Конспект занятия по ПМ.02 «Подбор и выполнение причёсок различного назначения с учетом потребностей клиента»

6
0
Материал опубликован 14 September 2021

Вагина Дарья Олеговна, методист,

Лыщицкая Галина Юрьевна, мастер

производственного обучения,

КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых

технологий и предпринимательства»,

г. Красноярск

 

Методическая разработка занятия по ПМ. 02 «Подбор и выполнение причёсок различного назначения, с учетом потребностей клиента»

 

Методическая разработка адресована мастерам производственного обучения среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку обучающихся по специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства. В данной разработке представлена технология проведения занятия практического обучения с использованием элементов кейс-метода, как основы практико-ориентированного обучения.

 

Тема занятия: выполнение причёски с использованием элементов плетения.

Место занятия в программе по модулю: занятие относится к уроку учебной практики, на котором при выполнении простых и сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии (занятие выполнения комплексных работ).

Ключевая идея учебного занятия в формате проблемного вопроса: как, используя элементы плетения и другие элементы причёски, создать свадебный образ?

Цель: к концу учебного занятия каждый обучающийся будет:

знать:

  1.    элементы причёски, используемые в свадебном образе (пробор, хвост, волна, локон, жгуты, узлы, плетение, валик, начёс, косы);
  2. как сочетать элементы плетения с другими элементами причёски;
  3. технологию применения парфюмерно-косметических средств при выполнении свадебной причёски; 

уметь (сможет продемонстрировать):

  1. подобрать и выполнить причёску с учетом типа лица и длины волос клиента, а также стилевого назначения образа;
  2. презентовать готовую причёску клиенту.

Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов: результатом обучения является создание обучающимися продукта (свадебной причёски) с последующей его презентацией. Для оценки выполненного задания разработан бланк «Критерии оценивания задания» (таблица 1) в котором определены критерии качества выполненной причёски и количество начисляемых за них баллов. Критерии качества выполненной причёски разработаны с учетом стандартов WorldSkills Russia.

Таблица 1 – Бланк «Критерии оценивания задания»

Наименование критерия

Максимальные баллы

Самооценка

(баллы)

1.

Форма причёски

2

 

2.

Чистота исполнения

2

 

3.

Текстура

2

 

4.

Вид спереди

2

 

5.

Вид сбоку

2

 

6.

Вид сзади

2

 

7.

Общее впечатление от причёски

2

 

8.

Соответствие украшения с образом

2

 

9.

Интеграция украшения с прической

2

 

10.

Полный образ

3

 

Итого

21

 

Мастер п/о (дополнительные баллы)

 

 

Ответы на вопросы (фронтальной опрос)

1

 

Технологическая карта (правильно ли заполнена)

1

 

Профессиональные навыки (соответствие ПК и ОК)

1

 

Сложность исполнения причёски

1

 

Итого

25

 

Штрафные баллы

1.

Организация рабочего места

-2

 

 

2.

Нарушение ТБ и санитарных норм

-2

 

 

Итого

-4

 

 

По количеству набранных баллов выставляется оценка:

25-20 балла 5 (отлично);

19-14 балла 4 (хорошо);

13-9 балла 3 (удовлетворительно);

8-0 баллы не справились с работой.

Организационно-педагогические условия проведения учебного занятия

Занятие относится к уроку учебной практики и включает следующие этапы:

  1. приветствие мастера производственного обучения и обучающихся и общего организационного момента (5 минут);
  2. вводный инструктаж (формулирование темы урока, актуализация знаний, целевая установка, инструктаж по технике безопасности, постановка задачи в рамках урока для обучающихся) (25 минут);
  3. текущий инструктаж (целевые обходы рабочих мет обучающихся и оценивание их деятельности) (50 минут);
  4. заключительный инструктаж (подведение итогов, выставление оценок) (10 минут).

Занятию предшествует подготовительный этап, который включает:

  1. разработку сопроводительной презентации «Выполнение причёски с использованием элементов плетения»;
  2. формулирование задания: написание сценария ситуации, подбор фотографий свадебного платья и букета невесты;
  3. подготовку видеозадания;
  4. разработку критериев оценивания результата обучающихся;
  5. выдачу предварительного задания обучающимся, которое им необходимо выполнить к занятию.

Ход урока

Урок начинается с взаимного приветствия мастера производственного обучения (далее – мастер п/о) и обучающихся и общего организационного момента. Мастер п/о проверяет численный состав подгруппы и готовность обучающихся к занятию, путем визуального осмотра, при необходимости сообщает обучающемуся замечания по готовности к уроку с целью их устранения.

Вводный инструктаж проводится с использованием электронной презентации, которая также сопровождает дальнейшие этапы занятия для удобства восприятия обучающимися информации. В ходе вводного инструктажа мастер п/о озвучивает тему урока и дает обучающимся целевую установку занятия. Для эффективности целевой установки используется прием постановки проблемного вопроса по теме занятия: «как, используя элементы плетения и другие элементы причёски, создать свадебный образ?», это позволяет привлечь обучающихся к планированию целей, задач и результатов занятия.

Актуализация знаний проводится в форме опроса, в ходе которого мастер п/о предлагает обучающимся по очереди определить элемент причёски: один обучающийся демонстрирует на себе причёску, второй – определяет использованный элемент и кратко рассказывает о технологии его выполнения (результат выполнения предварительного задания), мастер п/о комментирует типичные ошибки при выполнении представленного элемента причёски. Организованный таким способом опрос имеет практическую прикладную направленность и позволяет включить в работу всех обучающихся, определить текущий уровень знаний и при необходимости произвести корректировку. На данном этапе реализуется важнейшая дидактическая цель обучения – правильное и качественное выполнение обучающимися трудовых приемов и способов.

Завершив актуализацию знаний, мастер п/о проводит инструктаж по технике безопасности для обучающихся наглядно демонстрируя правильность действий мастера-парикмахера и организации рабочего места при выполнении работ. Важно при проведении инструктажа по технике безопасности исходить из положительного примера, от того как нужно делать.

Закрепление и отработка ранее полученных умений проводится путем выполнения практического задания. Мастер п/о предлагает обучающимся посмотреть видеозадание «Репетиция свадебной причёски». Задание разработано с применением элементов кейс-технологии и представляет собой смоделированную проблемную ситуацию в контексте профессиональной деятельности мастера-парикмахера.

При проектировании задания были отобраны наиболее целесообразные для достижения целей урока элементы кейс-технологии в контексте представленного занятия:

  1. основа задания – реальная ситуация;
  2. формат представления задания (видеозадание с разыгрыванием ситуации);
  3. отсутствие одного верного решения;
  4. презентация результата выполнения задания.

Использование элементов кейс-технологий в обучении, как и метода в целом способствует развитию аналитических, практических, коммуникативных, творческих навыков, навыков самоанализа. При этом обучение с использованием метода кейсов позитивно воспринимается самими студентами, которые рассматривают решение кейса, с одной стороны, как игру, с другой, как возможность применить полученные знания на практике, поскольку ситуации, анализируемые в рамках кейса, берутся из реальной жизни. Кейс-метод позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.

После просмотра видеозадания мастер п/о ставит задачу пред обучающимися: выполнить свадебную причёску в соответствии с представленным клиентом образом с применением элементов плетения и использованием постижерного украшения.

Для решения поставленной задачи обучающимся необходимо:

  1. выбрать украшение для причёски (украшения представлены на отдельном столе в аудитории);
  2. заполнить технологическую карту в соответствии с выполняемой причёской;
  3. выполнить причёску;
  4. провести взаимооценку одногруппника, заполнив бланк оценивания;
  5. кратко презентовать прическу.

Мастер п/о инструктирует обучающихся по выполнению задания и знакомит с критериями оценивания готовой причёски, после чего обучающиеся приступают к выполнению задания.

В процессе выполнения задания обучающимися мастер п/о производит текущий инструктаж (делает целевые обходы рабочих мест) и оценивает деятельность обучающихся согласно критериям бланка оценивания. Для контроля процесса формирования профессиональных умений и навыков мастер п/о наблюдает, правильно ли обучающийся пользуется инструментом, верны ли его движения, понимает ли он задачу, которую перед ним поставили.

По истечении времени, отведенного на выполнение задания, мастер п/о останавливает работу обучающихся и просит презентовать свои работы. Каждый обучающийся кратко рассказывает о причёске, которую он выполнил, после чего мастер п/о дает обратную связь, комментируя технику выполнения и озвучивая оценку.

По итогу занятия мастер п/о проводит заключительный инструктаж: представляет лучшие работы обучающихся и резюмирует результаты занятия.

Перечень дидактических материалов, используемых на занятии

  1. Предварительное задание к уроку: к уроку каждому студенту необходимо выполнить на своих волосах причёску с использованием одного из ранее изученных элементов причёски. Прийти с выполненной причёской на занятие;
  2. Бланк «Технологическая карта причёски»;
  3. Бланк «Критерии оценивания задания»;
  4. Презентация «Выполнение причёски с использованием элементов плетения»
  5. Видеозадание «Репетиция свадебной причёски» (сценарий):

Действующие лица:

Мастер, далее М.

Анна, далее А. - молодая девушка, возрастом двадцать пять лет с длинными светлыми волосами.

На часах 15.47, мастер-парикмахер салона «Ваш стиль» готовит рабочее место в ожидании следующего клиента. Звонит мобильный телефон.

Мастер (М): - Алло, здравствуйте!

Анна (А): - Добрый день! Меня зовут Анна, мне Вас порекомендовали как парикмахера, скажите, Вы делаете свадебные прически?

М: - Да, конечно. У Вас уже есть представление о прическе, которую хотите?

А: - Пока нет. У меня на 4 июня запланирована свадьба, и я хотела бы заранее опробовать свой свадебный образ, оценить выбранную прическу. Это возможно?

М: - Такая услуга у нас есть. Предлагаю Вам встретиться вечером, в шесть часов в среду на следующей неделе, приходите в салон, все обсудим. Вам так будет удобно?

А: - Хорошо, договорились. До встречи!

Среда, время 17.55 в салон «Ваш стиль» заходит девушка.

А: - Добрый вечер!

М: - Добрый вечер. Вы Анна?

А: - Да. (Девушка утвердительно кивнула.)

М: - Проходите, присаживайтесь. (Мастер указал рукой на кресло, девушка прошла в указанном направлении.)

М: - Анна, у Вас есть пожелания к Вашей свадебной прическе?

А: - Мне очень нравятся косы, мы можем использовать их в прическе? (Девушка, сидя в кресле, обернулась к мастеру и указала рукой на свои волосы.)

М: - Конечно. (Мастер утвердительно кивнула.)

А: - У меня есть фото свадебного платья.

М: - Давайте посмотрим (Мастер улыбнулась.)

А: - Сейчас покажу. (Девушка достала телефон, стала искать фотографию.)

- А, вот оно! - радостно произнесла Анна и протянула телефон мастеру.

- Банкетная часть свадьбы пройдёт на природе, уже кейтеринг заказали. Гостей немного, будут только родные и близкие друзья, надеюсь, погода нас не подведет.

(Мастер молча протянула телефон обратно Анне.)

А: - А вот такой у меня будет букет (Анна провела пальцем по телефону, перелистнув фотографию, приблизила его к мастеру, чтобы рассмотреть фотографию, мастер наклонилась к телефону Анны.)

- А вот как мы планируем оформить территорию под торжество (Анна быстро начала листать фотографии и показывать их.)

Мастер внимательно рассматривает фотографии. Анна завершает демонстрацию изображений.

М: - Концепция торжества понятна, приступим!

 Оснащение занятия

  1. рабочее место (рабочая поверхность, зеркало, стул мастера) – по количеству обучающихся;
  2. манекен голов со штативом – по количеству обучающихся;
  3. пелерины – по количеству обучающихся;
  4. фартуки – по количеству обучающихся;
  5. инструменты на 1 обучающегося: расчёска-хвостик – 1 шт, расчёска однородная для расчёсывания – 1 шт, шпильки – 30 шт, невидимки – 30 шт, резинки для волос – 2 шт, лак для волос – 1 шт.;
  6. постижерные украшения – по количеству обучающихся;
  7. рабочее место преподавателя (стол, стул, компьютер, проектор);
  8. раздаточный материал для обучающихся (бланк «Критерии оценивания задания», бланк «Технологическая карта причёски») – по количеству обучающихся.

Список использованной литературы и источников

Абилдина А.С. Кейс-технология как один из инновационных методов в образовании // Педагогическая наука и практика. 2019. № 3 (25). с. 50-52.

Мычко Е. И. Практико-ориентированные технологии в современном профессиональном обучении // Преподаватель ХХI век. 2016. № 2. с. 61-64.

Шведова Л. Е. Кейс-метод как современная технология обучения специальных дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. с. 274-276.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации