12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рей Лидия Викторовна78
0

"Формирование учебной мотивации учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях индивидуального обучения на дому"

Рей Лидия Викторовна

Учитель государственного казенного общеобразовательного учреждения Краснодарского края, специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Крыловской




ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ




Одной из актуальных задач в сфере современного образования является организация комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Развитие учебной мотивации обучающихся с РАС – необходимое условие успешности всего образовательного процесса. Дети с расстройствами аутистического спектра стремятся избежать контакта с окружающим миром, затрудняется формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром, также особое специфическое речевое развитие (отставание в развитии речи или полное ее отсутствие, использование повторов в речи), присутствие стереотипии (повторяющихся действий) в поведении, затрудняют работу с ними.

При организации работы в условиях индивидуального обучения на дому изучаются психофизические возможности учащихся, разрабатывается индивидуальная программа обучения, предусматривающая коррекционно-развивающую работу с учётом рекомендаций школьного психолога, логопеда, медицинских работников. В работе учитываются необходимые условия эффективности учебного процесса учащихся с РАС:

- информированность об индивидуальных особенностях, знания об увлечениях, интересах ребёнка (беседы с родителями ребенка с РАС);

- наблюдение за учащимися (для определения подходов к коррекции нежелательного поведения и обучению детей с расстройствами аутистического спектра);

- выбор индивидуальных заданий (изготовление пособий, заданий исходя из интересов и возможностей ребёнка).

При организации образовательного процесса в условиях индивидуального обучения на дому с детьми с РАС важно:

- использование специальных методик и программ, а также применением специальных и специфических методов, способов и приемов обучения (например, альтернативная и облегченная коммуникация, глобальное чтение);

- организация распорядка дня, составление визуального расписания (может быть представлено с помощью фотографий, пиктограмм и пр.). Регулярность чередования событий дня и планирование предстоящего помогают лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности (здесь широко используются различного вида расписания, инструкции, часы).

Успешное обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) становится возможным благодаря современным знаниям об их особенностях и потребностях, подходам к организации окружения и образовательного процесса, учёту особенностей коммуникации, поведения и мотивации детей.

Мотивация–психофизиологический процесс, управляющий поведением человека; побуждение к действию; как динамический процесс формирование мотива (основание поступка). Мотивация — это то, почему ребенок захочет проявить определенный навык в конкретной ситуации. Успех порождает мотивацию.

Необходимо найти мотивацию для ребёнка, то есть найти стимулы, которые заинтересуют этого ребёнка. Если вы правильно определите, что его мотивирует, это обязательно приведёт к повышению внимания, хорошему сотрудничеству. Изучите предпочтения ребёнка (любимые игрушки, игры, лакомства и др.) – мотивационные стимулы. То, что он бы хотел получить сейчас.

Для повышения мотивации ребёнка к занятиям применяется:

- ограничение доступа (использовать, например, определённую игрушку, к которой ребёнок испытывает большой интерес, во время занятия для поощрения какой-нибудь желательной реакции);

- применение разнообразных способов подкрепления быстрого и правильного ответа;

- поощрение быстрого темпа ответа;

- поощрения за прилагаемые усилия;

- чередование разнообразных типов заданий;

- чередование заданий по степени сложности;

всё это повысит мотивацию и исключит необходимость принуждения ребенка к процессу обучения. То есть подкрепление определенного поведения создает у ребенка мотивацию постараться и проявить навык еще раз, когда возникнет подходящая ситуация. Внимательно наблюдая за поведением ребенка, тщательно определяя подкрепляющие факторы в окружающей среде, взрослые могут не только научиться понимать его, но и отвечать ему.

Используя мотивацию и подкрепления в каждом случае общения с ребенком, вы можете обучать, преодолевая проблемы, вызванные аутизмом.



Список литературы:

Шрамм, Р.Детский аутизм и АВА: АВА (Applied Behavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения/Роберт Шрамм; пер.с англ. З.Измайловой-Камар: науч. ред. С. Анисимова. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. - 208с.

Сборник статей «Лучшие практики реабилитации детей с РАС в Краснодарском крае» / Под ред. Л.П. Кузмы, В.С. Власенко, С.В. Рябцева Сочи: ККОМ ПМЦ «Православная Кубань», Типография ИП Кривлякин С.П. («Оптима»), 2020 г. 108 с.

Ильин Е. П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. – Киев, 1998.

Семаго Н.Я., Соломахина Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 1. С. 4–14.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.