Доклад «Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и их социально–трудовой адаптации»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа - интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района
Воспитатель школы-интерната:
Исмаилова Роза Искандаровна
Выступление на методическом объединении воспитателей школы-интерната
Из опыта работы:
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и их социально – трудовой адаптации
Главной задачей школы-интерната является подготовка детей – воспитанников к самостоятельной жизни, их социально-трудовой адаптации.
Научно-практические исследования, проведенные ученными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники школ-интернатов не достаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути. Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска учреждения эти дети часто теряются в жестоких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в ПТУ, где обучаются в случайно - выбранных профессиях, без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по не желанной специальности, не хотят или не могут устроиться на работу.
Результаты исследований должны являться определенным вкладом в теорию воспитания детей, воспитывающих в условиях школы-интернатах для детей нуждающихся в помощи государства.
Исследования послужило проверкой принятой нами гипотезой об определенной роли формирования личности ребенка, через трудовую деятельность, его социальную адаптацию, а значит готовность к самостоятельной жизнедеятельности при определенных условиях.
Каковы оптимальные условия формирования социально-адаптированной личности в процессе трудовой деятельности-вот та проблема, которая выдвигается перед педагогической наукой, а главное потребностями практики.
Лишь решение ее при споре на все достигнутое в исследуемой области может позволить сформулировать условия социально-трудовой адаптации воспитанников школы-интерната. Вооружить воспитателей действенной системой организации трудовой деятельности в школе-интернате.
При организации работы по социально-трудовой адаптации воспитанников государственных учреждений интернатного типа необходимо учитывать особенности развития личности депривационных детей, что требует от организации трудовой деятельности учета всех этапов социальной адаптации(социально- бытовой, медико-физиологической, медико-психологической, психолого-педагогической, социально-трудовой).
Основной задачей деятельности воспитательно-образовательных учреждений для детей воспитанников является социальная адаптация воспитанников с целью успешной интеграции общества: для этого необходимо сформировать у детей навыки самостоятельной жизни, общение, проведение свободного времени, профессиональной подготовки,
СОЦИАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
Что такое социальная модель поведения?
Моделями социального поведения принято именовать ценностно-нормативные комплексы, являющиеся образцами действий, мировоззрение, поступков и установок людей.
Модели поведения объективно задаются социальной позицией личности в комплексе общественных и личных отношений, т.е. отражают ожидаемое поведение человека, имеющего определенный статус. Таким образом, социальная модель поведения является механизмом социализации и подразделяется на:
- статус;
- роль;
- ролевое поведение;
По социальным статусом понимается положение человека в системе межличностных ощущений, определяющие его права и обязанности, устанавливаемые обществом. Основными факторами, позволяющие описать модели социального поведения является; формализация - наличие или отсутствие строгих правил;
Эмоциональность - привлечение или отстранение от эмоциональной составляющей события:
Мотивация - ориентированность на личные или общественные интересы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, т.к. определяет успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, с самим собой, а так же позволяет самовыражаться через творчество. Если сказать на примере (участие наших воспитанников в различных общешкольных и общеинтернатных мероприятиях, посещают школьные кружки и секции, тем самым выявляют свои творческие и спортивные способности).
Уделите внимание развитию своих коммуникативных навыков - результаты не заставят вас долго ждать!
Отработайте полученные знания, построив эффективные отношения с воспитанниками. Научитесь использовать общение как инструмент достижения своих целей, ведь владеющий словом - владеет ситуацией!
Опорная литература:
- Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. Издательство, г. Москва, 2007 год.
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3802.