Конспект занятия по ПМ.02 «Подбор и выполнение причёсок различного назначения с учетом потребностей клиента»
Вагина Дарья Олеговна, методист,
Лыщицкая Галина Юрьевна, мастер
производственного обучения,
КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых
технологий и предпринимательства»,
г. Красноярск
Методическая разработка занятия по ПМ. 02 «Подбор и выполнение причёсок различного назначения, с учетом потребностей клиента»
Методическая разработка адресована мастерам производственного обучения среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку обучающихся по специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства. В данной разработке представлена технология проведения занятия практического обучения с использованием элементов кейс-метода, как основы практико-ориентированного обучения.
Тема занятия: выполнение причёски с использованием элементов плетения.
Место занятия в программе по модулю: занятие относится к уроку учебной практики, на котором при выполнении простых и сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии (занятие выполнения комплексных работ).
Ключевая идея учебного занятия в формате проблемного вопроса: как, используя элементы плетения и другие элементы причёски, создать свадебный образ?
Цель: к концу учебного занятия каждый обучающийся будет:
знать:
- элементы причёски, используемые в свадебном образе (пробор, хвост, волна, локон, жгуты, узлы, плетение, валик, начёс, косы);
- как сочетать элементы плетения с другими элементами причёски;
- технологию применения парфюмерно-косметических средств при выполнении свадебной причёски;
уметь (сможет продемонстрировать):
- подобрать и выполнить причёску с учетом типа лица и длины волос клиента, а также стилевого назначения образа;
- презентовать готовую причёску клиенту.
Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов: результатом обучения является создание обучающимися продукта (свадебной причёски) с последующей его презентацией. Для оценки выполненного задания разработан бланк «Критерии оценивания задания» (таблица 1) в котором определены критерии качества выполненной причёски и количество начисляемых за них баллов. Критерии качества выполненной причёски разработаны с учетом стандартов WorldSkills Russia.
Таблица 1 – Бланк «Критерии оценивания задания»
№ |
Наименование критерия |
Максимальные баллы |
Самооценка (баллы) |
|
1. |
Форма причёски |
2 |
|
|
2. |
Чистота исполнения |
2 |
|
|
3. |
Текстура |
2 |
|
|
4. |
Вид спереди |
2 |
|
|
5. |
Вид сбоку |
2 |
|
|
6. |
Вид сзади |
2 |
|
|
7. |
Общее впечатление от причёски |
2 |
|
|
8. |
Соответствие украшения с образом |
2 |
|
|
9. |
Интеграция украшения с прической |
2 |
|
|
10. |
Полный образ |
3 |
|
|
Итого |
21 |
|
||
Мастер п/о (дополнительные баллы) |
|
|
||
Ответы на вопросы (фронтальной опрос) |
1 |
|
||
Технологическая карта (правильно ли заполнена) |
1 |
|
||
Профессиональные навыки (соответствие ПК и ОК) |
1 |
|
||
Сложность исполнения причёски |
1 |
|
||
Итого |
25 |
|
||
Штрафные баллы |
||||
1. |
Организация рабочего места |
-2 |
|
|
2. |
Нарушение ТБ и санитарных норм |
-2 |
|
|
Итого |
-4 |
|
|
По количеству набранных баллов выставляется оценка:
25-20 балла 5 (отлично);
19-14 балла 4 (хорошо);
13-9 балла 3 (удовлетворительно);
8-0 баллы не справились с работой.
Организационно-педагогические условия проведения учебного занятия
Занятие относится к уроку учебной практики и включает следующие этапы:
- приветствие мастера производственного обучения и обучающихся и общего организационного момента (5 минут);
- вводный инструктаж (формулирование темы урока, актуализация знаний, целевая установка, инструктаж по технике безопасности, постановка задачи в рамках урока для обучающихся) (25 минут);
- текущий инструктаж (целевые обходы рабочих мет обучающихся и оценивание их деятельности) (50 минут);
- заключительный инструктаж (подведение итогов, выставление оценок) (10 минут).
Занятию предшествует подготовительный этап, который включает:
- разработку сопроводительной презентации «Выполнение причёски с использованием элементов плетения»;
- формулирование задания: написание сценария ситуации, подбор фотографий свадебного платья и букета невесты;
- подготовку видеозадания;
- разработку критериев оценивания результата обучающихся;
- выдачу предварительного задания обучающимся, которое им необходимо выполнить к занятию.
Ход урока
Урок начинается с взаимного приветствия мастера производственного обучения (далее – мастер п/о) и обучающихся и общего организационного момента. Мастер п/о проверяет численный состав подгруппы и готовность обучающихся к занятию, путем визуального осмотра, при необходимости сообщает обучающемуся замечания по готовности к уроку с целью их устранения.
Вводный инструктаж проводится с использованием электронной презентации, которая также сопровождает дальнейшие этапы занятия для удобства восприятия обучающимися информации. В ходе вводного инструктажа мастер п/о озвучивает тему урока и дает обучающимся целевую установку занятия. Для эффективности целевой установки используется прием постановки проблемного вопроса по теме занятия: «как, используя элементы плетения и другие элементы причёски, создать свадебный образ?», это позволяет привлечь обучающихся к планированию целей, задач и результатов занятия.
Актуализация знаний проводится в форме опроса, в ходе которого мастер п/о предлагает обучающимся по очереди определить элемент причёски: один обучающийся демонстрирует на себе причёску, второй – определяет использованный элемент и кратко рассказывает о технологии его выполнения (результат выполнения предварительного задания), мастер п/о комментирует типичные ошибки при выполнении представленного элемента причёски. Организованный таким способом опрос имеет практическую прикладную направленность и позволяет включить в работу всех обучающихся, определить текущий уровень знаний и при необходимости произвести корректировку. На данном этапе реализуется важнейшая дидактическая цель обучения – правильное и качественное выполнение обучающимися трудовых приемов и способов.
Завершив актуализацию знаний, мастер п/о проводит инструктаж по технике безопасности для обучающихся наглядно демонстрируя правильность действий мастера-парикмахера и организации рабочего места при выполнении работ. Важно при проведении инструктажа по технике безопасности исходить из положительного примера, от того как нужно делать.
Закрепление и отработка ранее полученных умений проводится путем выполнения практического задания. Мастер п/о предлагает обучающимся посмотреть видеозадание «Репетиция свадебной причёски». Задание разработано с применением элементов кейс-технологии и представляет собой смоделированную проблемную ситуацию в контексте профессиональной деятельности мастера-парикмахера.
При проектировании задания были отобраны наиболее целесообразные для достижения целей урока элементы кейс-технологии в контексте представленного занятия:
- основа задания – реальная ситуация;
- формат представления задания (видеозадание с разыгрыванием ситуации);
- отсутствие одного верного решения;
- презентация результата выполнения задания.
Использование элементов кейс-технологий в обучении, как и метода в целом способствует развитию аналитических, практических, коммуникативных, творческих навыков, навыков самоанализа. При этом обучение с использованием метода кейсов позитивно воспринимается самими студентами, которые рассматривают решение кейса, с одной стороны, как игру, с другой, как возможность применить полученные знания на практике, поскольку ситуации, анализируемые в рамках кейса, берутся из реальной жизни. Кейс-метод позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.
После просмотра видеозадания мастер п/о ставит задачу пред обучающимися: выполнить свадебную причёску в соответствии с представленным клиентом образом с применением элементов плетения и использованием постижерного украшения.
Для решения поставленной задачи обучающимся необходимо:
- выбрать украшение для причёски (украшения представлены на отдельном столе в аудитории);
- заполнить технологическую карту в соответствии с выполняемой причёской;
- выполнить причёску;
- провести взаимооценку одногруппника, заполнив бланк оценивания;
- кратко презентовать прическу.
Мастер п/о инструктирует обучающихся по выполнению задания и знакомит с критериями оценивания готовой причёски, после чего обучающиеся приступают к выполнению задания.
В процессе выполнения задания обучающимися мастер п/о производит текущий инструктаж (делает целевые обходы рабочих мест) и оценивает деятельность обучающихся согласно критериям бланка оценивания. Для контроля процесса формирования профессиональных умений и навыков мастер п/о наблюдает, правильно ли обучающийся пользуется инструментом, верны ли его движения, понимает ли он задачу, которую перед ним поставили.
По истечении времени, отведенного на выполнение задания, мастер п/о останавливает работу обучающихся и просит презентовать свои работы. Каждый обучающийся кратко рассказывает о причёске, которую он выполнил, после чего мастер п/о дает обратную связь, комментируя технику выполнения и озвучивая оценку.
По итогу занятия мастер п/о проводит заключительный инструктаж: представляет лучшие работы обучающихся и резюмирует результаты занятия.
Перечень дидактических материалов, используемых на занятии
- Предварительное задание к уроку: к уроку каждому студенту необходимо выполнить на своих волосах причёску с использованием одного из ранее изученных элементов причёски. Прийти с выполненной причёской на занятие;
- Бланк «Технологическая карта причёски»;
- Бланк «Критерии оценивания задания»;
- Презентация «Выполнение причёски с использованием элементов плетения»
- Видеозадание «Репетиция свадебной причёски» (сценарий):
Действующие лица:
Мастер, далее М.
Анна, далее А. - молодая девушка, возрастом двадцать пять лет с длинными светлыми волосами.
На часах 15.47, мастер-парикмахер салона «Ваш стиль» готовит рабочее место в ожидании следующего клиента. Звонит мобильный телефон.
Мастер (М): - Алло, здравствуйте!
Анна (А): - Добрый день! Меня зовут Анна, мне Вас порекомендовали как парикмахера, скажите, Вы делаете свадебные прически?
М: - Да, конечно. У Вас уже есть представление о прическе, которую хотите?
А: - Пока нет. У меня на 4 июня запланирована свадьба, и я хотела бы заранее опробовать свой свадебный образ, оценить выбранную прическу. Это возможно?
М: - Такая услуга у нас есть. Предлагаю Вам встретиться вечером, в шесть часов в среду на следующей неделе, приходите в салон, все обсудим. Вам так будет удобно?
А: - Хорошо, договорились. До встречи!
Среда, время 17.55 в салон «Ваш стиль» заходит девушка.
А: - Добрый вечер!
М: - Добрый вечер. Вы Анна?
А: - Да. (Девушка утвердительно кивнула.)
М: - Проходите, присаживайтесь. (Мастер указал рукой на кресло, девушка прошла в указанном направлении.)
М: - Анна, у Вас есть пожелания к Вашей свадебной прическе?
А: - Мне очень нравятся косы, мы можем использовать их в прическе? (Девушка, сидя в кресле, обернулась к мастеру и указала рукой на свои волосы.)
М: - Конечно. (Мастер утвердительно кивнула.)
А: - У меня есть фото свадебного платья.
М: - Давайте посмотрим (Мастер улыбнулась.)
А: - Сейчас покажу. (Девушка достала телефон, стала искать фотографию.)
- А, вот оно! - радостно произнесла Анна и протянула телефон мастеру.
- Банкетная часть свадьбы пройдёт на природе, уже кейтеринг заказали. Гостей немного, будут только родные и близкие друзья, надеюсь, погода нас не подведет.
(Мастер молча протянула телефон обратно Анне.)
А: - А вот такой у меня будет букет (Анна провела пальцем по телефону, перелистнув фотографию, приблизила его к мастеру, чтобы рассмотреть фотографию, мастер наклонилась к телефону Анны.)
- А вот как мы планируем оформить территорию под торжество (Анна быстро начала листать фотографии и показывать их.)
Мастер внимательно рассматривает фотографии. Анна завершает демонстрацию изображений.
М: - Концепция торжества понятна, приступим!
Оснащение занятия
- рабочее место (рабочая поверхность, зеркало, стул мастера) – по количеству обучающихся;
- манекен голов со штативом – по количеству обучающихся;
- пелерины – по количеству обучающихся;
- фартуки – по количеству обучающихся;
- инструменты на 1 обучающегося: расчёска-хвостик – 1 шт, расчёска однородная для расчёсывания – 1 шт, шпильки – 30 шт, невидимки – 30 шт, резинки для волос – 2 шт, лак для волос – 1 шт.;
- постижерные украшения – по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя (стол, стул, компьютер, проектор);
- раздаточный материал для обучающихся (бланк «Критерии оценивания задания», бланк «Технологическая карта причёски») – по количеству обучающихся.
Список использованной литературы и источников
Абилдина А.С. Кейс-технология как один из инновационных методов в образовании // Педагогическая наука и практика. 2019. № 3 (25). с. 50-52.
Мычко Е. И. Практико-ориентированные технологии в современном профессиональном обучении // Преподаватель ХХI век. 2016. № 2. с. 61-64.
Шведова Л. Е. Кейс-метод как современная технология обучения специальных дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. с. 274-276.