Изобразительная деятельность
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8 (495) 850-18-03, 8(495)850-19-03 e-mail: tro_school@dszn.ru
_______________________________________________________________________________________________
Утверждаю:
директор ГБОУ ТРОЦ
«Солнышко»
____________/ Л.И. Пономарева
«__» _________ 2019 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Изобразительное искусство»
на 2019-2020 учебный год
3 «а» класс (УО)
Учитель: Смирнова О.С.
Рассмотрено на заседании ШМО «СОГЛАСОВАНО»
протокол №____ от «___»______2019 г. Заместитель директора
по учебно-методической работе Руководитель ШМО ___________ Чечетина Н.П.
«___»________________ 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Изобразительное искусство» на изучение изобразительного и декоративно-прикладного искусства, создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании». Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному и декоративно - прикладному искусству. Является модифицированной.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- САНПИН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»
- учебный план образовательного учреждения.
Цель курса изобразительной деятельности - развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Работу по внеурочной деятельности планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по изобразительному искусству, а расширяла сведения, совершенствовала навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Следует продолжать знакомить ребят с народным творчеством, декоративным искусством. Изобразительное искусство как предмет дополнительного образования имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.
Курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением основной задачи – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ФГОС НОО для детей с УО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностные и предметные.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные (планируемые) результаты для учащихся 3 класса:
- положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
- понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
- адекватные представления о собственных возможностях;
- осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»
- проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень для учащихся 3класса:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений, их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- рисование по образцу предметов несложной формы и конструкции;
- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень для учащихся 3 класса:
должны знать:
- некоторые народные и национальные промыслы (Дымково, Мезенскаяи др.);
- основные особенности некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
- выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
- правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
- виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
- способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Основные формы работы:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- работа в парах и группах;
- коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий:
- рисование с натуры
- декоративное рисование;
- рисование на тему;
- беседы об изобразительном искусстве.
Технологии обучения:
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированное обучение;
- ИКТ-технологии;
-игровые технологии;
-объяснительно-иллюстративные;
-группового взаимодействия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3-4 классы (2 часа в неделю)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО В 3 КЛАССЕ (УО)
№ | Раздел и тема | Кол. часов |
I | Вводное занятие | 1 |
II | Роспись Русского Севера | 10 |
| Виды росписей Русского Севера. | 2 |
| Мезенская роспись. Этапы выполнения. | 4 |
| Самостоятельное выполнение работы | 4 |
III | Лепка | 10 |
| Игрушки Русского Севера | 2 |
| Лепка из солёного теста. Дымковская игрушка | 4 |
| Самостоятельное выполнение работы | 4 |
IV | Мозаика | 10 |
| Всё о мозаике. Подготовка материала. Эскизы | 2 |
| Мозаика из цветной бумаги «Рыбка» | 4 |
| Самостоятельное выполнение работы | 4 |
V | Бумажная пластика | 10 |
| Всё о бумаге. Упражнения | 2 |
| Обработка бумаги (сгибы, складывание, оригами) | 4 |
| Самостоятельное выполнение работы | 4 |
VI | Нетрадиционные техники рисования | 14 |
| Монотипия | 2 |
| Штампинг. Отпечатки подручными материалами | 3 |
| Пальчиковая живопись. Рисуем павлина | 2 |
| Рисуем солью и манкой. Пингвины на Севере | 3 |
| Рисуем мыльными пузырями. Праздничный Салют | 2 |
| Самостоятельное выполнение работы | 2 |
VII | Пластилинография | 12 |
| Букет цветов. Методом вытягивания из центра | 4 |
| Домашнее животное. Из шариков. | 4 |
| Домик в деревне. Процарапывание. | 4 |
VIII | Итоговое занятие | 1 |
| Проведение выставки с презентацией работ учащихся | 1 |
Всего часов | 68 |
Учебно-методический комплект
Воронкова В.В., Перова М.Н. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Гуманитарный издательский центр " Владос" 2011 год.
Витвицкая М.Э., Икебана, аранжировка, флористика. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», 2008.
Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской, - М.: ВЛАДОС, 2000.