Изучение культурно – исторического наследия родного края – сред-ство ранней профориентации младших школьников (выступление на заседании районного методического объединения учителей началь-ных классов)

2
0
Материал опубликован 4 January

Долгушина А.И. Изучение культурно – исторического наследия родного края – средство ранней профориентации младших школьников.


​​​​​​​ Долгушина А.И.

учитель начальных классов

МОУ «Пионерская СОШ»

Изучение культурно – исторического наследия родного края – средство ранней профориентации младших школьников

(выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов Ирбитского МО)


Желание творить – внутренняя потребность человека, у ребёнка она возникает самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Современный школьник живёт в мире компьютеров, гаджетов, сотовых телефонов. Этот мир создает у ребёнка широкую картину мира, знакомит с достопримечательностями разных стран. Но при этом не происходит развития его способностей, ценностных ориентаций в окружающем мире, не происходит становление российской гражданской идентичности.

Я вхожу в методическую группу учителей начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Пионерская средняя общеобразовательная школа» Ирбитского МО и представляю наш опыт работы по профориентации обучающихся уровня начального общего образования.

Профориентационная работа сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества образования. Кроме знакомства с уникальными промыслами, декоративно-прикладным творчеством, мы решаем ещё одну задачу – создаём условия формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.

Бесспорно, выбор профессии не является для учащихся начальных классов актуальной задачей, но в ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение представлений младших школьников об окружающем мире и, через познание его сложности и многообразия, открытие своего «Я». Стремление к познанию окружающего мира и себя заложено в самой природе ребёнка, который в игровой деятельности моделирует реальную действительность. В играх проявляется субъектная позиция младшего школьника, развиваются представления о себе, своих качествах и возможностях.

При организации профориентационной работы на базе музейных комплексов и предприятий Свердловской области решаются следующие задачи:

показать значение трудовой деятельности в жизни человека;

познакомить с особенностями труда мастеров родного края, с видами профессии промышленного Урала;

обучить приемам декоративно-прикладного творчества, доступным младшим школьникам;

познакомить с историей профессий;

развивать личность ребенка через труд и творчество;

воспитывать уважительное и доброе отношение к представителям разных профессий;

формировать у младших школьников образ себя («Кто Я? Какой Я?»).

Мы решаем эту проблему через взаимодействие с музеями Ирбита, Ирбитского района и Свердловской области. Здесь происходит знакомство школьников с традиционными промыслами области, организовываются встречи с местными деятелями искусства.

В настоящее время изучение особенностей народной культуры тесным образом связано с развитием образовательного и культурного туризма. Потенциал культурно-познавательных маршрутов рассматривается нами как важный компонент реализации образовательных программ начального общего образования.

При этом нам важно не только познакомить ребят с музеем, но и организовать художественно-творческую деятельность школьников.

Декоративно-прикладное искусство тесно связанное с историей края, с традициями и обычаями населяющих его народов, а также открывает широкие возможности для творческого самовыражения младшего школьника.

В задачу первого этапа – эмоционально-познавательного –входит обогащение художественно-эстетического опыта школьников в процессе освоения художественного творчества народов Урала.

Например, познавательная поездка в село Нижние Таволги Невьянского района в гончарную мастерскую. Дети познакомились со старинным ремеслом изготовления глиняной посуды, узнали о технологии ее изготовления, сами попробовали поработать на гончарном круге и расписать керамическую чашку символами - оберегами солнца, земли, воды, растений, а также узнали о профессии гончара, художника росписи по керамике. Во второй части экскурсии мы ходили в гости к Бабе Яге и узнали историю появления героев русских сказок, поближе познакомились с Емелей, который покатал всех желающих на русской печи.

В настоящее время возрождаются традиции народных праздников. Большинство музеев организует познавательные интерактивные экскурсии. В Музее народного быта города Ирбита ребят всегда встречают в народных костюмах и знакомят с традиционными играми. В Ирбитском историко-этнографическом музее нас знакомят с историей народных праздников, их традициями, разными повериями.

Побывав в Муниципальном автономном учреждении «Культурный центр имени дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова», мы традиционно знакомимся с биографией нашего знаменитого земляка. Но сотрудники музея организуют здесь и народные праздники. Обучающиеся МОУ «Пионерская СОШ» побывали на празднике Масленицы, где выполнили интересные задания квеста, отгадывали загадки, исследовали, узнавали, а также мастерили своими руками обереги.

Уникальный уральский характер, сплавивший в единое целое традиционные крестьянские ценности русского населения Урала и ценности инженерной мысли, знаний, умений приехавших на Урал инженеров и мастеров заводского дела даёт возможность познакомиться с мастерством уральских умельце. В г. Невьянске на детей произвела впечатление Невьянская наклонная башня. Ребята увидели старинный механизм часов на бойнице, обследовали слуховую комнату хозяина башни, заглянули в тайные подвалы, рассмотрели орудия труда тех времен, узнали об условиях труда рабочих и кузнецов. Еще мы увидели огромную плотину, такую же, как и в г. Реж, где мы неоднократно бывали. В одной из поездок мы узнали о том, как уральские умельцы строили огромные плотины и использовали силу воды для работы целого завода.

В Ирбите работает Музей истории техники, где во время интерактивной экскурсии дети получили возможность познакомиться со старинной техникой, посидеть за рулем различных автомобилей, примерить на себя роль изобретателя, водителя, конструктора, узнать, как человек применял технику в разных жизненных ситуациях.

Второй этап – знакомство с миром профессий предполагает посещение предприятий.

Рядом с нашей школой, на территории закрытого в настоящее время Ирбитского ипподрома, находится небольшой клуб любителей лошадей. Ученики начальной школы побывали там и владельцы клуба рассказали о забытых и новых профессиях, предоставили возможность детям побывать в роли наездников, поухаживать за лошадьми, покормить их.

Наши ученики побывали в пиццерии г. Режа, примерили на себя профессию пиццайоло (мастер по изготовлению пиццы), познакомились с кухонной утварью и производственными помещениями. А на шоколадной фабрике виртуозный шоколатье удивил детей различными приемами работы с шоколадом. Дети узнали о том, какой долгий путь от какао-боба до шоколада разного вида и сами изготовили шоколадную конфету.

Таким образом, музейное пространство и экскурсии на предприятия позволяют развивать творческую активность младшего школьника, знакомиться с миром профессий, открывая школьникам возможность общения с искусством, освоения на практике азов разных профессий, выстраивают связи с окружающей жизнью, природой, историей.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации