Изография как способ коррекции нарушений письма у обучающихся с ЗПР
Изография как способ коррекции нарушений письма
Одной из стойких трудностей у обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР) является овладение письмом. С точки зрения нейропсихологического анализа в основе письма (как и других высших психических функций) лежит сложная функциональная система, состоящая из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу особого участка мозга и вносит свой специфический вклад в функционирование письма (Лурия А.Р., Ахутина Т.В., Цветкова Л.С.). С точки зрения функциональной системы, при письме под диктовку в нее входят следующие звенья:
- поддержание энергетического тонуса мозга;
- переработка слуховой информации;
- переработка кинестетической информации;
- переработка зрительной информации;
- переработка зрительно-пространственной информации;
- серийная организация графических движений;
- программирование и контроль акта письма.
Анализ письменных работ обучающихся с ЗПР показывает пёструю картину трудностей письма с точки зрения основных синдромов парциального отставания в развитии высших психических функций (ВПФ). При отставании в развитии функций программирования и контроля произвольных действий и функций серийной организации движений и речи наблюдаются регуляторные ошибки в письме, трудности создания замысла письменного текста (и его понимания при чтении), обедненный синтаксис. А при отставании в развитии таких функций, как переработка слуховой информации и переработка кинестетической информации, нередко наблюдаются трудности звуковосприятия и звукопроизношения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), обедненный словарь, снижение слухоречевой памяти, которое, в том числе, может обнаружиться на письме (пропуск отдельных слов, особенно однородных членов предложения). С отставанием в развитии холистической стратегии переработки зрительно-пространственной, зрительной и слуховой информации наблюдаются трудности удержания целостности текста и контекста: фрагментарность, уход от основной идеи при построении и понимании текста (Ахутина Т.В.).
Исходя из выше сказанного, основными направлениями в работе учителя-логопеда, в зависимости от синдрома парциального отставания в развитии ВПФ у обучающихся с ЗПР, являются развитие и коррекция:
- речевых функций,
- зрительных функций,
- зрительно-пространственных функций,
- зрительно-моторной координации,
- серийной организации движений,
- программирования, регуляции и контроля действий,
- орфографической зоркости.
Не ставя задачу в данной статье подробно останавливаться на всех аспектах коррекционно-развивающей работы, мы лишь коснемся интересного способа развития орфографической зоркости обучающихся с ЗПР, которая необходима при запоминании словарных слов и правил орфографии. Способ, о котором пойдет речь, также во многом способствует развитию зрительной памяти, творческого воображения, наглядно-образных представлений, познавательной мотивации у школьников с ЗПР.
На логопедических занятиях с младшими школьниками 1-3 классов, которые занимаются по АООП (вариант 7.1, 7.2), мы опробовали способ изографии. Школьники с большим интересом включились в работу по созданию изографов. Изографы - это предметы, которые изображены буквами. Задачей ребенка является составление слова и «встраивание» его в предмет, то есть, зарисовка изографа, составление своего изографа.
В течение месяца ребятам было предложено «спрятать» слово в изображении какого-нибудь животного (птицы, насекомого). Таким образом, наше задание несколько отличалось от привычного, так как в образе животного, птицы или насекомого могло быть зашифровано любое словарное слово, написание которого никак не удавалось запомнить, или слово, подлежащее проверке с позиции орфографического правила. Например, слова «овёс и осёл» ученица 3 класса предложила вот в таком изографе, а ученик 3 класса слово «глаз» спрятал в «Сове».
Увидев, какие изографы были созданы третьеклассниками, в работу с удовольствием включились и ученики 1-2 классов. При закреплении омографов ученица 2-го класса была создала свою версию изографов слов «ирис и белки» (см. рисунки выше).
Таким образом, творческая деятельность учеников способствовала более эффективному запоминанию ими «трудных» слов, а из созданных рисунков появилась коллекция наглядных пособий, которую стали применять и учителя начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности.