Изменения школьного процесса обучения физике в условиях обновления образования
Изменения школьного процесса обучения физике в условиях обновления образования Тарасова Марина Владимировна, Учитель физики МБОУ «Гимназия №3»
«Это невозможно!» - сказала Причина. «Это безрассудство!» - заметил Опыт. «Это бесполезно!» - отрезала Гордость. «Попробуй…» - шепнула Мечта.
Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на изменение цивилизации с разной скоростью Б и з н е с 100 км/ч Общество (взгляды, нормы поведения) 90 км/ч С е м ь я 60 км/ч Школа образование 10 км/ч Политика закон очень медленно
Изменения в современном образовании Меняются цели и задачи, стоящие перед образованием. Происходит перенос с усвоения знаний на формирование компетентности (личностно-ориентированное образование). Изменяется понимание «фундаментализации» образования (база для непрерывного образования; уметь, владея системой знаний о…) Это способствует внедрению новых педагогических технологий в образовательный процесс отечественной школы
Образование не только выполняет социальный заказ общества, оно призвано опережать другие сферы общества… Образование должно быть… фактором развития общества!!! Внедрение развивающих технологий (изменение технологий – это смена целевых установок, ценностных ориентаций) Готовность и умение учителя перестраивать профессиональную деятельность (идеология развития – саморазвития) (Н.Г. Разова, Е.Н. Денисова «Профессиональные компетенции»)
Физическое образование Физика как наука раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Основные факторы обновления образовательного процесса обучения физике Деятельность учителя – решающий фактор в обновлении процесса обучения физике Использование ИКТ в учебном процессе - один из путей решения проблемы повышения качества образования. Научность и ценность – факторы повышения мотивации изучения физики. Развитие универсальных учебных действий при использовании проектной технологии обучения.
Компетентный учитель – это специалист овладевший профессиональными знаниями и умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса. Профессионализм педагога – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности
Информационный компонент Профессионально-педагогическая эрудиция Широкий кругозор, общая культура; Психолого-педагогические знания; Безупречное знание предмета; Знание методики преподавания.
Операционный компонент Владение профессиональной культурой речи, общения и педагогическим тактом; разными технологиями и методами обучения; методами диагностики и мониторинга педагогической деятельности; владение аудиторией, профессиональная наблюдательность.
Мотивационный компонент Проявление: Любовь к детям Требовательность к себе и детям Доброжелательность и общительность Увлеченность работой, способность привить интерес к своему предмету Постоянное совершенствование педагогического мастерства
Уровни профессиональной компетентности (по разным источникам) Критерии: профессионализм, творчество, мастерство, эффективность, оптимальность, индивидуальный почерк.
Использование ИКТ в учебном процессе - один из путей решения проблемы повышения качества образования Применение ИКТ учащимися на уроках физики: учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска информации; оптимально используется персональный компьютер как обучающее средство; развивается познавательный интерес через тягу современного школьника к компьютеру, формирует убеждение, что достижения современной техники не отделимы от науки физики.
Большинство современных городских школьников не представляют себе жизни без компьютера и телевизора. Большинство современных городских школьников не представляют себе жизни без компьютера и телевизора. Привычка детей получать информацию с экрана монитора делает перспективным обучение с использованием компьютера. Помочь преподавателю в проведении уроков на компьютере могут многочисленные разработанные к настоящему времени учебные компьютерные программы.
Существующие учебные программы можно разделить на три основные группы: программы с готовыми компьютерными демонстрациями, с небольшими возможностями управления параметрами наблюдаемых процессов; программы, обучающие решению задач, снабженные справочным материалом и подсказками, а также оценкой работы обучаемого; интерактивные программы, позволяющие моделировать изучаемые явления на экране компьютера самому ученику.
программы с готовыми компьютерными демонстрациями, с небольшими возможностями управления параметрами наблюдаемых процессов
программы, обучающие решению задач, снабженные справочным материалом и подсказками, а также оценкой работы обучаемого ЕГЭ – Тест по физике 2012 Вопрос 1 из 25 На графике приведена зависимость скорости прямолинейно движущегося тела от времени. Определите модуль ускорения тела. 5 м/c2 10 м/с2 15 м/с2 12,5 м/с2
МБОУ «Гимназия №3»
Формы и способы применения ИКТ на уроках физики ИКТ Компьютерное моделирование Компьютерные демонстрации Решение задач в Excel Компьютерное тестирование Создание проектов Лабораторный практикум
Конструирование системы уроков Фрагмент поурочного планирования темы: «Электрические явления с применением ИКТ»
Компьютерные демонстрации Фрагмент учительской презентации к уроку «Применение явления электромагнитной индукции в современной технике»
Компьютерное тестирование Фрагмент программного обеспечения МАМИ Тестинг
Компьютерное тестирование Фрагмент программного обеспечения TEST
Компьютерное тестирование Фрагмент программного обеспечения TEST C
Компьютерное тестирование Фрагмент программного обеспечения MS EXCEL
Компьютерное тестирование Фрагмент программного обеспечения Конструктор школьных сайтов
Компьютерное моделирование Модель электронной виртуальной школы Кирилла и Мефодия – 8 класс
Компьютерное моделирование Модель мультимедийного электронного учебника «Открытая физика»
Итоги контрольной работы
Microsoft Excel Шаг 1 Шаг 2 Шаг 4 Шаг 3 Шаг 5 Мяч кинули под некоторым углом к горизонту, показать, что: 1) траектория полета мяча является параболой; 2) координата X меняется линейно со временем, то есть соответствует равномерному движению мяча вдоль оси Х; 3) зависимость Y(t) является квадратичной функцией, в которой коэффициент при квадратичном члене ни что иное, как , где g – ускорение свободного падения.
Создание проектов Работа учащихся 10-11 классов над проектом по физике «За 80 дней вокруг света» Еще одним направлением практической деятельности школьников, является работа над проектами, в ходе которой ученики приобщаются к методам научного исследования, максимально используя индивидуальные особенности.
Внеклассная работа Фестивали, конкурсы Поисково-исследовательская деятельность Классные часы, мероприятия Родительские собрания, Внеклассная работа по предмету ИКТ и творчество учащихся презентации познавательные календари буклеты издание классной электронной газеты видеофильмы
Электронный журнал
Использование интерактивных программ позволяет школьникам проводить самостоятельные исследования свойств компьютерных моделей и выявлять основные закономерности, происходящих с ними явлений. Эта учебная деятельность готовит школьников к грамотному проведению реальных физических опытов и адекватному представлению результатов проводимых экспериментов. Можно использовать интерактивные программы и для моделирования явлений, описываемых в условиях физических задач, что существенно облегчает понимание условия задачи и поиск пути ее решения.
Образовательный потенциал ИКТ 1. По отношению к учебной деятельности: повышение мотивации активизация работы учащихся 2. По роли в развитии учащихся: осознание назначения компьютера; показ современных средств познания; повышение научности; возможность разного представления информации; развитие модельных представлений, приобретение умений самостоятельного моделирования;
Образовательный потенциал ИКТ 3. По техническим возможностям: моделирование трудновоспроизводимых процессов; наглядность; расширение диапазона исследований; работа с быстропротекающими процессами; подробность исследования; сокращение времени.
Обобщение опыта педагогов
Обобщение опыта педагогов
Обобщение опыта педагогов
Системные изменения физического образования Позволяют формировать умения учиться трансформировать информацию в новые знания, превращать новые знания в конкретные предложения. В основу может быть положен информационно деятельностный подход, состоящий в сочетании информационных, исследовательских и проектных технологий, формирующих у учащихся навыки индивидуальной самостоятельной работы. Решающим фактором является деятельность профессионально и информационно компетентного учителя.
Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем ждать, пока оно упадет; уж лучше стать тем, кто тряхнет яблоко…