Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 5 класса с ОВЗ (ЗПР) по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств
Согласовано на заседании ШМО Утверждено: приказ № 122
учителей русского языка и литературы от «26» августа 2019 г.
«22» августа 2019 г. Директор МОУ «Увинская СОШ №4»
____________/________________
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 11
«23» августа 2019 г.
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Увинская средняя общеобразовательная школа №4»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
логопедического сопровождения
обучающихся 5 класса с ОВЗ (ЗПР)
по курсу коррекции нарушений чтения и письма,
обусловленных несформированностью языковых средств
Составитель: Вахрушева Татьяна Николаевна, учитель-логопед
Ф.И.О., должность
МОУ «Увинская СОШ №4»
место работы
2019 – 2020 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 5 класса с ОВЗ (ЗПР) по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г №1897 на основании:
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановления от 10 июля 2015г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. № 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04. 2002 года 329/2065 – «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего о среднего общего образования»;
- Адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР МОУ «Увинская СОШ №4»;
- Устава МОУ «Увинская СОШ №4»;
- Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Цель программы: диагностика, коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств; формирование предпосылок к полноценному усвоению Адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР МОУ «Увинская СОШ №4».
Задачи:
- Развивать полноценные представления о звуковом составе слова на базе формирования фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
- Формировать навык грамотного письма в соответствии с общепринятыми нормами орфографии, синтаксиса и пунктуации.
- Формировать навык самоконтроля, умение применять полученные знания, навыки в письменной речи.
- Обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.
- Формировать связную речь.
- Развивать речевую и мыслительную деятельность обучающихся; коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребность в речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика программы логопедического сопровождения
обучающихся 5 класса с ОВЗ (ЗПР)
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 5 класса ОВЗ (ЗПР) направлена на преодоление нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств; усвоение программы по русскому языку, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, коммуникацию и социальную адаптацию. Программа разработана на основе тематического планирования по коррекции нарушений письменной речи у детей с задержкой психического развития Н.Н. Яковлевой, в соответствии с общеобразовательной программой по русскому языку 5 класса (авторы УМК: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков и др.).
Описание места программы логопедического сопровождения
обучающихся 5 класса с ОВЗ (ЗПР) в учебном плане
Программа логопедического сопровождения обучающихся 5 класса с ОВЗ (ЗПР) рассчитана на 68 подгрупповых занятий (2 занятия в неделю по 20 мин), в том числе на контрольные работы отводится 5 занятий. На обследование устной и письменной речи обучающихся в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 4 занятия (всего 8 занятий). Количество занятий на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей и усвоения ими программного материала.
Организация учебного процесса: подгрупповые занятия. На занятиях используется индивидуальная работа, работа в парах.
Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи; развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи.
Используемые методы обучения:
· объяснительно-иллюстративный;
· проблемно-поисковый;
- активные и интерактивные методы;
- метод личностно-ориентированного подхода;
· метод самоконтроля;
· метод самостоятельной деятельности учащихся.
Используемые технологии:
- проблемно-диалогического обучения;
- информационно-коммуникативные;
- дифференцированного обучения;
- здоровьесберегающие.
Форма контроля уровня достижений обучающихся: контрольные работы.
Психолого-пед агогическая характеристика обучающихся с ЗПР
У обучающихся с ЗПР наблюдаются: ограниченный запас общих сведений и представлений; недостаточная сформированность лексико-грамматических категорий; трудности при самостоятельном построении связного высказывания; стойкие специфические ошибки в письменной речи; несформированность навыков интеллектуальной деятельности, повышенная истощаемость, в результате этого низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения.
Восприятие характеризуется замедленностью, дети многое не замечают в окружающем мире. Замедлены прием и переработка поступающей информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Наглядный материал такие дети запоминают лучше, чем словесный. У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми.
У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов.
Планируемые результаты освоения курса коррекционно-развивающего обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающего обучения
Обучающийся научится:
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать самостоятельные части речи, а также служебные части речи (предлог, союз);
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Содержание
Обследование устной и письменной речи (4 занятия)
Раздел 1. Фонетика и графика (4 занятия)
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Состав русского алфавита, названия букв. Фонетический разбор слов. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных.
Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль, подвижность ударения при формо- и словообразовании. Правила переноса.
Раздел 2. Правописание (14 занятий)
Понятие орфограммы. Правописание безударных гласных в корнях слов, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых в корнях слов; удвоенных согласных. Правописание ъ и ь.
Раздел 3. Морфология и орфография (24 занятия)
Имя существительное как часть речи. Склонение имён существительных. Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных. Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Правописание НЕ с именами существительными.
Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание НЕ с именами прилагательными.
Глагол как часть речи. Инфинитив. Спряжение глаголов. Правописание окончаний глаголов.
Правописание букв о и ё после шипящих в корнях слов.
Наречие как часть речи. Правописание наречий. Буквы О и Е после шипящих в суффиксах наречий.
Служебные части речи (предлог, союз). Правописание предлогов и союзов.
Раздел 4. Синтаксис и пунктуация (14 занятий)
Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.
Второстепенные члены, их роль в предложении. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обращение. Прямая речь. Сложное предложение.
Раздел 4. Повторение изученного материала за учебный год (3 занятия)
Закрепление правописания букв О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных; правописание наречий, букв О и Е после шипящих в суффиксах наречий.
Мониторинг развития устной и письменной речи (4 занятия)
Учебно-тематический план
№ раздела | Тема раздела | Кол-во занятий |
Обследование устной и письменной речи | 4 | |
1 | Фонетика и графика | 4 |
2 | Правописание | 14 |
3 | Морфология и орфография | 24 |
4 | Синтаксис и пунктуация | 14 |
5 | Повторение изученного материала за учебный год | 3 |
Мониторинг развития устной и письменной речи | 4 | |
Итого: | 68 занятий |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедических занятий
обучающихся 5 класса с ОВЗ (ЗПР)
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во занятий | Дата | |
1-4 | Обследование устной и письменной речи | 4 | ||
Раздел 1. Фонетика и графика (4 занятия) | ||||
5 | Звук и буква. Гласные и согласные звуки и буквы. Фонетический разбор слов | 1 | ||
6-7 | Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. | 2 | ||
8 | Правила переноса слов | 1 | ||
Раздел 2. Правописание (14 занятий) | ||||
9-12 | Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова | 4 | ||
13-14 | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова | 2 | ||
15-17 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 3 | ||
18-19 | Удвоенные согласные | 2 | ||
20-21 | Правописание ъ и ь | 2 | ||
22 | Контрольная работа №1 по теме «Правописание корневых орфограмм» | 1 | ||
Раздел 3. Морфология и орфография (24 занятия) | ||||
23 | Имя существительное как часть речи. Склонение имён существительных. Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных | 1 | ||
24-25 | Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных | 2 | ||
26-27 | Правописание НЕ с именами существительными | 2 | ||
28-29 | Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных | 2 | ||
30-31 | Правописание НЕ с именами прилагательными | 2 | ||
32-33 | Краткие прилагательные | 2 | ||
34 | Контрольная работа № 2 по теме: «Имя существительное и имя прилагательное» | 1 | ||
35 | Глагол как часть речи. Инфинитив | 1 | ||
36-37 | Спряжение глаголов | 2 | ||
38-39 | Правописание окончаний глаголов | 2 | ||
40 | Наречие как часть речи. Правописание наречий | 1 | ||
41-42 | Буквы О и Е после шипящих в суффиксах наречий | 2 | ||
43 | Контрольная работа № 3 по теме: «Глагол и наречие» | 1 | ||
44-46 | Служебные части речи (предлог, союз). Правописание предлогов и союзов | 3 | ||
Раздел 4. Синтаксис и пунктуация (14 занятий) | ||||
47 | Словосочетание | 1 | ||
48 | Предложение. Грамматическая основа предложения | 1 | ||
49 | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения | 1 | ||
50 | Второстепенные члены, их роль в предложении | 1 | ||
51 | Определение | 1 | ||
52 | Дополнение | 1 | ||
53 | Обстоятельство | 1 | ||
54-55 | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 2 | ||
56 | Обращение | 1 | ||
57-58 | Прямая речь | 2 | ||
59-60 | Сложное предложение | 2 | ||
61 | Контрольная работа №4 по теме: «Синтаксис и пунктуация» | 1 | ||
Раздел 5. Повторение (3 занятия) | ||||
62-63 | Повторение изученного материала за учебный год | 2 | ||
64 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
65-68 | Мониторинг развития устной и письменной речи | 4 | ||
Информационно-методическое обеспечение:
Пособия для учителя-логопеда
- Рыбченкова, Л.М. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч.1/[Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын]; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение».- 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2013. – 127 с.
- Рыбченкова, Л.М. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч.2/[Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын]; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение».- 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
- Узорова, О.В. 500 правил и упражнений по русскому языку: 5-й кл./О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ: астрель, Владимир: ВКТ, 2011. – 221 с.
- Шклярова,Т.В. Сборник диктантов по русскому языку с заданиями. 5-7 классы/Т.В. Шклярова, Т.Н. Турунцева. – М.: Грамотей, 2009, 168 с.
- Шклярова,Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 5-го класса. Практикум для учащихся 5 – 6-х классов/Т.В. Шклярова. – М.: Грамотей, 120 с.
- Яковлева, Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи/под ред. Н.Н. Яковлевой. – Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2007.
Пособия для обучающихся:
Раздаточный материал по разделам программы.
Интернет-ресурсы:
- http://www.festival.1 september.ru/
- http://nsportal.ru/
- https://school-collection.edu.ru
- https://uchitelya.com/
Цифровые образовательные ресурсы:
Презентации к занятиям по разделам рабочей программы.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран