12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шилова Людмила Юрьевна41

Управление образования Новоуральского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат № 53»






Конструкт урока по изобразительному искусству

по программе Б.М. Неменского, 6 класс



Автор:

Шилова Людмила Юрьевна

Учитель изобразительного искусства и МХК

Соответствие занимаемой должности





Новоуральск

2019


Урок по изобразительному искусству в 6 классе по теме: «Изображение предметного мира — натюрморт»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции и правилами постановки натюрморта и применить данные правила на практике. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Развивать умение анализировать иллюстративный материал. Воспитывать бережное отношение к миру предметов.

               Решаемые учебные задачи:

  1. Формировать знания о жанре «натюрморт»;
  2. Познакомить с правилами составления натюрморта;
  3. Научить грамотно  составлять натюрморт;
  4. Совершенствовать навыки анализа художественных произведений.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся устанавливать аналогии, создавать модели объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; строить логически обоснованные рассуждения; познакомятся с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; узнают имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта; получат навыки составления композиции натюрморта.

Личностные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Метапредметные: уметь выстраивать алгоритм работы, реализовывать творческий замысел.

Методики, применяемые на уроке: проблемный, исследовательский, частично-поисковый методы.

Зрительный ряд:  И. Левитан «У омута», В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», И. Хруцкий «Цветы и плоды»; А. Шилов «Дары востока», Ю. Пименов «Ожидание»; таблички: №1 – страна, местность, №2 – мертвая природа, №3 – черта в черту; иллюстративный материал с подборкой натюрмортов разных художников (в каждую группу); карточки с вопросами; таблица «Правила составления натюрморта».

Оборудование:

  • мольберты
  •  демонстрационные столы
  • экспозиционные столы
  • два натюрморта составленные учителем
  • предметы быта, драпировки, муляжи овощей и фруктов
  • компьютер
  • презентация PowerPoint
  • карточки групповых заданий
  • мультимедийный проектор
  • простой карандаш
  • ластик.
  • рефлексивный дневник

Виды деятельности: коллективная, групповая

Ход урока.

Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята! Перед вами на мольбертах представлены репродукции трех произведений искусства, выполненных в разных жанрах и даны три таблички с дословным переводом с французского языка названий этих жанров.

Задание группам: расставьте таблички по соответствию.

(На мольбертах представлены три репродукции: И. Левитан «У омута», В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», И. Хруцкий «Цветы и плоды».

Даны три таблички:

1. страна, местность;

2. мертвая природа;

3. «черта в черту»


Настраивает на урок

Учащиеся обсуждают в группе и сформулируют общее мнение в процессе группового обсуждения, один из представителей группы выходит к мольбертам и высказывает мнение группы.

(1. И. Левитан «У омута» -страна, местность;

2. В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной» - «черта в черту»

3. И. Хруцкий «Цветы и плоды» - мертвая природа)


Регулятивные:

-совместное осмысление того, как происходит открытие нового знания.

Познавательные:

-осознание необходимости получить новые знания для дальнейшей работы с произведениями художников.

Коммуникативные:

-умение чётко формулировать свои мысли, умение вести диалог.

Личностные:

- освоение роли ученика;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

II.      Объяснение нового материала





- Молодцы, справились с заданием.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с жанром «мертвая природа». А может кто-то знает привычное название этого жанра?

- Кто сможет дать определение этому жанру?

Натюрморт – это картины, «героями» которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы.

- Интересно, что по-английски и по-немецки натюрморт определяется как «тихая» или «неподвижная жизнь».




-Перед вами  на демонстрационных столах представлены два совершенно разных натюрморта.

Права ли я, называя данные постановки натюрмортами?







-Что бы натюрморт состоялся, стал красивым и интересным, он должен быть грамотно составлен. Как вы думаете, что необходимо для этого знать, какие правила соблюдать?

- Ваша задача определить и сформулировать эти правила.

  • Анализируя иллюстративный материал, найдите самостоятельно ответы на вопросы карточек, зафиксируйте их на бумаге. (Работа по карточкам – Приложение № 1)


- Как вы считаете, есть ли в натюрморте композиционный центр? Если есть, то, как художники его выделяют?

 Ответ в четвертом вопросе может вызвать спор, если при обсуждении группы к единому мнению не придут, стоит обратиться еще раз к иллюстративному материалу (форма, размер, цвет, контраст), привлечь внимание детей к тому, что композиционный центр чаще располагается на втором плане.


- Ребята, а другой класс сделал вот такую таблицу правил составления натюрморта. Согласны ли вы с ней? Зафиксировано ли в ней то, что при исследовании вы увидели в натюрмортах? (Приложение № 2)






Демонстрация учителем работ художников

















Демонстрация двух натюрмортах











Дает каждой группе иллюстративный материал, карточки с вопросами и тестом.

Задает проблемный вопрос группам




Обучающие обсуждают в группе над проблемным вопросом

Обучающиеся совещаются в группе и отвечают на вопрос

(Натюрморт – в переводе с французского языка означает «мертвая» натура.

Натюрморт – это картин, на которых изображены только вещи, цветы, плоды и мертвая дичь).



Совещаются в группах, обсуждая вопрос. (Первый – это натюрморт, он красивый, здесь все гармонирует, сочетается с драпировкой, овощами и кувшином. А второй – это просто одинаковые предметы, овощи)


Отвечают  на вопрос (высказывают предположения)





Выполняют задание

Ответы групп. Каждая группа дает свой листок с ответами, они прикрепляются к доске, ответы сравниваются.








Ответы групп

(Композиционный центр в натюрморте есть, он должен быть большим, стоять в центре натюрморта, т.е. по середине и все предметы должны быть направлены к нему и подчеркивать)


Познавательные:

- извлекать необходимую информацию из прослушанного

Коммуникативные:

- формирование умения  слушать и понимать других;

- формирование умения  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формирование умения  оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

-совместное осмысление того, как происходит открытие нового знания.

Личностные:

-с уважением относиться к мнению одноклассников, корректно возражать в случае несогласия с позицией товарища, аргументировать свою точку зрения.


III. Практическое выполнение задания



- Вы узнали правила, поработали с ними давайте применим ваши знания на практике. Каждой группе нужно составить натюрморт и дать ему название.

(На экспозиционном столе стоят: овощи, фрукты, предметы быта, лежат драпировки).


- Как вы считаете, составление натюрморта – это творческая работа или нет?


- Перед вами  репродукции натюрмортов (А. Шилов «Дары востока», Ю. Пименов «Ожидание», На доске написаны слова: ситуация, любование, характер, красота,  жизнь человека. Обратите внимания на названия произведений.  Как вы считаете, почему авторы,  воплощая свой творческий замысел, дали работам такие названия? Подберите к каждому натюрморту слова-определения с доски.



Вопрос к 1 группе

- Как бы вы назвали такой тип натюрморта? Подберите слова с доски.














- В таком типе натюрморта вещи говорят, прежде всего, о самих себе, о своих качествах, о своей красоте.

Вопрос ко 2 и 3 группе

-Как бы вы назвали такой тип натюрморта?

-Да, правильно, в таком типе натюрморта вещи говорят, прежде всего, о своем хозяине. Он незримо присутствует на картине, и, глядя на нее, мы можем многое сказать о его привычках, характере, профессии.

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу «Виды пластического искусства» и ответьте.  В каких видах пластического искусства можно встретить жанр – натюрморт?







Демонстрация работ художников



Обучающиеся  составляют натюрморт. Обсуждение составленных натюрмортов: что удалось,  что нет, подходит ли название.





Ответ учащихся

(- да, натюрморт это творческая работа)


Работа в группах.
















Обучающиеся 1 группы отвечают:

«Дары востока» - здесь показаны красота предметов и плодов востока. Очень точно переданы фактура и материальность предметов: прозрачность стеклянного бокала, гладкость и блеск металлического сосуда, налитый соком виноград. Художник любуется этой красотой и предлагает нам, зрителям, тоже полюбоваться дарами востока»



Тип натюрморта – Любование, красота



Ответы  обучающихся 2 группы:

На картине Ю. Пименова «Ожидание» все по-другому. Об этом натюрморте можно написать целый рассказ, за одним предметом судьба людей. Случилось несчастье, человек попал в больницу, звонят родственники – узнать о судьбе пострадавшего, и медсестра пошла за доктором. Это ожидание тянется очень-очень долго, и дождь за окном делает это ожидание особенно тоскливым.

Тип натюрморта – жизнь человека


Ответы обучающихся

 3 группы:

Нам тоже кажется, что эта картина связана с каким-то печальным событием. Произошла трагедия. И нужно как-то сообщить об этом. Все ушли, комната опустела и вот сейчас войдет человек, возьмет телефонную трубку. И если бы можно было продолжить эту картину, как фильм, мы бы увидели, как ссутулился этот человек, как поникли его плечи и как он глухо спрашивает: «Когда это случилось?»

Тип натюрморта характер

 

Познавательные:

- формирование умения  выявлять сущность и особенности натюрморта, на основе работ художника;

Регулятивные:

-создание письменного и устного высказывания о картине художника.

Коммуникативные: умение развёрнуто отвечать на вопрос.

Личностные: уважительное отношение к работам художника, определение своего восприятия о картине и о натюрморте.


VI. Подведение итогов урока


У каждого из вас есть рефлексивный дневник.

Сейчас ваша задача заполнить страничку рефлексии.

Вам предлагается обвести ладонь своей руки и заполнить контуры, пальцев продолжив высказывание.

 (Приложение № 3)


Осмысление учащимися того, чему они научились на уроке.


Обучающие заполняют страничку рефлексии в дневнике


Регулятивные:  оценка проделанной работы.

Познавательные: умение составлять натюрморт, узнали, что такое натюрморт, что такое композиционный цент и как его выделить и отличить. Коммуникативные: развитие навыков работы в группах и умения работать самостоятельно.

Личностные: воспитание умения ценить красоту окружающего мира.



Приложение № 1


Работа по карточке

Выберите верный ответ

1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов:

  а) тематически связанных

  б) абсолютно разных


2. В состав натюрморта должны входить предметы:

   а) одинаковые по форме и величине

   б) разнообразные по форме и величине

   в) разнообразные по фактуре и цвету

   г) одинаковые по фактуре и цвету

 

3. Предметы в натюрморте:

    а) должны составлять единое целое

    б) должны выстраиваться в одну линию

    в) могут соприкасаться

    г) могут полностью загораживать друг друга


4. В композиции натюрморта композиционный центр:

   а) композиционный центр чаще располагается на втором плане, отличается  формой, размером, цветом, контрастом

  б) композиционный цент стоит на первом плане, одинаковый по размеру с другими предметами, одинаковый по форме.


Приложение № 2

Правила составления натюрморта

1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.

2. В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.

3. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, могут соприкасаться, составляя единое целое, но не перегораживать друг друга.

4. В композиции натюрморта должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделять размером, формой, цветом, контрастом.



Приложение № 3

Тема:

«Изображение предметного мира — натюрморт»



Содержание: в конце урока тебе предлагается обвести ладонь своей руки и заполнить контуры, пальцев продолжив высказывание:


Твоя рука




Большой – для меня это важно и интересно потому что,…


Указательный – я получил конкретные знания, которые ……


Средний – мне было трудно потому что …..


Безымянный – мои впечатления от урока….


Мизинец – для меня было недостаточно….


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.