Доклад на тему «Изучение истории с 1 класса: аргументы "за" и "против"»
Изучение истории с 1 класса: аргументы «за» и «против».
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
Михаил Ломоносов
В свете последних мировых политических событий крайне актуальна тема патриотизма. Нужно ли введение уроков истории России с 1 класса? «Я абсолютно убежден, что историю своей страны нужно начинать учить с первого класса. Конечно же, это требует определенной формы, тонкости, и уж точно не стоит обзывать это уроками патриотизма», — с этим предложением выступил знаменитый режиссер Никита Михалков на встрече с министром просвещения С. Кравцовым.
Мы все чаще сталкиваемся с искажением истории в СМИ, с многочисленными фальсификациями исторических событий. На Западе давно перекроили историю Второй мировой войны, взрастили неонацизм и русофобию. Из народа-победителя нас превратили в «обитель зла».
Необходимо доносить до детей историческую правду и оградить их от большого количества дезинформации в интернете и в социальных сетях. К сожалению, все мы являемся свидетелями информационной войны, направленной на уничтожение российской идентичности, перекраивание исторических фактов. Дети спрашивают о них, интересуются, хотят объяснений на понятном языке. Почему отключили Инстаграм? Почему мы перестали отдыхать за границей? Почему на Россию и ее граждан хлынул поток ненависти? Часто родители не могут внятно объяснить это своим детям. Надо понимать, что причины любого исторического события кроются в прошлом. А для того, чтобы лучше разобраться в происходящих событиях, следует изучать историю (как отечественную, так и мировую). И мои ученики спрашивают меня об этом. Приходят утром и начинают вспоминать новости, спрашивают мое мнение, хотят услышать объяснения. Обсуждения иногда затягиваются на пол-урока. Вот несколько из их вопросов: А почему нашего президент не любят во многих странах? Почему по всему миру уничтожают памятники советским солдатам, военачальникам? Почему люди на Донбассе называют себя русскими? Когда возникло наше государство? Откуда произошел наш народ? И почему у нас в классе так много детей разных национальностей? Многие родители не смогут ответить на эти вопросы, не все помнят школьную программу, а зачастую родителям некогда либо лень объяснять.
Ещё один неоспоримый факт - современные школьники плохо знают историю. Они не могут ответить на элементарные вопросы, например, в каком году началась Вторая мировая война? Все чаще мы читаем в новостной ленте, что очередные подростки затушили вечный огонь. Так может быть, введение уроков истории в начальной школе поможет изменить ситуацию к лучшему?
Первой моей мыслью было то, что нужно ввести уроки истории с 1 класса. Но после некоторых размышлений приходит осознание, что это излишне. В таком возрасте детей нужно увлечь и рассказать историю живо, в весёлой, интересной, игровой форме. Помимо школьного учебника, нужны художественные книги, настольные игры, много иллюстративного материала, мультфильмы, посещение музеев, тематические раскраски, старинные предметы (например, куклы в народных костюмах, посуда, старые книги, письменные принадлежности и т.д). Школы не обладают необходимой материально-технической базой. В большинстве учреждений нет даже школьного музея. Если вся история сведётся только к чтению учебника, то у детей не возникнет ни интереса, ни стимула, а значит и пользы от таких занятий не будет.
А еще придется каждого учителя начальных классов обязать пройти очередные курсы переподготовки, ведь учителя началки - не знатоки истории. При этом все педагоги и так загружены. Они работают по 1,5-2 ставки. Не все из них согласятся проводить еще и уроки истории. Кто-то скажет: «А что тогда будут делать учителя истории, если мы в началке станем выполнять их обязанности?»
И обязательно встанет вопрос: вместо чего проводить уроки истории? Превышать предельно допустимые нагрузки нельзя, дети и так загружены. Стоит ли пожертвовать уроками чтения или родного языка? А может быть, уроком физкультуры? Но это невозможно. А если увеличивать нагрузку на детей, эффективность, скорее всего, будет крайне мала.
В начальной школе введение в историческое образование сейчас осуществляется в рамках предмета «Окружающий мир». Например, в учебнике А. А. Плешакова в первые три года обучения дается базовая информация о народах, населяющих Россию, о территории нашей страны, странах-соседях. В 4-м классе дается введение в мировую и российскую историю и основам обществознания. Таким образом, история не осталась за бортом начальной школы.
Во многих школах действуют принципы военно-патриотического воспитания. Военно-патриотические организации продолжают традиции советского прошлого. Действуют различные волонтерские организации, экологические, спортивные, ветеранские и другие общественные объединения. В школе воспитание патриотизма является важнейшей задачей в рамках внедрения ФГОС второго поколения. Патриотическое воспитание является обязательным во всех учебно-воспитательных заведениях. Есть несколько основных направлений, по которым осуществляется развитие патриотических чувств у подрастающего поколения в школе:
Духовно-нравственное;
Культурно-историческое;
Гражданско-правовое;
Военно-патриотическое;
Спортивно-патриотическое.
Применяются разные способы донесения информации до детей. Прежде всего, это проведение памятных дней: День Победы, День защитников Отечества, День вывода войск из Афганистана, Дни воинской славы, Дни призывника, встречи с ветеранами, воинами, уроки мужества, месячники оборонно-массовой работы. В школах создаются уголки памяти и комнаты боевой славы, выставки рисунков, конкурсы сочинений и т.д.
Неплохо было бы, если действие «Пушкинской карты» распространили бы и на младших школьников и учителей. Ведь они тоже должны посещать выставки, музеи, спектакли и кинотеатры. Пока они вынуждены это делать за счет собственных средств либо экономить на посещении культурных заведений.
Зачем же при такой огромной работе по патриотическому воспитанию нужно еще и новый предмет вводить в начальной школе? Очевидно, что для младших школьников изучение такого сложного предмета, как история, создаст дополнительные трудности. Природа патриотизма не абстрактна, она зиждется на любви к семье, друзьям, к малой родине и своему Отечеству. Дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма. Всему этому их должны научить взрослые, прежде всего своим собственным примером. Соответственно, нужно не вводить предмет историю в курс начальной школы, а предпринять все усилия по воспитанию взрослого населения. Пока официальные источники заверяют, что история как отдельный предмет все-таки не появится в школах с 1-го класса. Знаменитый режиссер Н. Михалков, радеющий за введение истории с 1 класса, является председателем Союза кинематографистов России, а это важная фигура в российской культуре. А ведь именно культура играет важнейшую роль в воспитании и жизни народа.
Что мы наблюдаем сейчас? Разложение моральных и этических традиций общества. В последние десятилетия нам активно навязывали западные ценности, западные образцы, в том числе в кино, музыке, и литературе. На исходе XX века были разрушены не только экономика страны, но нанесен удар по духовности и культуре. Сегодня настоящая литература подменяется бульварным чтивом, примитивными переводами зарубежных второсортных романов. Подобными «шедеврами» забито и наше телевидение, которое смотрят миллионы граждан. На наших экранах почти не найдешь качественный фильм. Все больше мыльные оперы про богатых и знаменитых, про красивую жизнь либо очередные «ментовские войны», отупляющие ток-шоу и пошлые камедийные передачи. Так разве это не просчет со стороны того же Михалкова и ему подобных? Где качественный контент, где настоящие современные патриотические фильмы? Таких единицы. Именно культура на уровне государства воспитывает поколение патриотов. Где фильмы для детей и молодежи об опасности неонацизма? Хоть в одном фильме воспевается рабочая профессия? Зато нам показывают преступников, олигархов и разврат. Где современные песни о любви к Родине и маме? Зато в каждой второй про деньги, предательство и алкоголь. Где качественные фильмы о событиях новейшей истории? А на детские каналы без слез не взглянешь: сплошь отупляющие и пошлые западные мультфильмы. Отечественных крайне мало, а качественных отечественных – еще меньше.
Большую помощь в нравственном выздоровлении нашего общества могут и должны оказать настоящие искусство, литература, кино, пропагандирующие историю страны, традиции народа. Ведь ни одну экономическую или политическую задачу мы не решим, пока сами не укрепимся нравственно. Нам ведь надо не просто выжить в непростых условиях мировых санкций, политических и экономических преобразований, но важно сохранить нравственность и духовность. И только сообща, политики, педагоги и культурные деятели способны воспитать в подрастающем поколении чувства долга и ответственности, совесть и любовь к Родине, к людям. Так и рождается патриотизм. И, прежде чем осуждать школьников за плохие знания истории, стоит задуматься: а что сделали взрослые? Даже сама нынешняя система образования заимствована с Запада.