Статья на тему «Изучение биоразнообразия»

0
1
Материал опубликован 15 February 2017 в группе

Изучение биоразнообразия

ШЭМ Т.А. Ашихмина « Экология родного края»1996год

Биоразнообразие – удобный объект для исследовательской работы школьников разного возраста с 5 по 10 классы. При выполнении проектов ученики должны грамотно описать район исследования, охарактеризовать экологические условия, особенности климата, тип почвы, положение участка в рельефе.

Кировская область – достаточно типичный регион России, где часть территории по ряду показателей относится к фоновым. В то же время, отдельные зоны проявляют себя как очаги экологической напряженности, и состояние их характеризуется как предкризисное. Особенно заметными стали и такие изменения в экологической обстановке под воздействием антропогенных факторов, как рубка леса, лесные пожары, лесомелиоративные мероприятия, лесовосстановительные работы и пр.

Лесистость Оричевского района от 51 до 80% . На нашей малой родине в результате вырубки лесов, изменения среды леса становятся беднее видовое разнообразие, сокращается площадь лесов. Наименее устойчивыми являются хвойные деревья. Хвойные леса вырубаются в два раза интенсивнее лиственных.

При всей важности проведения интегральной оценки состояния окружающей среды на всех уровнях, с применением различных подходов (включая физические, химические, социальные и др.), приоритетной представляется именно биологическая оценка:

во-первых, только биологическая оценка позволяет проводить интегральную характеристику качества среды;

во-вторых, такая оценка дает характеристику здоровья среды, ее пригодность для живой природы и человека.

В условиях экологического лагеря теоретические основы экологических знаний рассматриваются на материале ближайшего окружения, что обеспечивает доступность, практическую направленность, наглядность, эмоциональность восприятия. Занятия в форме экскурсий, экологических практикумов, учебных исследований позволяют сформировать у учащихся умения и навыки ведения системных наблюдений природных сред и объектов своей местности, развивать любознательность, потребность участия в природоохранной деятельности.

Целью изучения сообщества леса является выявление особенностей леса как природного сообщества, взаимоотношений и взаимосвязей организмов между собой и окружающей средой.

Опыт работы в экологическом лагере показывает, что занятия в нем могут служить целям профессиональной ориентации. Дети проявляют интерес к различным направлениям экологии. Исходя из этого, при отборе учащихся в лагерь путем анкет и бесед мы выявляем интересы и намерения учащихся, пытаемся установить, что их привело к такому решению.

Экологические отряды оказываются очень не однородными по составу. Среди детей есть такие, которые проявляют серьезный интерес к экологии, в т. ч. леса. Большая группа интересуется экологией «вообще». Среди детей есть такие, которые имеют широкие интересы, не имеющие отношения к экологии. Анализируя содержание анкет и формы организации занятий, мы пришли к выводу, что многие из них могут одновременно служить задачам профориентации, в том числе по профессии специалиста лесного хозяйства. В экологии леса можно использовать разные формы и методы, но самым эффективным является исследовательская, практическая работа по изучению, иногда и решению экологических проблем леса в пределах района работы лагеря. Организация исследовательской и практической деятельности учащихся включает в себя учебный модуль «Практическая и исследовательская деятельность учащихся в полевых условиях». Роль преподавателей на этом этапе - организовать исследовательскую работу в экосистеме леса.

Предварительное исследование проводится учителем, организующим данное направление работы (что? где? когда?), планируется реализация плана исследования лесного биоценоза, мониторинг, оформление работы, презентация

Половина успеха работы – выбор темы. 2003г - «Изучение фитоценоза леса с. Истобенск, Пищалье». 2004г - «Зеленые легкие поселка». 2005 - «Лес - фабрика органического вещества». Это чаще узкие темы, связанные с проблемами конкретного населенного пункта и др. Критерии выбора: актуальность, новизна, простота, практическое значение.

Приёмы и методы хозяйствования в лесу требуют знаний биологии леса. Основные теоретические и практические знания о лесе, его элементах и признаках, учащиеся получают на лекционных занятиях, которые проводятся ведущими специалистами Оричевского лесхоза.

Специалисты лесного хозяйства дают понятия:

  • о росте, развитии и продуктивности леса (возрастные и качественные этапы жизни леса, подлесок и подгон и пр.);

    типология леса;

    рубки леса;

    рубки ухода;

    лесные пожары;

    болезни и вредители леса.

Формула среднего состава насаждений по лесному фонду (3Е2С4Б10с) не отвечает оптимальной структуре, согласно которой следует восстановить участие хвойных пород до 79,5%.

Всех детей обучают приемам работы с высотомером, мерной вилкой. Проводится экскурсия в лес и мастера леса на практике связывают теоретические знания с практическими. Если лес близко к месту расположения лагеря, то на экскурсии идут все отряды, далеко - едут только старшеклассники. Мониторинговые исследования начинаются со энакомства с методиками исследования. Исследования проводятся по методикам ШЭМ:

Мониторинг биоты,

Закладка пробной площадки

Описание ярусов на пробной площадке

Определение фенофазы (по В.В.Алехину)

Определение жизненности растений

Определение обилия

Шкала визуальной оценки сомкнутости крон деревьев.

Заполняется бланк для описания Физико-географической характеристики района исследования. Закладываются пробные площадки.

Дается задание: начертить план выбранной пробной площадки, отметить на плане в соответствии с масштабом деревья, кустарники, особенности рельефа. Проделанная работа имела результат, в этом мы убедились, когда оформляли проект и дети представляли стендовые доклады.

Дети, прошедшие школу – лагерь не только приобретают знания и опыт работы, но и выбирают профессию, например двое из бывших выпускников школ района получили профессию инженеров леса и успешно трудятся в лесном хозяйстве района.

Список литературы

Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Ашихминой Т.Я. – М.: АГАР, 2000. – 387 с.

Чертопруд М.В. Мониторинг загрязнения водоёмов по составу макрозообентоса. / Методическое пособие. – М.: Ассоциация по химическому образованию, 1999. – 16 с.

Ласуков Р. Обитатели водоёмов. – М.: РОЛЬФ. АЙРИС ПРЕСС, - 1999. - 120с.

Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М.: Топикал, 1994.

Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии. Методическое пособие /Составители С.М. Глаголев, М.В. Чертопруд. М.: МЦНМО, 1999.

Методы гидробиологических исследований: проведение измерений и описание озёр. М.: Экосистема, 1996.

Руководство по методам гидробиологического анализа поверхностных вод и донных отложений. Л.: Гидрометеоиздат, 1983.

Басс М.Г., Еремеева Е.Ю., Ляндзберг А.Р., Нинбург Е.А., Полоскин А.В., Черепанов И.В., Хайтов В.М. Проведение комплексной весенней учебной практики школьников. СПб.: Изд. СПбГДТЮ, 2001.

Кочурова Т.И. Апробация методик биоиндикации, рекомендуемых для экомониторинга Кировской области // Муниципальные проблемы природопользования. М-лы 3-й научно-практической конф. – Кирово-Чепецк, 1994.

Ходырев Н.Н., Кочурова Т.И. Биоиндикация качества воды рек Вятки и Чепцы. // Актуальные проблемы регионального экологического мониторинга: теория, методика, практика: Сб. материалов Всеросийской научной школы (г. Киров, 2003 г.). – Киров, 2003. – С.

Определители водных беспозвоночных:

Липин. А.Н. Пресные воды и их жизнь. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1950. – 348 с.

Мамаев Б. М. Школьный атлас – определитель насекомых: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с., ил.

Хейсин Е.М. Краткий определитель пресноводной фауны. Специальный некоммерческий выпуск. СПб., 2001.

Полоскин А.В., Хайтов В.М. Полевой определитель пресноводных беспозвоночных. СПб., 2000.

Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР / Под ред. Л.А. Кутиковой и Я.И. Старобогатова. Л., 1977.

Определитель пресноводных беспозвоночных России. Под ред. С.Я. Цалолихина. Т.1–5. СПб.: Изд. ЗИН РАН, 1994–2001.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Биоразнообразие – удобный объект для исследовательской работы школьников разного возраста с 5 по 10 классы. При выполнении проектов ученики должны грамотно описать район исследования, охарактеризовать экологические условия, особенности климата, тип почвы, положение участка в рельефе.

15 February 2017