Изучение строения пламени. Практическая работа (Химия, 8 класс)
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с Теликовка Духовницкого района Саратовской области»
Технологическая карта урока
по химии.
«Изучение строения пламени» Практическая работа №1
Работа
Лазаревой Светланы Юрьевны
учителя химии
МОУ "СОШ с. Теликовка Духовницкого
района Саратовской области".
2021 год
Технологическая карта урока
Учитель | Лазарева Светлана Юрьевна |
Предмет | химия |
Класс | 8 |
Тема и номер урока в теме | Практикум 1. «Простейшие операции с веществом». Урок 35 «Изучение строения пламени» Практическая работа №1 |
Тип урока | практическая работа с элементами исследования |
Образовательные ресурсы | Габриелян О.С. Химия 8 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений -2-е изд., стереотип –М.: Дрофа, 2013 |
План урока | I. Мотивационно-целевой этап Создание для обучающихся проблемной ситуации; побуждение к высказыванию предложений о способе и средствах достижения поставленной цели. Мотивирование обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Озвучивание темы и цели урока. II. Ориентационный (актуализации/повторения) этап Фронтальная беседа; актуализация знаний о правилах работы в химической лаборатории, о приёмах работы со штативом, спиртовкой Работа с терминами и понятиями. Повторение и обобщение знаний обучающихся об устройстве и принципе работы лабораторного штатива и спиртовки, знакомство с цифровым датчиком температуры (термопарный) III. Содержательно-операционный этап (выполнение практической работы). Знакомство обучающихся с методикой проведения практической работы, распределение оборудования и инструкций по работе. Контроль за выполнением работы и соблюдением правил техники безопасности. IV. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Обсуждение результатов работы, коррекция выводов по работе; на основе выводов, решение проблемной ситуации; обсуждение ответов на контрольные вопросы. V. Информация о домашнем задании и рефлексия. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа: - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при решении задач? - Что до сих пор остается непонятным? Информация о домашнем задании, комментарии по его выполнению. |
Цели урока | Создание условий для формирования у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, умений проводить простейшие исследования, навыка составления отчёта о работе и делать выводы. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунком), практические (проводят практическую работу, составляют таблицу), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение). |
Оборудование | Компьютер с программным обеспечением, цифровой датчик температуры термопарный, штатив с зажимом; спиртовка, свеча. |
Основные понятия и термины | Лабораторный штатив, спиртовка, цифровой датчик температуры (термопарный). |
Ожидаемые результаты урока | Предметные: - применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент; - соблюдать правила безопасной работы при проведении нагревания; - пользоваться спиртовкой, лабораторным оборудованием и посудой. Метапредметные: познавательные: наблюдать и выполнять химические эксперименты, формулировать выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом. регулятивные: составлять план последовательных действий при выполнении опытов, организовывать рабочее место при выполнении химического эксперимента. коммуникативные: эффективная работа в паре, в группе при решении учебных задач. Личностные: соблюдать правила безопасного обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. |
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Мотивационно-целевой | Озвучивает девиз урока «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия» (М.Фарадей) Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Описывает проблемную ситуацию Для приготовления чая две хозяйки поставили на газовую плиту чайники с одинаковым объёмом воды. Зажгли газовую горелку. У первой хозяйки чайник закипел на две минуты раньше, чем у второй. С чем это может быть связано? Отмечает, что правильный ответ на этот вопрос ученики получат в ходе выполнения практической работы. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. | Понимают на слух рассказ учителя. Выдвигают предположения. Предлагают способы и средства решения учебной задачи. Осуществляют анализ ответов одноклассников. |
II. Ориентационный (актуализации/ повторения) | Проводит фронтальную беседу; актуализирует знания о правилах работы в химической лаборатории, о приёмах работы со штативом и спиртовкой. - Почему необходимы правила по технике безопасности при работе в кабинете химии? - Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать в кабинете химии. - Назовите основные приемы работы -со штативом, - спиртовкой, | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. |
III. Содержательно-операционный (выполнение практической работы) | Знакомит учеников с методикой проведения практической работы, даёт задание, распределяет оборудование и раздаёт инструкции по работе (приложение №1). Осуществляет контроль за выполнением работы и соблюдением правил техники безопасности. | Планируют свою деятельность при решении поставленной задачи. Выполняют практическую работу, работая в парах, строго по инструкции с соблюдением техники безопасности; заносят результаты работы в таблицу (приложение №2). Рассматривают и изучают строение пламени, выделяют зоны пламени. Определяют самую горячую точку. Формулируют выводы. |
IV. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Организует обсуждение результатов работы, коррекцию выводов по работе; на основе выводов, решение проблемной ситуации. Обсуждение ответов на контрольные вопросы. Контрольные вопросы: 1. Какой источник пламени был использован? 2. Какая часть пламени самая горячая? 3. До какой максимальной температуры удаётся прогреть термопару? 4. Что горячее — центр пламени или края? 5. Почему спиртовка горит почти бесцветным пламенем, а свеча — светящим? Можно ли использовать свечи в лаборатории вместо спиртовок? 6. Какие продукты горения одинаковы у спиртовки и свечи? 7. Задание для подготовки к ГИА, ВПР. При нагревании твёрдых веществ в пробирке необходимо: 1) взять пробирку в руки и нагревать ту часть, где лежит вещество; 2) закрепить пробирку в штативе и нагревать ту часть, где лежит вещество; 3) взять пробирку в руки, прогреть всю пробирку, а затем ту часть, где лежит вещество; 4) закрепить пробирку в штативе, прогреть всю пробирку, а затем ту часть, где лежит вещество. Ответ: 4. | Сравнивают полученные данные с результатами других групп; при необходимости корректируют выводы и оформляют результаты практической работы в тетради. Делают выводы по решению проблемной ситуации. Отвечают на контрольные вопросы учителя. Осуществляют анализ ответов одноклассников. Устанавливают причинно-следственные связи в изученном круге явлений. |
VI. Информация о домашнем задании и рефлексия | Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при решении задач? - Что до сих пор остается непонятным? Дает комментарий к домашнему заданию: повторение правил техники безопасности при работе на уроках химии | Осуществляют самоанализ деятельности. Высказывают оценочные суждения и соотносят результаты своей деятельности с целью урока. Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами. Записывают задание. Задают уточняющие вопросы. |
Приложение №1
Инструкция к практической работе «Изучение строения пламени».
1. Запустите на регистраторе данных программное обеспечение.
2. Подключите высокотемпературный датчик (термопару) к регистратору данных (компьютеру).
3. Закрепите датчик в штативе так, чтобы его кончик касался фитиля спиртовки.
4. Запустите измерение температуры клавишей «Пуск».
5. Зажгите спиртовку. Когда показания стабилизируются, запишите значение температуры на схеме пламени (рис 1).
6. Перемещайте датчик температуры в следующие точки пламени в соответствии с указанной схемой. Для этого ослабляйте муфту и перемещайте её (вместе с лапкой и датчиком) в нужное место. Когда показания стабилизируются, снова заносите значение температуры в соответствующей точке на схему.
Рис.1. Точки измерения температуры пламени
7. Таким способом измерьте температуру во всех точках пламени, отмеченных на схеме.
8. Повторите действия со свечей.
9. Внесите в пламя спиртовки на полминуты пробирку. Извлеките пробирку из пламени и рассмотрите её поверхность.
10. Повторите опыт со свечой.
Контрольные вопросы:
1. Какого цвета налёт вы обнаружили на пробирке?
2. Что это за вещество?
Результаты измерений/наблюдений практической работы
«Изучение строения пламени»
№ | Источник теплоты | Температура около фитиля | Температура в средней части пламени | Температура в верхней части пламени |
1 | Спиртовка | | | |
2 | Свеча | | | |
Вывод:
В выводах указать, какой источник теплоты предпочтительно использовать в химической лаборатории и почему.