Изменение имен существительных по падежам во множественном числе. 3 класс.

Предмет | Русский язык |
Класс | 3 |
Тема | Изменение по падежам имен существительных во множественном числе |
Тип урока | Комбинированный урок |
Цель | Формировать у учащихся умение изменять по падежам имена существительные во множественном числе. |
Задачи | 1. Подвести к пониманию того, что имена существительные во множественном числе изменяются по падежам; 2. Совершенствовать умение работать с информацией, способствовать расширению словарного запаса, развитию внимания, наблюдательности, памяти, познавательной активности обучающихся; 3. Учить различать имена существительные множественного числа, ставить вопросы, определять падеж; 4. Воспитывать аккуратность, опрятность, самостоятельность. |
Прогнозируемые результаты | Предметные: определять грамматические признаки имен существительных единственное и множественное число; понимать, что имена существительные во множественном числе изменяются по падежам, т.е. склоняются. Личностные: Формировать положительную мотивацию к учению, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой. Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: применять учебную задачу урока, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, аргументировать свою точку зрения. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
Используемые технологии, приемы | На уроке используются элементы технологии личностно – ориентированного обучения, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии. Приемы: «Инсерт», «Найди пару», «Собери фразу». |
Ресурсы: | 1. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык. (1-4) 3 класс. 2. Карточки с высказываниями. 3. Листы для заполнения существительных в ед. и множ. числе. |
Организация пространства | Работа фронтальная, в малых группах, в паре. |
Этап Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап | - Здравствуйте, ребята! Я рада вас сегодня видеть в нашем классе. Улыбнитесь друг другу. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. |
Актуализация опорных знаний | - О чем мы говорили на предыдущих уроках русского языка? - Как вы думаете, все ли мы о них знаем или есть еще какие – то тайны, которые они скрывают? - Попробуем их разгадать. Перед вами находятся листы с высказываниями, прочитайте их и отметьте напротив каждого из них – согласен +, не согласен -, сомневаюсь – знак вопроса. - Проверяем. Какое из высказываний вас заставило задумываться? - Какую проблему для себя определим на урок? | - О падежах - Какие – то тайны эта тема еще скрывает. Выполняют. (Приложение 1) Вместе с учителем выясняют истину и ложь предложенных высказываний. Высказывание «К именам существительным во множественном числе необходимо подобрать другие падежные вопросы и предлоги, а не те, которые подбираются к именам существительным в единственном числе» вызвало у учащихся разные точки зрения. - Определить к именам существительным во множественном числе подбираются другие падежные вопросы и предлоги, а не те, которые подбираются к именам существительным в единственном числе. |
Первичное усвоение новых знаний | - Поработаем в паре. На карточках просклоняйте имена существительные слово, слова, используя данные предлоги. (Приложение 2) Какой вывод вы можете сделать? - Возвратимся к нашему высказыванию. Что можете сказать? | Работают в паре. И.п. слово, слова Р.п. у у слова, у слов Д.п. к к слову, к словам В.п. слово, слова Т. п. за за словом, за словами П.п. о о слове, о словах - При склонении существительных во множественном числе используются те же вопросы, вспомогательные слова и предлоги, что и в единственном числе. - Оно ложное. |
Дин. пауза | Организует игру «Внимательные ушки». | Один из учащихся ведущий. Он называет одно движение, а показывает другое. Задача учеников выполнять те движения, которые называют, а не показывают. |
Первичное закрепление знаний. | - Пере вами деформированное предложение. Соберите его. - О чем эта пословица? Когда так говорят? - Запишем эту пословицу. Разберем по членам предложения и частям речи. Дадим ему характеристику. - Найдем существительные и определим падежи. | Добрые слова и гору с места сдвинули. - Рассуждают. Выполняют задания. Один учащийся работает у доски. |
Применение знаний в новой ситуации. | - Эта пословица нам пригодится для работы в группе. В группах будем решаем орфографическую задачу. Ваша задача соотнести предлоги и существительные в нужном падеже. Потом расставить эти существительные в порядке следования падежей. (Приложение 3 «Пазл») Продолжаем работать над пословицами. В учебнике на стр. 65 Упр. 388 Читаем задания. Прочитаем пословицы. Когда так говорят? Записать в паре любые две половицы пословицы. Определить в паре падежи слов делА. Фронтальная проверка каждой половицы. | К ПТИЦАМ В ПАРКАХ С БРАТЬЯМИ У ДЕРЕВЬЕВ НА КНИГИ Рассуждают. Выполняют задание. 1. Жизнь дана на добрые дела. 2. Всех дел не переделаешь. 3. Языком не спеши, а делами не смеши. 4. Умён на словах, да глуп на делах. 5. По твоим делам о тебе судят. |
Этап рефлексии учебной деятельности | - На чем мы сегодня работали на уроке? Ребята, посмотрите, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? - Что удалось сделать? Что не удалось? Что было - На следующем уроке мы продолжим работу над этим рассказам. Ну а дома я предлагаю вам просклонять имена существительные дело и дела. - Я сегодня испытывала радость от работы с вами, счастье, что вы так тонко почувствовали это произведение и грусть, так как наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу! | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке, выявляют успехи, затруднения. |
Приложение 1
1. | В русском языке 5 падежей. | |
2. | Изменение по падежам – это изменение значения слова. | |
3. | Изменение существительных по падежам – это изменение окончания имени существительного с помощью вопросов. | |
4. | Начальная форма имени существительного – это имя существительное в именительном падеже. | |
5. | Просклонять имя существительное – значит изменить имя существительное по падежам. | |
6. | К именам существительным во множественном числе необходимо подобрать другие падежные вопросы и предлоги, а не те, которые подбираются к именам существительным в единственном числе. |
Приложение 2
И.п. слово, слова
Р.п. у
Д.п. к
В.п.
Т. п. за
П.п. о
Приложение 3