Статья «Из опыта работы руководителя курса внеурочной деятельности "Традиции моей семьи"»

2
1
Материал опубликован 13 June 2019

 Из опыта работы руководителя курса внеурочной деятельности «Традиции моей семьи».

Тот, кто выпускал класс, знает, насколько тяжело расставаться с теми, к кому прикипел, с кем сжился за эти семь лет. Но на пороге вновь Первое сентября, и 20 пар озорных глаз снова устремлены на тебя. Дерзай, учитель!

А с пятым классом - новое испытание: пресловутая внеурочная деятельность. Сколько вздохов по ее поводу мы, учителя основной школы, слышали от коллег из «началки»: планы, проверки, журналы… Докатилась и до нас!

Как же сделать так, чтобы новая обуза таковой не стала? А может быть, ее заставить работать на себя? Попробуем!

Первые занятия, первые уроки… Но только неформальное общение с учениками, общение после уроков, дает учителю истинное представление о положении дел в классе. Первая проблема, которая потребовала немедленного решения: неумение девочек моего класса общаться со сверстниками: задирают нос, скандалят. А на занятиях внеурочной деятельности и вовсе не хотят терпеть ребят из других классов в своем кабинете и рядом со своим учителем.  Что же будем учиться сотрудничать! И пускай этого занятия не было в плане работы, но ведь прежде чем выходить за пределы образовательного учреждения, в открытую общественную среду (3 уровень результатов) нужно воспитать взаимоотношения на уровне микрогруппы (класса, кружка), создать дружественную просоциальную среду (2 уровень результатов). Разбились на группы, выработали свои правила сотрудничества, а потом их защищали. Таким образом, внеурочная деятельность помогла мне и как классному руководителю выявить и ликвидировать проблемы моего 5-го класса. И дальше наблюдения-коррекция, наблюдения-коррекция. Результат: на занятия даже стала ходить девочка из другой школы. Приняли – и вместе работали.

Осознание того, насколько для ребят 10-11 лет важны родители, привело к выбору тематики курса ВД – «Традиции моей семьи». Здесь опять возобладал «инстинкт классного руководителя». Раз мнение родителей     авторитетно для детей, значит нужно наладить взаимодействие с семьей. К тому же анкетирование, проведенное в классе, показало, что культурный уровень родителей невысок. Высшее образование имеют 21 % от общего количества родителей – это в моем 5б классе, а в параллельных и того меньше (5а-16%, 5в-15%). Поэтому программа курса была рассчитана на взаимодействие с семьями, на повышение культурного уровня пап и мам.

Так, на одном из первых занятий ребятам было предложено отснять материал для заочных экскурсий в свой дом. Нужно ли объяснять, насколько современные дети любят фотографироваться, снимать видео. Предложение было воспринято на ура. Особенно после того, как я сама провела экскурсию по своей квартире (2 уровень результатов: «делай, как я»): показала дорогие моей семье мелочи, рассказала о любимых вещах каждого члена семьи. Короче, постаралась дать ребятам понять, что не роскошная обстановка держит семью, а забота о каждом из ее членов и любовь. Кстати, не забыла показать и маленькую шкатулочку с их фотографиями, которые передала мне учительница начальной школы.

Самое замечательное, что в работу включились мамы, ведь им пришлось быть в роли операторов, так как ребенок водил по квартире и рассказывал. А перед съемкой в квартирах был наведен порядок, вытащены из «сундуков» дорогие семье фотографии, иконки, тарелки и т.д., то есть те вещи, с которыми связаны воспоминания, которые являются значимыми для всех членов семьи. В классе показывали, комментировали, отвечали на вопросы сверстников. Таким образом удалось побывать в гостях у все пожелавших пригласить. Получилось интересно.

Немного времени понадобилось для понимания того, что, если детям будет неинтересно, они просто не будут ходит, ссылаясь, например, на занятость. Поэтому каждое занятие должно стать открытием. Кроме того, руководитель должен дать понять воспитанникам, что без включенности каждого из них задуманное дело не осуществится. Каждый должен получить роль. Так проходила работа по теме занятия «Тайна имени». Сначала ребятам было предложено посмотреть короткометражный фильм «За имя моё», который должен был побудить к размышлениям о влиянии имени на характер, судьбу человека. Затем каждому было предложено рассказать все, что знали о своем имени. Знали мало – дома расспросили родителей, с чем связано их имянаречение: приносили иконы, рассказывали о бабушках и дедушках, «подаривших» имя, кто-то нашел в Интернете сведения о значении своего имени. И про меня не забыли: распечатали статью об имени Елена.

Ну раз работа закипела, раз это интересно – продолжим дальше. Решили посчитать, каких имен в нашей школе больше. Работали несколько занятий. Взяли у секретаря списки всех детей школы, распределились на группы: кто-то считал начальную школу, кто-то -  основную, кто-то -  старшую. На всех не хватает. Взяли у завуча списки учителей – еще несколько человек получили работу. Опять на всех не хватило. Решили по отработанным спискам считать редкие имена. Теперь каждый получил задание, каждый ощутил причастность к общему делу.

Но ведь об этом должны узнать обладатели этих редких и самых распространенных имен.  Опять распределились на группы: насколько человек выпускали стенгазету об именах мальчиков, несколько – об именах девочек. Еще одна группа рисовала газету о редких именах нашей школы. А потом не пожалели денег и наградили чупа-чупсами победителей рейтинга. Вот так одно занятие потянуло за собой целую цепочку деятельности, причем деятельности социально значимой.

Большая часть занятий на протяжении года была построена с учетом выхода на социум (семья, коллектив школы). Так занятие «Игры наших бабушек» переросло в проект «Игрушки наших родителей». На первом занятии сравнивали игры современных школьников с играми мам и пап, бабушек и дедушек. Дети вспомнили, что у бабушек до сих пор хранятся игрушки их родителей. Принесли их в класс. Нашли в Интернете фотографии игрушек 80-х. На первом этаже школы, чтобы видели все приходящие, повесили объявление о сборе игрушек для выставки «Играли наши мамы, играли наши папы…» Показалось как-то скучновато. Придумали оклеить цветные ящики фотографиями игрушек из Интернета, для того, чтобы дети и родители смогли вспомнить, что и в их домах хранятся вот такие же вещи, игрушки 80-х. Сработало. Собрали 39 экспонатов для выставки, которую разместили в школьной библиотеке.

Кстати сказать, оформление всех наших задумок помогала нам воплощать руководитель курса ВД «Начальное техническое моделирование». Получилось вот такое межкурсовое взаимодействие. А после выставки игрушек подружились и со школьным библиотекарем, оказалось, она тоже на все руки мастер. Еще одно занятие провели в библиотеке: учились делать розы из гофрированной бумаги. Как об этом рассказать всем? Оформили ими стенгазету к 8 Марта. Вот и получается, что «внеурочка» мир раздвигает.

К концу учебного года мои ребята стали пробовать свои силы в самостоятельной общественной деятельности. В весеннем пришкольном лагере ими были проведены два практических занятия по теме «Моё генеалогическое древо», где школьникам из младших классов в игровой форме было предложено за 45 минут составить древо своего рода. Мои пятиклассники проводили занятия сами и поняли, как трудно донести до каждого ребенка суть задания, уделить внимание каждому. К концу второго часа Фу-у-у! как устали. А выводы, сделанные на занятии «Мои обязанности в семье», побудили провести классный час в 5Б классе. На занятии школьники осознали, как несправедливо распределяются в семье обязанности (больше всего достается маме) и решили этот вопрос вынести на классный час. Распределили подобранный материал и предложили сверстникам найти выход из этой ситуации.

А проблемы? Они, наверное, у всех одни и те же. Материал для подготовки приходится по крупицам собирать в Интернете, самостоятельно разрабатывать занятия. Задания, предложенные детям для домашней подготовки, выполняются неохотно. Вот и приходится выкручиваться.

Но зато введение этого курса многое дало мне и моим ребятам. Во-первых, мы стали ближе, научились быть терпимее друг другу. Во-вторых, пришло понимание того, что каждое дело должно быть социально значимым. Шаг-шаг-шаг – выход, выход в социум. И от количества этих выходов зависит успех внеурочного курса. В - третьих, учитель только бросает «мяч», а ловят его и отбивают уже дети. И каждый из них понимает, что от него зависит успех игры.

Комментарии

Хочу выразить огромную благодарность Елене Анатольевне! За ее индивидуальный и неповторимый творческий подход. За умение превратить идеи в настоящие праздники. За возможность почувствовать себя опять ребенком. За безграничные, интересные воплощения. За то, что вкладывает душу в свою работу. Желаю Вам, Елена Анатольевна, не останавливаться на достигнутом, творческих побед!

19 June 2019