Готовый ролик выложен на платформу Padlet.
Опыт взаимодействия с платформой Padlet имелся ранее – так на этой платформе в течение трех лет воспитанниками студии реализуется интернет-проект «Память о Вашей Победе храним!». На этой же платформе расположено электронное пособие – банк заданий к проекту «Память о Вашей Победе храним!» Он представляет собой творческие задания, записанные в видеоформате и выложенные на платформе.
Поэтому для расположения видеозаданий по театру была выбрана также платформа Padlet. Требования к роликам - они должны быть короткими, 10-15 мин. – оптимальный размер. В таком временном отрезке концентрируется самая суть задания. Более длинные ролики воспринимается в дистанционном формате сложнее, их сложнее выкладывать на платформу или пересылать по сети.
Что считаю действительно удачным применением дистанционных технологий в театральном творчестве – это дистанционные художественные конкурсы. Студийцы и ранее активно принимали участие в дистанционных конкурсах в номинациях «Художественное слово», «Театральная постановка», «Литературно-музыкальная композиция». Это было очень удобно для конкурса Всероссийского или Международного уровней – не у каждого талантливого ребенка есть возможность присутствовать на них очно. Дистанционные же технологии позволяют познакомить мир со своим творчеством и получить заслуженную оценку серьезных экспертов.
Теперь же, дистанционными становились конкурсы всех уровней, включая областные и городские. И наша команда быстро приняла новые правила и адаптировалась к измененным предлагаемым обстоятельствам. Проведенная в конце прошлого учебного года работа по изучению в дистанте «Василия Теркина» очень помогла – начало нового учебного года ознаменовалось постановкой и записью в видео формате сразу двух работ по «В.Теркину» - силами старшей и младшей групп. Мы очень торопились, работали много и слаженно, и успели до ухода старших на удаленку. Чтецкие (сольные) работы воспитанники снимали дома. Отработка чтецкого материала в этом случае велась дистанционно, аудиозаписи пересылались и корректировались посредством сети в WhatsApp. Viber, VK, по электронной почте.
Много стараний пришлось приложить, чтобы сохранить в условиях дистанта командный дух коллектива. С этой целью в чате студии постоянно запускались командные видео задания, различные челленджи. Требовалось, например, снять дома короткие видео с передачей апельсина слева направо, которые затем монтировались в челлендж «Подари новогоднее настроение» и выкладывались на сайте ОУ. Или проведение для находящихся на удаленке видеоэкскурсии по принарядившемуся к празднику лицею.
Получилось сохранить в условиях дистанта и наставническую деятельность, практикуемую в коллективе. Только если раньше делились опытом и знакомили с традициями студии старшие младших, то на этот раз наставниками выступали воспитанники младшей группы – именно с ними записывались видеоролики заданий и тренингов для старших воспитанников, занимающихся удаленно.
К живому творчеству удалось прикоснуться только во втором полугодии. В апреле было разрешено провести мероприятие ко Дню космонавтики. но не в зале, по классам, в мае уже проводили массовый митинг ко Дню Победы, который традиционно проводим на открытом воздухе, во дворе лицея.
Подводя итог, констатирую: коллектив удалось сохранить в полном составе, хотя дети и их родители были безумно заняты нагрузкой основной школы, и на дополнительное образование едва находили время. В конкурсах мы по-прежнему первые, пусть даже и в дистанционных. И даже командный дух и такое необходимое в театральном коллективе «чувство локтя» сохранить удалось. И радость и удовлетворение от своей деятельности мы получаем по-прежнему.
Но вынуждена признать, что, несмотря на высокие результаты моих воспитанников в отчетных таблицах и не пропадающий интерес к занятиям в студии, истинные приемы «дистанционного театра» найдены не были. То, что мы называем «минимизировать потерю качества» преодолеть в дистанте не удалось. Возможно потому, что за 28 лет руководства театральной студией хорошо знаю, как должно быть, когда «качественно» и отчетливо понимаю, что театр - искусство взаимодействия.
Может, в дистанте, где отсутствует живое и непосредственное «здесь и сейчас», он невозможен в принципе?
Потамошнева Наталья Алексеевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Куликова Ирина Геннадьевна