Конструкт урока по изобразительному искусству в 6 классе «Изображение предметного мира — натюрморт»
Управление образования Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат № 53»
Конструкт урока по изобразительному искусству
по программе Б.М. Неменского, 6 класс
Автор: Шилова Людмила Юрьевна Учитель изобразительного искусства и МХК Соответствие занимаемой должности |
Новоуральск
2019
Урок по изобразительному искусству в 6 классе по теме: «Изображение предметного мира — натюрморт»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции и правилами постановки натюрморта и применить данные правила на практике. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Развивать умение анализировать иллюстративный материал. Воспитывать бережное отношение к миру предметов.
Решаемые учебные задачи:
- Формировать знания о жанре «натюрморт»;
- Познакомить с правилами составления натюрморта;
- Научить грамотно составлять натюрморт;
- Совершенствовать навыки анализа художественных произведений.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся устанавливать аналогии, создавать модели объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; строить логически обоснованные рассуждения; познакомятся с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; узнают имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта; получат навыки составления композиции натюрморта.
Личностные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Метапредметные: уметь выстраивать алгоритм работы, реализовывать творческий замысел.
Методики, применяемые на уроке: проблемный, исследовательский, частично-поисковый методы.
Зрительный ряд: И. Левитан «У омута», В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», И. Хруцкий «Цветы и плоды»; А. Шилов «Дары востока», Ю. Пименов «Ожидание»; таблички: №1 – страна, местность, №2 – мертвая природа, №3 – черта в черту; иллюстративный материал с подборкой натюрмортов разных художников (в каждую группу); карточки с вопросами; таблица «Правила составления натюрморта».
Оборудование:
- мольберты
- демонстрационные столы
- экспозиционные столы
- два натюрморта составленные учителем
- предметы быта, драпировки, муляжи овощей и фруктов
- компьютер
- презентация PowerPoint
- карточки групповых заданий
- мультимедийный проектор
- простой карандаш
- ластик.
- рефлексивный дневник
Виды деятельности: коллективная, групповая
Ход урока.
Этапы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
| -Здравствуйте, ребята! Перед вами на мольбертах представлены репродукции трех произведений искусства, выполненных в разных жанрах и даны три таблички с дословным переводом с французского языка названий этих жанров. Задание группам: расставьте таблички по соответствию. (На мольбертах представлены три репродукции: И. Левитан «У омута», В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», И. Хруцкий «Цветы и плоды». Даны три таблички: 1. страна, местность; 2. мертвая природа; 3. «черта в черту» | Настраивает на урок | Учащиеся обсуждают в группе и сформулируют общее мнение в процессе группового обсуждения, один из представителей группы выходит к мольбертам и высказывает мнение группы. (1. И. Левитан «У омута» -страна, местность; 2. В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной» - «черта в черту» 3. И. Хруцкий «Цветы и плоды» - мертвая природа) | Регулятивные: -совместное осмысление того, как происходит открытие нового знания. Познавательные: -осознание необходимости получить новые знания для дальнейшей работы с произведениями художников. Коммуникативные: -умение чётко формулировать свои мысли, умение вести диалог. Личностные: - освоение роли ученика; - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
II. Объяснение нового материала | - Молодцы, справились с заданием. Сегодня на уроке вы познакомитесь с жанром «мертвая природа». А может кто-то знает привычное название этого жанра? - Кто сможет дать определение этому жанру? Натюрморт – это картины, «героями» которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы. - Интересно, что по-английски и по-немецки натюрморт определяется как «тихая» или «неподвижная жизнь». -Перед вами на демонстрационных столах представлены два совершенно разных натюрморта. Права ли я, называя данные постановки натюрмортами? -Что бы натюрморт состоялся, стал красивым и интересным, он должен быть грамотно составлен. Как вы думаете, что необходимо для этого знать, какие правила соблюдать? - Ваша задача определить и сформулировать эти правила.
- Как вы считаете, есть ли в натюрморте композиционный центр? Если есть, то, как художники его выделяют? Ответ в четвертом вопросе может вызвать спор, если при обсуждении группы к единому мнению не придут, стоит обратиться еще раз к иллюстративному материалу (форма, размер, цвет, контраст), привлечь внимание детей к тому, что композиционный центр чаще располагается на втором плане. - Ребята, а другой класс сделал вот такую таблицу правил составления натюрморта. Согласны ли вы с ней? Зафиксировано ли в ней то, что при исследовании вы увидели в натюрмортах? (Приложение № 2) | Демонстрация учителем работ художников Демонстрация двух натюрмортах Дает каждой группе иллюстративный материал, карточки с вопросами и тестом. Задает проблемный вопрос группам | Обучающие обсуждают в группе над проблемным вопросом Обучающиеся совещаются в группе и отвечают на вопрос (Натюрморт – в переводе с французского языка означает «мертвая» натура. Натюрморт – это картин, на которых изображены только вещи, цветы, плоды и мертвая дичь). Совещаются в группах, обсуждая вопрос. (Первый – это натюрморт, он красивый, здесь все гармонирует, сочетается с драпировкой, овощами и кувшином. А второй – это просто одинаковые предметы, овощи) Отвечают на вопрос (высказывают предположения) Выполняют задание Ответы групп. Каждая группа дает свой листок с ответами, они прикрепляются к доске, ответы сравниваются. Ответы групп (Композиционный центр в натюрморте есть, он должен быть большим, стоять в центре натюрморта, т.е. по середине и все предметы должны быть направлены к нему и подчеркивать) | Познавательные: - извлекать необходимую информацию из прослушанного Коммуникативные: - формирование умения слушать и понимать других; - формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: -совместное осмысление того, как происходит открытие нового знания. Личностные: -с уважением относиться к мнению одноклассников, корректно возражать в случае несогласия с позицией товарища, аргументировать свою точку зрения. |
III. Практическое выполнение задания | - Вы узнали правила, поработали с ними давайте применим ваши знания на практике. Каждой группе нужно составить натюрморт и дать ему название. (На экспозиционном столе стоят: овощи, фрукты, предметы быта, лежат драпировки). - Как вы считаете, составление натюрморта – это творческая работа или нет? - Перед вами репродукции натюрмортов (А. Шилов «Дары востока», Ю. Пименов «Ожидание», На доске написаны слова: ситуация, любование, характер, красота, жизнь человека. Обратите внимания на названия произведений. Как вы считаете, почему авторы, воплощая свой творческий замысел, дали работам такие названия? Подберите к каждому натюрморту слова-определения с доски. Вопрос к 1 группе - Как бы вы назвали такой тип натюрморта? Подберите слова с доски. - В таком типе натюрморта вещи говорят, прежде всего, о самих себе, о своих качествах, о своей красоте. Вопрос ко 2 и 3 группе -Как бы вы назвали такой тип натюрморта? -Да, правильно, в таком типе натюрморта вещи говорят, прежде всего, о своем хозяине. Он незримо присутствует на картине, и, глядя на нее, мы можем многое сказать о его привычках, характере, профессии. Посмотрите, пожалуйста, на таблицу «Виды пластического искусства» и ответьте. В каких видах пластического искусства можно встретить жанр – натюрморт? | Демонстрация работ художников | Обучающиеся составляют натюрморт. Обсуждение составленных натюрмортов: что удалось, что нет, подходит ли название. Ответ учащихся (- да, натюрморт это творческая работа) Работа в группах. Обучающиеся 1 группы отвечают: «Дары востока» - здесь показаны красота предметов и плодов востока. Очень точно переданы фактура и материальность предметов: прозрачность стеклянного бокала, гладкость и блеск металлического сосуда, налитый соком виноград. Художник любуется этой красотой и предлагает нам, зрителям, тоже полюбоваться дарами востока» Тип натюрморта – Любование, красота Ответы обучающихся 2 группы: На картине Ю. Пименова «Ожидание» все по-другому. Об этом натюрморте можно написать целый рассказ, за одним предметом судьба людей. Случилось несчастье, человек попал в больницу, звонят родственники – узнать о судьбе пострадавшего, и медсестра пошла за доктором. Это ожидание тянется очень-очень долго, и дождь за окном делает это ожидание особенно тоскливым. Тип натюрморта – жизнь человека Ответы обучающихся 3 группы: Нам тоже кажется, что эта картина связана с каким-то печальным событием. Произошла трагедия. И нужно как-то сообщить об этом. Все ушли, комната опустела и вот сейчас войдет человек, возьмет телефонную трубку. И если бы можно было продолжить эту картину, как фильм, мы бы увидели, как ссутулился этот человек, как поникли его плечи и как он глухо спрашивает: «Когда это случилось?» Тип натюрморта – характер
| Познавательные: - формирование умения выявлять сущность и особенности натюрморта, на основе работ художника; Регулятивные: -создание письменного и устного высказывания о картине художника. Коммуникативные: умение развёрнуто отвечать на вопрос. Личностные: уважительное отношение к работам художника, определение своего восприятия о картине и о натюрморте. |
VI. Подведение итогов урока | У каждого из вас есть рефлексивный дневник. Сейчас ваша задача заполнить страничку рефлексии. Вам предлагается обвести ладонь своей руки и заполнить контуры, пальцев продолжив высказывание. (Приложение № 3) | Осмысление учащимися того, чему они научились на уроке. Обучающие заполняют страничку рефлексии в дневнике | Регулятивные: оценка проделанной работы. Познавательные: умение составлять натюрморт, узнали, что такое натюрморт, что такое композиционный цент и как его выделить и отличить. Коммуникативные: развитие навыков работы в группах и умения работать самостоятельно. Личностные: воспитание умения ценить красоту окружающего мира. |
Приложение № 1
Работа по карточке |
Выберите верный ответ |
1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов: |
а) тематически связанных |
б) абсолютно разных |
2. В состав натюрморта должны входить предметы: |
а) одинаковые по форме и величине |
б) разнообразные по форме и величине в) разнообразные по фактуре и цвету г) одинаковые по фактуре и цвету |
3. Предметы в натюрморте: |
а) должны составлять единое целое |
б) должны выстраиваться в одну линию |
в) могут соприкасаться |
г) могут полностью загораживать друг друга 4. В композиции натюрморта композиционный центр: а) композиционный центр чаще располагается на втором плане, отличается формой, размером, цветом, контрастом б) композиционный цент стоит на первом плане, одинаковый по размеру с другими предметами, одинаковый по форме. |
Приложение № 2
Правила составления натюрморта |
1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой. |
2. В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету. |
3. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, могут соприкасаться, составляя единое целое, но не перегораживать друг друга. |
4. В композиции натюрморта должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделять размером, формой, цветом, контрастом. |
Приложение № 3
Тема: «Изображение предметного мира — натюрморт» | ||
Содержание: в конце урока тебе предлагается обвести ладонь своей руки и заполнить контуры, пальцев продолжив высказывание: | Твоя рука | |
Большой – для меня это важно и интересно потому что,… | ||
Указательный – я получил конкретные знания, которые …… | ||
Средний – мне было трудно потому что ….. | ||
Безымянный – мои впечатления от урока…. | ||
Мизинец – для меня было недостаточно…. |