Из опыта работы учителя дефектолога
Из опыта работы по постановке и автоматизации звуков у детей с ЗПР
Полноценное развитие личности ребенка без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями.
Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношения. Звуков и слов взрослыми, Правильно произносить звуки, сразу он не умеет.
Нарушение звукопроизношения является одним из самых распространенных дефектов речи. Оно может быть самостоятельным нарушением, но и может входить в состав других, более сложных речевых расстройств, являясь самым заметным их проявлением.
Тренировочные упражнения некоторых видов работ с целью упрощения и более строгого соблюдению постепенности перехода от легкого к трудному. В начале произносятся слова, в которых ставящийся звук находится только в ударном слоге, а затем более трудные для произнесения слова. Звуки в прямых и обратных слогах автоматизируются отдельно. Длительное произнесение ставящегося звука в слогах, словах и предложениях помогает тренировать язык и вырабатывать устойчивый стереотип
Чтобы научить ребенка произносить звуки правильно необходимо решать следующие задачи:
научить узнавать звуки речи и различать их по акустическим признакам;
отличать нормированное произношение звука от ненормированного;
осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
на упражнениях по произношению звуков, слогов и слов совершенно необходимо использовать настольное зеркало;
После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференцияции (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками.
Каждый этап произнесенных упражнений: постановки глухого и звонкого, твердого и мягкого звуков можно представить такими видами речевой деятельности -называние картинок чтение(произнесения) предложений, пересказ текстов заучивание стихов и.т.д.
Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа – выкладывание схемы. Эти упражнения способствуют усилению ощущений при произношении звука, обогащению его моторным действием.
При автоматизации слогов использую игру «Сложи слог», когда ребенок может схематично изобразить то, что должен произнести. Игра наглядно закрепляет, как меняются артикуляционные уклады при произнесении последовательно звуков в слоге и слове.
Научно доказано, что движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. При ритмических движениях пальцев рук резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.
Часто изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Я для каждого ребенка, с учетом нарушенных звуков, подбираю и составляю слоговые таблицы. Используются слоговые упражнения с постепенным наращиванием числа слогов, с попеременным ударением. В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.
Успешность применения традиционных методик не исключает использования инноваций.
-арт-терапевтические технологии, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия и т д.
К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии. Для специалиста они представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.
Таким образом, умело организованная предметно-развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.
В течении работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребенку и требовать от него выполнения заданий.
В результате проведенной работы у детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль, формируется правильное, чистое, грамматически оформленная выразительная речь.
Несмотря на увеличение числа детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, организованная педагогическая деятельность способствует качественному усвоению материала и дает стабильные результаты.
Учитель-логопед:
ЧДОУ «Детский сад № 93 ОАО «РЖД»
О.Н.Воробьева