Урок по русскому языку на тему «Имя прилагательное» (5–6 класс)
Изучение темы «Имя прилагательное» в 5-6 классе.(Из опыта работы).
Одним из важнейших моментов эффективности преподавания русского языка является связь нового материала с изученным ранее. Словесники средних классов должны внимательно изучить программу начальной школы не с целью контроля, а для ознакомления с объёмом изучаемого материала. Очень часто учитель в пятых классах изучает морфологию и орфографию так, будто учащиеся первый раз слышат об имени прилагательном, приставках и т.д. Поэтому планируя уроки по каждой теме, надо сравнить с программой начальной школы. Из этого сравнения можно сделать выводы, какие темы надо повторять, а какие изучать. Можно использовать такой прием, как работа с учебником 4 класса, это поможет осуществить принцип преемственности.
Изложение программного материала не следует ограничивать примерами из учебника. Оно должно быть основано на стилистических и лексических упражнениях, касающихся данной темы, взятых из живой речи, из лучших образцов художественной литературы и публицистики, а также на упражнениях, стимулирующих развитие не только грамматического, но и логического мышления учащихся. Это требование учитель должен предъявлять к своим урокам не эпизодически, а каждодневно.
Разберём, например, первый урок по теме «Имя прилагательное». На первом этапе происходит актуализация ранее изученных знаний. Учащиеся вспоминают, что имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Чей? Но при этом роль прилагательного в живой речи им не совсем ясна. То есть учащиеся должны познакомиться со стилистической и смысловой функцией этой части речи.
Пятиклассники обычно, кроме эпитетов-признаков плохой-хороший, затрудняются дать другую оценку ответа товарища, состояния своей тетради, состояния погоды, характера человека, просмотренной кинокартины или прочтённой книги. Не все учащиеся могут использовать богатую стилистическую и смысловую роль прилагательных в речи. На материале учебника можно выяснить, признаками предмета являются цвет, материал, размер, качество. Но этого недостаточно.
Возьмем, к примеру, существительное пальто. Предлагаем классу подумать, сколько можно указать признаков этого предмета.
По цвету: синее, зелёное
По материалу: суконное, меховое, бостоновое
По времени носки: новое, старое
По сезону: летнее, зимнее, демисезонное
По защите от холода: теплое, холодное
По принадлежности: бабушкино, мамино
По возрасту владельца: детское, подростковое
По полу владельца: мужское, женское
По внешнему виду: мятое, аккуратное
По фасону: модное, старомодное
Пор цене: дорогое, дешёвое
По размеру: узкое, широкое, тесное, длинное
По прочности: крепкое, ноское
По месту изготовления: московское, ульяновское
По оценке владельца: любимое, удобное, надоевшее
После проведённой работы учащиеся уже сравнительно легко подбирают прилагательные – признаки к словам ученик, книга, ответ.
Например, ученик внимательный, рассеянный, старательный, беззаботный, опрятный, вежливый, грубый, доверчивый, терпеливый, настойчивый, легкомысленный, вдумчивый, прилежный, ленивый, грустный, весёлый, способный, одарённый.
Задание можно менять: подобрать антонимы, синонимы, отрицательные признаки, положительные признаки.
Такая работа над понятием «признак предмета» показывает ученику богатство лексических возможностей нашего языка, помогает развитию их логического мышления (видовое, внутривидовое деление, синонимичность, антонимичность лексики), помогает лексико-стилистическому обогащению речи учащихся.
Учителю следует избегать шаблонных форм ведения урока. Хорошо, когда каждый урок отличается от предыдущего и своей организацией. Нужно разнообразить формы и виды грамматических заданий, чтобы держать внимание всего класса в напряжении, давать своими вопросами работу мышлению школьника, использовать такие формы тренировочных упражнений, которые требовали бы от учеников усилий. Весь класс должен втягиваться в работу.
Задания учебник «прочтите», «укажите», «подчеркните» достаточно однообразны. На уроке лучше использовать упражнения, которые требуют наиболее активной мысли учащихся: разбить прилагательные на группы, близкие по значению, с каждым синонимом составить предложение (устно или письменно); изменить данные предложения по образцу (Нитка толще волоса – Волос тоньше нитки). Необходимо видоизменять задания к упражнениям. Например, нужно образовать прилагательные от существительных с помощью суффиксов. Усложняем задание и предлагаем к каждому прилагательному подобрать существительное:
Лес - лесная поляна, лесистая местность; глаз – глазной врач, глазастая девчонка; глина - глиняная посуда, глинистая почва; зубы – зубная щётка, зубчатая расчёска.
Очень важны при изучении темы «Имя прилагательное» следующие задания:
1. Составить предложения с данной грамматической формой (с превосходной степенью от прилагательного глубокий).
2. Найти в данном художественном тексте (стихотворении, рассказе) предложения с нужной грамматической формой прилагательного.
3. образовать предложения из слов, данных в начальной форме (в форме родительного падежа, предложного падежа и т.д.).
4. Образовать от данных слов те или иные словосочетания: осень, ненастье – осеннее ненастье, ненастная осень; стужа, зима – зимняя стужа, студёная зима; лето, жара – летняя жара, жаркое лето; сосна, лес – сосновый лес, лесная сосна; длина, дорога – длинная дорога, длина дороги; пОзднее, позднЕе – пОздний час, позднЕе сделано.
Очень полезны задания по предыдущим записям в тетради. Например, можно материал из работы над признаками прилагательных к слову пальто использовать при изучении темы «Разряды прилагательных». Даём задание определить, какие прилагательные здесь качественные, относительные и притяжательные. Такие задания по предыдущим записям в тетрадях повышают в глазах учащихся роль тетради, чувство ответственности к её состоянию.