Статья «Мотивация на обучение английскому языку: виды и способы формирования, модели внедрения»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа c. Миловка
муниципального района Уфимский район
Республики Башкортостан
Виноградова Ирина Радиковна
учитель английского языка,
высшая категория
2023
Современное школьное образование учитывает возросший интерес и потребности к изучению иностранных языков. Образовательные программы уделяют особое внимание запросам общества и целям изучения иностранного языка. Родители и педагоги понимают ценность знания иностранных языков, рассматривая это как залог будущей успешной карьеры ребенка.
Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.
Новое время требует от учителя нового подхода к преподаванию, поиска новых интересных методик и технологий. Одной из таких эффективных технологий стала для меня проектная технология, которая предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.
Создание мини-проектов.
Учащиеся начальной школы очень любят выполнять различные творческие задания. Сделанные своими руками пособия помогают ученикам рассказывать о себе, своей семье, своем друге, домашнем питомце и т.д. Выполняя творческие проектные работы, дети развивают не только мелкую моторику, но и речь.
Например, во втором классе учащиеся, занимаясь по УМК «Enjoy Enqlish», первый год обучения, в конце первой четверти выполняют проектную работу «Мой питомец». Это задание направлено на отработку и закрепления лексико-грамматического материала, пройденного по теме «Мой питомец».
Ученики рисуют своего питомца или наклеивают фото, вырезки из журнала, затем рассказывают о том, какие домашние питомцы у них есть, как они выглядят, отвечая на вопрос: «Is it bigor small?» Эти рассказы я сопровождаю игровыми моментами. Ученики отвечают на вопрос, используя пройденную лексику и грамматические структуры по теме. Дети в занимательной форме овладевают элементами общения - задавать вопросы и отвечать на них. Учащиеся максимально активны, самостоятельны в своих действиях, учатся слушать друг друга, работать в коллективе.
Проектные работы можно выполнять на любые темы, используя навыки, полученные учениками на других предметах. Выполнение творческих заданий позволяет школьникам разного уровня подготовки приобщиться к процессу обучения, развить навыки, полезные для нескольких предметов.
Все учащиеся вовлечены в процесс, то есть:
- проводят учебное исследование (многозначность слова, словообразование, грамматические явления)
- создают тематические компьютерные презентации, - оформляют мини – проекты.
В процессе создания проекта, учащиеся учатся:
• отбирать, оценивать, читать, понимать, систематизировать и использовать информацию,
• выстраивать логику высказывания,
• письменно оформлять и передавать информацию, • в процессе подготовки, создания и представления проекта участвовать в деятельности реальной ситуации, • использовать на практике знания из других областей (других предметов, компьютерных знаний, дизайна).
Использование на уроках методов проектного обучения, поиск новых методик преподавания привело меня к мысли об интеграции таких предметов, как английский язык и искусство. Одним из интересных средств в обучении стала арт-педагогика-это современное, формирующееся практико - ориентированное направление педагогической науки, представляющее собой синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса развития детей через искусство и художественно-творческую деятельность. Составляющая термина "арт" акцентирует внимание на использовании средств искусства (живописи, музыки и пения, движения и танца, театра, литературы, прикладного творчества и т.д.) в воспитании и обучении детей.
Преподавание таких предметов, как английский язык и искусство, позволяет мне реализовать включение в учебный процесс различных арт-технологий, которые позволяют сделать процесс обучения более насыщенным и интересным, дают удивительные возможности развить эмоциональную сферу, образное мышление, воображение, творческий потенциал ученика.
В чем состоит преимущество арт-технологий перед другими формами учебной работы?
Во-первых, практически каждый ребенок может стать полноправным участником урока с использованием арт-технологий, так это не требует от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических), у каждого есть возможность проявить себя. Особенно ценно это для тех детей, кто замкнут, стеснителен, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется словами выразить свои мысли и переживания;
Во-вторых, в процессе участия ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его, помочь. В процессе реализации арт-технологий, как средства свободного самовыражения ребенка, создается атмосфера доверия, терпимости и внимания к его внутреннему миру. Дети обучаются языку в процессе игры, выполнения творческих заданий, проектов, и поэтому процесс обучения проходит для них увлекательнее, легче, порой незаметно для себя они решают сложные языковые задачи, запоминают лексику, строят высказывания на заданную тему.
Визуальные арт-технологии
К визуальной арт-технологии относится применение, прежде всего, иллюстративного материала, средств наглядности (слайдов, карикатур, коллажей, диаграмм, макетов).
Одной из моих любимых арт-технологий является использование техники коллажирования.
Коллаж (французское collage, буквально – наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре;
При составлении коллажей на уроке могут понадобиться следующие материалы: бумага для основы (формата А-4, А-3, А-1); ножницы, клей, фломастеры; иллюстрации, картинки разнопланового содержания: с фигурами и лицами, сказочными героями и с обычными людьми, жизненными историями и иллюстрациями к ним, изображением природы, деловой жизни людей; также можно использовать реальные фотографии с изображением людей, собственным изображением и комбинировать их с журнальными картинками и т.д.
Коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы. И даже те ученики, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие. Коллажирование, как и любая визуальная методика, дает возможность раскрыть потенциальные возможности ребенка, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества.
Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у ребенка художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность, выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, свое понимание темы, развить художественные способности и повысить самооценку; проявить оригинальность и уникальность личности каждого участника группы.
В создании группового коллажа важно осознавание своего места и поведения в группе, социальной роли.
Например, при изучении тем «Моя семья», «Мой друг» во втором классе, «За столом», «Еда», «Продукты», «Мой любимый завтрак» в третьем классе мы создаем коллажи, используя фотографии и рисунки, вырезки из журналов, одновременно отрабатывая навыки монологической речи, произносительные навыки, создавая тематический словарь по заданной теме и отрабатывая навыки общения в группе на английском языке, навыки публичного выступления. При работе над коллажем, детям рекомендуется общаться только на английском языке, тем самым совершенствуется умение вести диалог, используя побудительные предложения.
После изготовления коллажей участники группы представляют свои работы, и начинается обсуждение.
Ролевая игра. Театрализация.
На своих уроках я очень часто использую игру для стимулирования учащихся к изучению английского языка.
Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы.
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно — побудительную функцию.
Конечно, урок иностранного языка — это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.
Приведу в качестве примера следующие ролевые игры:
1. Ролевая игра «Близнецы» («Twins»). Упражнение в имитации.
Задание первому партнёру. Вы — участник школьной художественной самодеятельности. Мечтаете стать профессиональным актером. Интересуетесь всеми театральными жанрами. Задание второму партнёру. Вы одноклассник и ближайший друг будущего актёра. Во всём подражаете ему. Вас прозвали близнецами. — I’m interested in opera. I’m interested in opera, too. Примеры варьируемых элементов, набранных курсивом: 1. opera and ballet; 2. drama; 3. comedy; 4. tragedy; 5. musical comedy; 6. variety show; 7. classical music; 8. folk music; 9. pop music. 2. Ролевая игра «Театралы» («Theatre-Goers»).
Задание первому партнеру (девочке): Вы Мальвина. Любите театр. Скажите, в каком театре вы были вчера. Задание второму партнеру (мальчику): Вы Буратино. Скажите, в каком театре побывали вы на прошлой неделе. I went to the Opera and Ballet Theatre and I went to the Puppet Theatre last yesterday. week. 3. Ролевая игра «Интервью» («Interview»). Задание первому партнеру: Вы репортер газеты «Советская культура». После спектакля побеседуйте с театральным критиком, выясните, понравилось ли ему представление. Задание второму партнеру: Вы известный театральный критик. Спектакль вам не очень понравился. Did you enjoy the ballet «Swan Lake». Not very much. I didn’t like the dandy Tchaikovsky? cing.
Следует также отметить, что использование ролевых игр на уроках иностранного языка активно стимулирует речемыслительную деятельность школьников, развивает их интеллектуальный и творческий потенциал, а также позволяет рационально использовать весьма ограниченные часы, отведённые на аудиторную работу школьников.
Театрализацию необходимо применять, как на уроках, так и во внеклассной работе. Она способствует сплочению коллектива и налаживанию дружеских отношений между учениками и учителем, развитию навыков общения на иностранном языке и увеличению глубины его понимания, росту творческой самостоятельности и познавательной активности школьников, развитию правильной самооценки своих возможностей и выявлению лидерских и организаторских качеств у детей.
Театрализация помогает учителю погрузить детей в атмосферу театра, развивая при этом их речевые и познавательные способности, опираясь на языковой опыт одновременно на родном и иностранном языках. Пробуждение интереса к укладу жизни других людей и культуре зарубежных стран позволяет учителю раскрыть потенциал учащихся и привить любовь к иностранному языку
Для этого в нашей школе ежегодно проводятся различные творческие мероприятия, игры и конкурсы, посвященные изучаемому языку. Например, конкурс презентаций «English — speaking countries», фонетическое соревнование чтецов «We are young talents», игра-путешествие «Treasure hunters», театральное состязание «Live and learn» и т. п.
Участие в постановках дает такой эмоциональный заряд, который помогает надолго оставить в памяти пройденный материал. Этот опыт способствует не только получению информации, но и непосредственно участию в событиях сюжета.
Музыка. Песни.
Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка.
Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры. Каковы же методические преимущества песен в обучении английскому языку?
Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения.
В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. При изучении темы «Животные в нашей жизни»» в третьем классе детям предлагается песенка «Teddy Bear» с целью развития фонетических навыков (отрабатывается произношение звуков t-d) и моторики кистей рук.
Обучающиеся прослушивают текст и отвечают на вопросы учителя: Кто герой песенки? Какие действия совершает медвежонок? Каким вы его представляете?
Дети под руководством учителя составляют и записывают словосочетания
«big bear, small bear, funny bear»;
Далее учитель предлагает речевую разминку для отработки произношения;
Затем дети исполняют песенку под видеоклип, повторяя движения медвежонка.
Использование элементов арт-технологий позволяет также интенсифицировать образовательный процесс на основе выполнения детьми разных, но равных по сложности заданий, также способствует формированию навыков самостоятельной работы у школьников и, несомненно, развитию их творческих способностей.
Использование песен способствуют:
совершенствованию навыков произношения
позволяет достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации
углубляет знания по английскому языку
обогащает словарный запас
развивает навыки и умения чтения и радирования
стимулирует монологическое и диалогическое высказывание
развивает как подготовленную, так и спонтанную речь.
Более того, песня вносит в процесс изучения языка элемент праздничности, не традиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Замечено, что иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения.
Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.
Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Каждый раз, вспоминается заповедь Сократа, «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». А учитель-это именно тот человек, который сможет сделать так, чтобы в душе каждого ребенка светилось солнце. Я пытаюсь организовать учебный труд так, чтобы он был радостным, успешным, чтобы дети развивали свой ум и смекалку, память и воображение, свои творческие способности. Стараюсь подбирать для каждого ученика свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех. Справедливо указывать на промахи, но при этом не унижать самолюбие, давать возможность исправить ошибки.
Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение на гору познания для меня очень важно!
Завершить свою статью я бы хотела стихотворением, в нем вы услышите, что именно я хочу донести до вас, какие приемы я использую для облегчения и эффективности усвоения материала
Изучать языки — это правда не просто,
Нужно память иметь, столько правил зубрить
Звуки, тексты, слова — да порой это жёстко.
Как же это скорей в свой мозг уместить?
Трудность есть
Но важнее бесспорно желание
Плюс настрой и мотив
Только где его взять?
Вы добавьте в урок
Театр, смех, рисование, ритм песни
И не бойтесь вы чаще играть
И не нужно бояться, что потратите время.
Радость творчества - это ценнее всего
И ребенок, и взрослый ценят счастья мгновение
Так учиться им будет, поверьте легко!
Список используемой литературы:
1). Ваулина Ю.Е. (пересказ Ваулиной Ю.Е.) Джек и бобовое зернышко. Книга для чтения. 5 класс. - 4-е изд. - М.: Express Publishing: «Просвещение», 2012.
2) Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.E., Эванс В. «Spotlight 3» - 4-е изд. - М.: Express Publishing: «Просвещение», 2010.
3) Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.E., Эванс В. «Spotlight 7» - 3-е изд. - М.: Express Publishing :«Просвещение», 2011.
4) Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.E., Эванс В. «Spotlight 5» - 2-е изд. - М.: Express Publishing: «Просвещение», 2010.
5) Дубровин Н.И. Мотивация при обучении иностранному языку и учебные материалы // ИЯШ. 1978. - N 1.
6) Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Питер, 2000.
7) Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. -М.: Просвещение, 1988. - с.201