12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вахрушева Татьяна Николаевна503
Россия, Удмуртская респ., пос. Ува, Увинский район
3

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 5 класса с ОВЗ (ЗПР) по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств

Согласовано на заседании ШМО                                            Утверждено: приказ № 122

учителей русского языка и литературы                                 от «26»   августа  2019 г.

«22» августа 2019 г.                                                           Директор МОУ «Увинская СОШ №4»

                                                                                                ____________/________________

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 11

«23»   августа  2019 г.



муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Увинская средняя общеобразовательная школа №4»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

логопедического сопровождения

обучающихся 5 класса с ОВЗ (ЗПР)

по курсу коррекции нарушений чтения и письма,

обусловленных несформированностью языковых средств

 

                                      Составитель: Вахрушева Татьяна Николаевна, учитель-логопед

                                                                Ф.И.О., должность

                                                              МОУ «Увинская СОШ №4»

                                                                                               место работы                                        

 

2019 – 2020 уч. год



Пояснительная записка

         Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 5 класса с ОВЗ (ЗПР)  по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г №1897 на основании:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановления от 10 июля 2015г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. № 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04. 2002 года 329/2065 – «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего о среднего общего образования»;
  • Адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР МОУ «Увинская СОШ №4»;
  • Устава МОУ «Увинская СОШ №4»;
  • Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Цель программы: диагностика, коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств; формирование предпосылок к полноценному усвоению  Адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР МОУ «Увинская СОШ №4».

Задачи:  

  1. Развивать полноценные представления о звуковом составе слова на базе формирования фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
  2. Формировать навык грамотного письма в соответствии с общепринятыми нормами орфографии, синтаксиса и пунктуации.
  3. Формировать навык самоконтроля, умение применять полученные знания, навыки в письменной речи.
  4.  Обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.
  5. Формировать связную речь.
  6. Развивать речевую и мыслительную деятельность обучающихся; коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребность в речевом самосовершенствовании.

 Общая характеристика  программы логопедического сопровождения

обучающихся 5 класса с ОВЗ (ЗПР)  

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 5 класса ОВЗ (ЗПР)  направлена на преодоление нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств; усвоение программы по русскому языку, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, коммуникацию и социальную адаптацию. Программа разработана на основе тематического планирования по коррекции нарушений письменной речи у детей с задержкой психического развития Н.Н. Яковлевой, в соответствии с общеобразовательной программой по русскому языку 5 класса (авторы УМК: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков и др.).

Описание места программы логопедического сопровождения

обучающихся 5 класса с ОВЗ (ЗПР) в учебном плане

      Программа логопедического сопровождения обучающихся 5 класса с ОВЗ (ЗПР) рассчитана на 68  подгрупповых занятий (2 занятия в неделю  по 20 мин), в том числе на контрольные работы отводится 5 занятий. На обследование устной и письменной речи обучающихся в начале учебного года (с 1 по 15 сентября)  и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 4 занятия (всего 8 занятий).  Количество занятий на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей и усвоения ими программного материала.

         Организация учебного процесса: подгрупповые занятия. На занятиях используется    индивидуальная работа, работа в парах.

 Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи; развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. 

Используемые методы обучения:

·  объяснительно-иллюстративный;

·  проблемно-поисковый;

-  активные и интерактивные методы;

- метод личностно-ориентированного подхода;

·  метод самоконтроля;

·  метод самостоятельной деятельности учащихся.

Используемые технологии:

- проблемно-диалогического обучения;

- информационно-коммуникативные;

- дифференцированного обучения;

- здоровьесберегающие.

 Форма контроля уровня достижений обучающихся: контрольные  работы.

Психолого-пед агогическая характеристика обучающихся с ЗПР

У обучающихся с ЗПР наблюдаются:   ограниченный запас общих сведений и представлений; недостаточная сформированность лексико-грамматических категорий;  трудности при самостоятельном построении связного высказывания; стойкие специфические ошибки в письменной речи; несформированность  навыков интеллектуальной деятельности, повышенная  истощаемость,  в результате  этого низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения.

Восприятие характеризуется замедленностью, дети многое не замечают в окружающем мире. Замедлены прием и переработка поступающей информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Наглядный материал такие дети запоминают лучше, чем словесный. У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми.

 У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов.

                   Планируемые результаты освоения курса коррекционно-развивающего обучения

Личностные, метапредметные и предметные результаты

 Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающего обучения

Обучающийся научится:

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать самостоятельные части речи, а также служебные части речи (предлог, союз);
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • использовать орфографические словари.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

      Содержание

             Обследование устной и письменной речи (4 занятия)

Раздел 1. Фонетика и графика  (4 занятия)

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Состав русского алфавита, названия букв. Фонетический разбор слов. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных.  

Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль, подвижность ударения при формо- и словообразовании. Правила переноса.

Раздел 2. Правописание  (14 занятий)

           Понятие орфограммы. Правописание безударных гласных в корнях слов, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых в корнях слов; удвоенных согласных. Правописание ъ и ь.     

Раздел 3. Морфология и орфография (24 занятия)

Имя существительное как часть речи. Склонение имён существительных. Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных.  Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Правописание НЕ с именами существительными.

Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание НЕ с именами прилагательными.

            Глагол как часть речи. Инфинитив. Спряжение глаголов. Правописание окончаний глаголов.

Правописание букв о и ё после шипящих в корнях слов.

             Наречие как часть речи. Правописание наречий. Буквы О и Е после шипящих в суффиксах наречий.

             Служебные части речи (предлог, союз). Правописание предлогов и союзов.

Раздел 4. Синтаксис и пунктуация (14  занятий)

          Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

        Второстепенные члены, их роль в предложении. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обращение. Прямая речь. Сложное предложение.

Раздел 4. Повторение изученного материала за учебный год (3 занятия)

             Закрепление правописания букв О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных; правописание наречий, букв О и Е после шипящих в суффиксах наречий.

      Мониторинг развития устной и письменной речи (4 занятия)

Учебно-тематический план

№ раздела

Тема раздела

Кол-во    занятий


Обследование устной и письменной речи

4

1

 Фонетика и графика  

 4

2

  Правописание

14

3

 Морфология и орфография

  24

4

Синтаксис и пунктуация

14

5

Повторение изученного материала за учебный год

 3


Мониторинг развития устной и письменной речи

 4


Итого:

68 занятий


Календарно-тематическое планирование  коррекционно-логопедических занятий

обучающихся 5 класса   с ОВЗ (ЗПР)

урока

                                           Тема раздела, урока

Кол-во

занятий

Дата

1-4

Обследование устной и письменной речи

4


Раздел 1. Фонетика и графика (4 занятия)

5

Звук и буква. Гласные и согласные звуки и буквы.   Фонетический разбор слов

1


6-7

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

2


8

Правила переноса слов

1


Раздел 2. Правописание (14 занятий)

9-12

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова

4


13-14

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

2


15-17

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

3


18-19

Удвоенные согласные

2


20-21

Правописание ъ и ь

2


22

Контрольная работа №1 по теме «Правописание корневых орфограмм»

1


Раздел 3. Морфология и орфография (24 занятия)

23

Имя существительное как часть речи. Склонение имён существительных. Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных

1


24-25

Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных

2


26-27

Правописание НЕ с именами существительными

2


28-29

 Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных

2


30-31

 Правописание НЕ с именами прилагательными

2


32-33

Краткие прилагательные

2


34

Контрольная работа № 2 по теме: «Имя существительное и имя прилагательное»

1


35

Глагол как часть речи. Инфинитив

1


36-37

Спряжение глаголов

2


38-39

Правописание окончаний глаголов

2


40

Наречие как часть речи. Правописание наречий

1


41-42

 Буквы О и Е после шипящих в суффиксах наречий

2


43

Контрольная работа № 3 по теме: «Глагол и наречие»

1


44-46

Служебные части речи (предлог, союз). Правописание предлогов и союзов

3


Раздел 4. Синтаксис и пунктуация (14 занятий)

47

Словосочетание

1


48

Предложение. Грамматическая основа предложения

1


49

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения

1


50

Второстепенные члены, их роль в предложении

1


51

Определение

1


52

Дополнение

1


53

Обстоятельство

1


54-55

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

2


56

Обращение

1


57-58

Прямая речь

2


59-60

Сложное предложение

2


61

Контрольная работа №4 по теме: «Синтаксис и пунктуация»


1


Раздел 5. Повторение (3 занятия)

62-63

Повторение изученного материала за учебный год

2


64

 Итоговая контрольная работа

1


 65-68

Мониторинг развития устной и письменной речи

4







Информационно-методическое обеспечение:

Пособия для учителя-логопеда

  1. Рыбченкова, Л.М. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч.1/[Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын]; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение».- 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2013. – 127 с.
  2. Рыбченкова, Л.М. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч.2/[Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын]; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение».- 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
  3. Узорова, О.В. 500 правил и упражнений по русскому языку: 5-й кл./О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ: астрель, Владимир: ВКТ, 2011. – 221 с.
  1. Шклярова,Т.В. Сборник диктантов по русскому языку с заданиями. 5-7 классы/Т.В. Шклярова, Т.Н. Турунцева.  – М.: Грамотей, 2009, 168 с.
  2. Шклярова,Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 5-го класса. Практикум для учащихся 5 – 6-х классов/Т.В. Шклярова. – М.: Грамотей, 120 с.
  3. Яковлева, Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи/под ред. Н.Н. Яковлевой. – Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2007.


Пособия для обучающихся:

       Раздаточный материал по разделам программы.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.festival.1 september.ru/
  2. http://nsportal.ru/
  3. https://school-collection.edu.ru
  4. https://uchitelya.com/

 Цифровые образовательные ресурсы:

Презентации к занятиям по разделам рабочей программы.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.