Методы обучения, применяемые на уроке
1. Проблемно-поисковые методы обучения (цель - развитие самостоятельности мышления, познавательной активности и исследовательских умений учащихся, творческого подхода к делу): в начале урока учитель создает (ставит задачу, предлагает вопрос) проблемную ситуацию, к решению которой готовы учащиеся данного класса; организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемы; подтверждает правильность выводов. Учащиеся, основываясь на имеющихся знаниях и опыте, высказывают предположения, обобщают ранее приобретенные знания, выбирают наиболее рациональный путь решения проблемы.
2. Словесные методы обучения (цель - формирование учащимися теоретических фактов и знаний, а также умения самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы):
1) рассказ учителя, состоящий из нескольких частей в соответствии с планом изложения нового материала;
2) беседа учителя с учениками, подводящая учащихся к обобщению и усвоению фактов, новых понятий, закономерностей, а также к формулированию выводов из беседы.
3. Наглядные методы обучения в совокупности со словесными (цель – развитие наблюдательности, повышение внимания к изучаемым вопросам): метод иллюстраций и демонстраций – показ ученикам как отдельных слайдов с пояснением, так и нескольких связанных между собой слайдов.
4. Методы самостоятельной работы (цель – развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда): самостоятельное выполнение учащимися заданий по теме урока (представленные задания облегчают запоминание основных понятий и терминов, учат анализировать и синтезировать, определять главное от второстепенного, развивают образное мышление).
5. Методы стимулирования учебной деятельности школьников (цель – оживление процесса обучения, активизация познавательной деятельности учащихся, повышение качества учебно-познавательного процесса): нестандартная форма подачи учебного материала, познавательные задания и игры.
Активные формы обучения: проблемное изложение, беседа, решение исторических задач, игровые моменты (их использование в процессе обучения повышает эффективность усвоения материала и интерес к учению, снимает психологическое напряжение), а также коллективное выполнение отдельных заданий.
Работа детей на уроке: активное участие в беседе; коллективное решение учебных проблем, обозначенных учителем; выработка новых знаний собственным мышлением; творческое выполнение заданий и обсуждение результатов их выполнения.
Результаты урока: активизация познавательной деятельности учащихся; интеллектуальное развитие учащихся; повышение качества учебно-познавательного процесса; психологическая удовлетворенность ребят уроком; сформированное у учащихся представление о хронологии как части исторических знаний; систематизация и расширение знаний школьников об измерении времени в истории; формирование у учащихся практических умений и навыков оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории.