Изобразительная деятельность

2
0
Материал опубликован 22 April в группе

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8 (495) 850-18-03, 8(495)850-19-03 e-mail: tro_school@dszn.ru

_______________________________________________________________________________________________

Утверждаю:

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________/ Л.И. Пономарева

«__» _________ 2019 г.


Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Изобразительное искусство»

на 2019-2020 учебный год

3 «а» класс (УО)

Учитель: Смирнова О.С.

Рассмотрено на заседании ШМО «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2019 г. Заместитель директора

по учебно-методической работе Руководитель ШМО ___________ Чечетина Н.П.


«___»________________ 2019 г.

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Изобразительное искусство» на изучение изобразительного и декоративно-прикладного искусства, создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании». Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному и декоративно - прикладному искусству. Является модифицированной.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

- САНПИН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»

- учебный план образовательного учреждения.

Цель курса изобразительной деятельности - развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Работу по внеурочной деятельности планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по изобразительному искусству, а расширяла сведения, совершенствовала навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Следует продолжать знакомить ребят с народным творчеством, декоративным искусством. Изобразительное искусство как предмет дополнительного образования имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением основной задачи – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ФГОС НОО для детей с УО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностные и предметные.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные (планируемые) результаты для учащихся 3 класса:

- положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;

- понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

- адекватные представления о собственных возможностях;

- осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;

- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»

- проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;

- привычка к организованности, порядку, аккуратности;

- стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;

- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.


Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Минимальный уровень для учащихся 3класса:

- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений, их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

- рисование по образцу предметов несложной формы и конструкции;

- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень для учащихся 3 класса:

должны знать:

- некоторые народные и национальные промыслы (Дымково, Мезенскаяи др.);

- основные особенности некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

- выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

- правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

- виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

- способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

должны уметь:

- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

- рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.

Основные формы работы:

- фронтальная работа;

- индивидуальная работа;

- работа в парах и группах;

- коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий:

- рисование с натуры

- декоративное рисование;

- рисование на тему;

- беседы об изобразительном искусстве.

Технологии обучения:

- здоровьесберегающие технологии;

- личностно-ориентированное обучение;

- ИКТ-технологии;

-игровые технологии;

-объяснительно-иллюстративные;

-группового взаимодействия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3-4 классы (2 часа в неделю)

Тема

Цели и задачи

Практическая часть

1

Вводное занятие.

(1 час)

Режим работы кружка «Вдохновение». План занятий. Виды декоративно-прикладного искусства их история и современное развитие.

Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

2

Росписи Русского Севера (10 часов)

Виды росписей русского Севера (Мезенская роспись). История возникновения. Отличительные особенности Мезенской росписи, этапы выполнения росписи.


Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Зарисовка эскиза будущего изделия. Подбор материалов. Выполнение проекта.

3

Лепка (10 часов)

Виды глиняных игрушек русского Севера (Каргопольская, Дымковская). История возникновения. Отличительные особенности Каргопольской и Дымковской глиняной игрушки, этапы выполнения Дымковской игрушки.

Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Зарисовка эскиза будущего изделия. Выполнение проекта.

4

Мозаика (10 часов)

История возникновения мозаики. Виды мозаики. Мозаика из Цветной бумаги. Материалы и инструменты. Правила выполнения работы.

Техника безопасности в работе с инструментами.

Самостоятельное выполнение работы. Зарисовка эскиза будущего изделия. Выполнение проекта.

5

Бумажная пластика (10 часов)

Из истории возникновения бумаги. Виды бумаги для творчества. Материалы и инструменты. Что такое форма. Обработка бумаги (сгибы, складывание, теснение). Оригами. Правила безопасной работы с инструментами.

Освоение изученных приёмов. Самостоятельное выполнение проекта

6

Нетрадиционные техники рисования (14 часов)

История возникновения. Виды нетрадиционной техники рисования. Просмотр иллюстраций. Инструменты, оборудование, материалы, приспособления. Основы художественной композиции.

Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Выполнение проекта.

7

Пластилинография (12 часов)

Способы обработки пластилина. Инструменты, оборудование, материалы, приспособления.

Выбор объекта рисования. Самостоятельное выполнение работы.

8

Итоговое занятие

(1 час)

Проведение выставки-вернисажа с презентацией работ учащихся.

Просмотр презентаций, выставки, конкурсы

Итого: 68 часов





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО В 3 КЛАССЕ (УО)



Раздел и тема

Кол. часов

I

Вводное занятие

1

II

Роспись Русского Севера

10


Виды росписей Русского Севера.

2


Мезенская роспись. Этапы выполнения.

4


Самостоятельное выполнение работы

4

III

Лепка

10


Игрушки Русского Севера

2


Лепка из солёного теста. Дымковская игрушка

4


Самостоятельное выполнение работы

4

IV

Мозаика

10


Всё о мозаике. Подготовка материала. Эскизы

2


Мозаика из цветной бумаги «Рыбка»

4


Самостоятельное выполнение работы

4

V

Бумажная пластика

10


Всё о бумаге. Упражнения

2


Обработка бумаги (сгибы, складывание, оригами)

4


Самостоятельное выполнение работы

4

VI

Нетрадиционные техники рисования

14


Монотипия

2


Штампинг. Отпечатки подручными материалами

3


Пальчиковая живопись. Рисуем павлина

2


Рисуем солью и манкой. Пингвины на Севере

3


Рисуем мыльными пузырями. Праздничный Салют

2


Самостоятельное выполнение работы

2

VII

Пластилинография

12


Букет цветов. Методом вытягивания из центра

4


Домашнее животное. Из шариков.

4


Домик в деревне. Процарапывание.

4

VIII

Итоговое занятие

1


Проведение выставки с презентацией работ учащихся

1

Всего часов

68




Учебно-методический комплект

Воронкова В.В., Перова М.Н. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Гуманитарный издательский центр " Владос" 2011 год.

Витвицкая М.Э., Икебана, аранжировка, флористика. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», 2008.

Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской, - М.: ВЛАДОС, 2000.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.