Статья «Изучение английского языка с помощью внедрения INSTAGRAM-площадки и развлекательной функции»
Изучение английского языка с помощью внедрения INSTAGRAM – площадки и развлекательной функции
Проблема мотивации при изучении иностранного языка изучалась и анализировалась многими методистами и психолингвистами. Как отмечает Е.Н. Соловова, «исходя из особенностей работы мозга, темперамента, видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работы» [1, с. 168]. Соответственно очевидно, что необходимо при разработке методики обучения иностранному языку, необходимо принимать в расчет индивидуальные особенности каждого ученика, а также их способности к работе запоминания и обучения. Предлагались методики, использующие универсальные психолингвистические элементы, облегчающие запоминание иноязычной лексики. Т.к. изучение данной проблемы не стоит на месте, в последнее время исследователи обратили внимание на такой новый информационно- лингвистический методический ресурс, как мемы, активно функционирующие в интернет-среде. Материал, который обычно преподносится в сухой форме методических указаний и пособий, мы предлагаем разнообразить элементами новых актуальных возможностей интерактивного взаимодействия с использованием интернет-платформ в социальных сетях. Основой методики, рассматриваемой в данном исследовании, и стал интернет-феномен под названием мем.
Мем – это верный способ установления связи между его создателем и той группой людей, на которую рассчитано созданное информационное изображение. Мем, будучи специфическим лингвистическим явлением, представляет собой сконцентрированную в нескольких словах/словосочетании емкую информацию, которую автор старается донести до определенного рода аудитории.
Таким образом, мы можем наблюдать, что умение создавать мемы, направленное и регулярное их использование в современном мире – это залог успешного взаимодействия с огромной аудиторией и эффективного функционирования в интернет-пространстве.
При выявлении потенциала использования интернет-мемов в качестве обучающего элемента студентки магистратуры» кафедры «Лингвистика и межкультурная коммуникация» А.О. Загоруйко и М.А.Ефремова выдвинули суждение о том, что «в настоящее время интернет-мемы – это непрерывно развивающееся социальное и культурное явление». Они считают, что мемы можно рассматривать не только с точки зрения вербального и невербального компонентов, но и как лингвистическую единицу. «Требуется модернизация образовательного процесса в соответствии с современными тенденциями и с учетом интересов самих студентов» - отметили авторы в своей научно-исследовательской статье. В соответствии с этим в работе выдвигается такой способ как внедрение мема в качестве визуального элемента в интернет-среду. Авторы придумали методику повышения уровня знаний английского языка при помощи нахождения в интернет-среде мемов с определенными стилистическими приёмами и грамматическими конструкциями.
О применении визуальных средств при изучении иностранного языка заговорили и Н.В. Изотова и Е.Ю. Буглаева. Они считают, что такой способ является лучшим представлением «в удобной и доступной форме сообщений об основных фактах, событиях, процесса культуры, передаваемых средствами иностранного языка». В их статье основными средствами визуализации являются презентации, фото и иллюстрации. И это, в свою очередь, предоставляет огромные возможности не только для запоминания информации, но и для «передачи в доступной и легко усваиваемой форме лексических, грамматических, фонетических и коммуникативных знаний».
В результате каждый из представленных авторов говорит о пользе мемов в интернет-среде для читателей, желающих повысить свой уровень владения иностранным языком. Они считают, что мем – это яркий способ визуализации информации, во многих случаях он рассчитан на определенную аудиторию. Объединяя всё вышеизложенное, мы решили заняться собственной методикой изучения иностранной лексики на основе существующих предположений.
Как было упомянуто выше, в процессе изучения иностранного языка необходима мотивация. При создании своего способа, мы опирались на творческий аспект. Мем, по всем его определениям и функциям, и как средство визуализации при работе с иноязычной лексикой, отлично для этого подошел.
По нашему убеждению, именно использование мемов при освоении специальной терминологии может стать лучшей основой и вспомогательной методикой в данном виде работ.
С целью конкретизации и визуализации иноязычного материала мы решили применить методику известного преподавателя английского языка Марии Батхан – метод карточек. Т.е. на практике мы использовали карточки с текстом в виде отдельных терминов и терминологических словосочетаний.
Лексический материал отбирался из пособий по английскому языку для студентов железнодорожных специальностей, англо-русского железнодорожного словаря, специальных периодических (интернет-)изданий.
Карточки оформлялись по следующему принципу: на одной стороне было написано слово/словосочетание на английском с транскрипцией, а на обратной стороне - перевод.
Принцип работы с карточками: использовать разработанный нами набор из 10 словосочетаний на иностранном языке. Стоит проводить обучение лексики, используя карточки вразнобой. Поскольку таким образом в голове у студента откладывается разного рода лексика. Для эффективности метода нужно пользоваться системой повторения: «1-3-7». Т.е. выучить слова в первый день, затем повторить из на третий день, после чего обратиться к воспроизведению информации через неделю. Результат должен удивить.
На основании полученных результатов был сделан вывод о том, что предлагаемый нами способ изучения специальной терминологии с помощью мемов показал себя эффективным при работе со студентами 1 и 2 курсов железнодорожного вуза.
На протяжении почти 2-х лет нами активно проводится работа по изучению английского языка с использованием предложенной нами методики в Instagram-профиле под названием memes_in_english_love, где количество подписчиков постоянно растет. Среди них много студентов СамГУПС. Это говорит о том, что предлагаемый способ изучения иностранного языка вызывает заинтересованность и является эффективным.
На данной платформе мы регулярно проводим обучающие мероприятия типа:
«ответь на верный вопрос из предложенных»:
В Stories Инстаграма выставляется опрос в одним правильным вариантом ответа. Человеку необходимо прочесть вопрос и выбрать верный пункт. О правильности своего варианта человек узнает, сразу же ответив на вопрос.
Минимум 3 раза в неделю выставляются публикации с полезными фразами или выражениями на английском языке. Планируется активное внедрение игр с уклоном в железнодорожную тематику. Первые шаги уже сделаны. Выставляется картинка с конкретным словом из железнодорожной лексики. Под изображением есть предложение, в котором задействовано внедряемое слово. И затем пишется ниже перевод этого предложения, чтобы студент не терялся.
ВыводыИзучение английского языка с помощью мемов эффективно. Большинству людей проще воспринимать материал в виде изображений, а не текстовых документов. Поэтому работа с мемами дает возможность более глубокого погружения в иноязычную среду.
Внедрение Instagram-площадки для активизации материала – верный способ помочь студентам освоить специальную иноязычную лексику. Использование мемов – простой и полезный способ, позволяющий индивидууму научиться понимать специфику другого языка. Мемы присутствуют в социальных сетях, кинофильмах и даже в музыке. Терминологические мемы – это практическая возможность запомнить специальную лексику, научиться правильно ее переводить и применять в активной речи на иностранном языке.
Литература
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. Изд-е 3-е. М.: Просвещение, 2005. 239 с.
Изотова Н.В., Буглаева Е.Ю. Система средств визуализации в обучении иностранному языку // Вестник Брянского государственного университета. 2015. №2. С. 70-74.
Кронгауз М.А. Самоучитель олбанского. М.: АСТ, 2013. 412 с.
Шереметова Валерия Сергеевна «ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН», г. Калуга, Калужская область, 8 страниц, 2015 год
Голицынский Юрий Борисович «Грамматика: Сборник упражнений; [8- e изд., испр.]. – СПб.: КАРО, 2019. – 576 с. – (Английский для школьников).