Урок по истории в 5 классе «Измерение времени. Счёт лет в истории»
Изучение новой темы (25 - 30 мин.)
План
Наука об измерении времени.
Единицы измерения времени.
Летосчисление.
«Линия времени».
Рассказ учителя. Хронология (от хроно... и логос - слово, учение) - последовательность исторических событий во времени, а также наука об измерении времени (изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников). В древней хронологии у разных народов применялись различные системы счета лет, приуроченные к какому-либо событию (реальному или мифическому) или началу династии правителей.
Записи в тетрадях: Хронология - последовательность исторических событий, наука об измерении времени.
Работа учащихся в тетрадях – выполнение задания «Измеряем время» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора). Задание - расположить по возрастанию единицы измерения времени – десятилетие, день, век, год, месяц, неделя, час, тысячелетие, сутки. Ответ: час, день, сутки, неделя, месяц, год, десятилетие, век, тысячелетие.
Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).
Беседа по вопросам:
Какими единицами измерения времени пользуется ученые?
Почему измерять время в истории удобнее годами, веками, тысячелетиями?
Как в истории принято записывать года и века?
Как правильно соотносить даты событий с веком?
Показ слайда с изображением арабских и римских цифр
цифры арабские | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
цифры римские | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII |
Устное выполнение учащимися задания «Составь дату» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора). Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что для выполнения этого задания им потребуются знания по математике и по литературе. Задание - составить дату (указать век) из всех цифр, пропущенных и упомянутых в пословицах.
1) ….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь о …. ногах, и тот спотыкается.
1714 год (XVIII век)
2) Десять раз надо сказать,
на десятый только послушает.
1010 год (XI век)
3) Одна голова хорошо, а ….. лучше.
У ….. нянек дитя без глазу.
Пошел на все ….. стороны.
1274 год (XIII век)
4) …… с ложкой, один с сошкой
За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.
717 год (VIII век)
5) За ….. зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
У ….. нянек дитя без глазу.
217 год (III век)
Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).