Учебно-методический материал «Сценирование уроков русского языка и литературы на основе системно-деятельностного подхода»

5
1
Материал опубликован 16 March 2017 в группе

Селезнёва Светлана Петровна, учитель МАОУ г. Владимира «Лицей №14»

Тема: «Сценирование уроков русского языка и литературы на основе системно - деятельностного подхода»

На уроках литературы я выделила темы, на которых целесообразно использовать метапредметы, помогающие развитию умственных способностей учащихся, в частности развитию мышления подростков.

На уроках литературы в 9 классе я применяю метапредмет «Знак». В рамках данного метапредмета у школьников формируется способность схематизации. Роль схем в развитии мышления учащихся велика. Схемы систематизируют знания, обобщают накопленные факты, существенно облегчают процесс усвоения сложных теоретических понятий, способствуют быстрому запоминанию материала, дисциплинируют мышление, то есть развивают способность систематизировать материал.

Так на уроке литературы по теме «Воспитание и образование молодого дворянина» прежде чем перейти к данному вопросу в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», учащиеся, уже знакомые с построением схемы, помогающей классифицировать систему знаний, сами предлагают соотнести с материал с недавно изученным. Работа в таком случае строится в форме беседы с последующей самостоятельной работой. Схема может быть построена от общего к частному и от частного к общему.

Тема воспитания и образования в дворянских семьях была од­ной из актуальных в России в начале XIX века. «В России до­машнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравст­венное; ребенок окружен одними холопями, видит одни гнус­ные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изу­чением двух или трех иностранных языков и начальным осно­ванием всех наук, преподаваемых каким-либо нанятым учите­лем», — писал А.С. Пушкин. Впервые школьники задумываются над этой проблемой, читая его «Капитанскую дочку». Как показывает опыт, эта картина запоминается лучше всего. «С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла.

Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel не очень понимая значения этого слова.

Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом». И даже познания юного Петра Гринёва в географии школьники вспоминают с удовольствием: «Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей, и пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды». Потому порой эта работа по схематизации может возникнуть ещё на этапе прочтения комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», а потом «наращиваться». В хронологическом порядке всё же именно этот автор первым затронул эту проблему.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет»;»Я благодаря Бога не так воспитана! Я могу письма получать, а читать их всегда велю другим»; «В Москве же приняли

иноземца на пять лет и, чтоб другие не сманили, контракт в полиции

заявили. Подрядился учить, чему мы хотим, а по нас учи, чему сам умеет»; «Не хочу учиться, хочу жениться»

«Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца»; «Ученье – вот чума»; «Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам. А пуще дочери, да сами добряки. Дались нам эти языки!

Бepeм же побродяг, и в дом и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему - И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам»; «Что нынче, так же, как издревле,  Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее, ценою подешевле?

Не то, чтобы в науке далеки; В России, под великим штрафом, Нам каждого признать велят

Историком и географом!

Наш ментор, помните колпак его, халат, Перст указательный, все признаки ученья Как наши робкие тревожили умы, Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!»

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как- нибудь»; «Monsieur l'Abbe, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил»; «Он знал довольно по-латыне, Чтоб эпиграфы разбирать, Потолковать об Ювенале,В конце письма поставить vale, Да помнил, хоть не без греха,Из Энеиды два стиха. Он рыться не имел охоты В хронологической пыли Бытописания земли:

Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокой эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет»

В семействе Скотининых-Простаковых не особенно жалуют науки, хотя, смиряясь с требованиями времени вынуждены вкладывать деньги в образование. И сынок Простаковой в науках «весьма преуспевает»: из грамматики он знает, что есть «существительна да прилагательна». Дверь, по его мнению, является прилагательным, так как она приложена к своему месту. Другая дверь, кото­рая еще не навешена, — «покамест существительна». Столь же успешен Митрофан и в изучении математики — Цыфир­кин бьется с ним третий год, а «этот недоросль... трех пере­честь не умеет». Истории и прочим наукам обучает Митрофана немец Вральман, ранее служивший у Стародума кучером. Вральман не утруждает своего воспитанника занятиями — вместо того, чтобы учить его истории, Вральман заставляет рассказывать «истории» скотницу Хавронью и вместе с Митрофаном с удовольствием слушает ее. Ключевая фраза, ставшая афоризмом : «Не хочу учиться, хочу жениться»

Фамусов, точно так же, как и Простакова, понимает, что время требует образованных людей. Он, в отличие от персонажей «Недоросля», человек грамотный. Как никак – управляющий в казённом месте. Но само отношение к образованию не изменилось. Сначала он признаётся в том, что ему «от русских (книг) больно спится», а потом выносит и вовсе суровый приговор: «Уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь». Он уже понимает, что, отдавая дань моде, в дом берут кого угодно («побродяг»).

В романе А.С. Пушкина самый «образованный» герой. Да, он читал даже Адама Смита, но он не менее примитивен, чем фонвизинский персонаж. «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить» - это очень напоминает митрофановское «третий год над ломаными бьёмся, да что-то плохо клеятся». И всё те же «убогие» французы, не докучающие «моралью строгой»



Метапредмет «Знание» - один из самых востребованных на уроках литературы. Он формирует способность работать с понятиями, способность работать с системами знаний, способность строить идеализацию.

Идеализация – это идеальный конструкт, который лежит в основе понятия. Освоение данного метапредмета предполагает развитие и таких универсальных способностей, как понимание и воображение. На уроках литературы для анализа художественного произведения мы часто используем такой художественный приём, как пейзаж. Ученикам всегда сложно определить роль пейзажа, для них это только фон, на котором развивается сюжет. Пытаясь показать значимость пейзажа в литературном произведении, стоит обратиться к самому понятию, соотнести его с живописными полотнами (особенно хорошо обычно «работают» пейзажи, по которым ученики писали сочинения на уроках русского языка). И на материале произведений сентиментализма и романтизма действительно замечательно проходит данная работа. В среднем звене кроме фронтальной беседы может проходить проектная работа с подбором пейзажей для иллюстрации изучаемых произведений.

9 класс «Пейзаж в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

В ходе беседы школьники вспоминают понятие «пейзаж»; соотносят функции этого понятия в живописи и литературе (можно провести аналогию с кино); определяют специфику пейзажа в произведениях сентиментализма.

Вспомните, как часто вызывало раздражение сочинение «Роль пейзажа в стихотворении, эпизоде, рассказе…». Какая разница, ведь, читая, мы следили прежде всего за событиями, переживаниями героев. Но ведь пейзаж – это один из самых главных способов создать условный мир. На нём, между прочим, держатся многие фильмы со слабым сюжетом. Очень часто люди после просмотра подобной картины говорят: «Какой зрелищный фильм! Какая графика! Какой пейзаж». В книге, может, это и не так заметно, но лишь потому, что мы не привыкли его замечать. А стоило бы…

Невозможно встретить текст без пейзажных описаний.

Где-то это объёмное описание, которое многие торопятся пропустить, где-то одно предложение, обрисовывающее фон, имеющий определённое символическое значение. В чём же, собственно, функции пейзажа? А их, как оказывается, не так уж и мало.

Пейзаж – это изображение природы в художественном произведении. Пейзаж входит в систему образов произведения (наравне с портретом, интерьерами, диалогами и т.д.) и может служить средством характеристики внутреннего мира персонажей, а также средством характеристики их душевных состояний. Уже в древнерусской литературе пейзаж начинает играть важную роль. Вспомните природу в «Слове о полку Игореве…». Это на просто безмолвная картина природы. Это средство выражения авторских мыслей, его отношения к происходящему. Игорь на прислушивается к совету природы (затмению) и проигрывает сражение половцам. К силам природы обращается Ярославна. Бегущего из плена князя автор сравнивает с белкой, гоголем, соколом, волком, ветром.

Для классицизма пейзаж – фон, на котором происходят важные события. Стоит вспомнить «Оду…1747 года»:

Пространная Твоя держава

О как Тебе благодарит!

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля Свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью Твоей цветет.

Сентименталисты несколько персонифицируют пейзаж – в нём зачастую присутствуют клише: луна, лес, ручей, скалы, туман; описывалась ночь или поздний вечер. Природа у Карамзина - живой единый организм, чьё существование неразрывно слито с существованием Человека. Можно сказать, что одним из признаков для писателя была тесная связь с природой (Лиза - как существо, выросшее среди лугов и полей и Эраст - как дитя города).

1. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли

на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение; рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с

ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу - Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: "Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым

крестьянином, пастухом,- и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: "Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?" И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою,.. Мечта!" Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пестрым стадом своим скрылся за ближним холмом.

 

2."Он меня любит!" - думала она и восхищалась сею мыслию. "Ах, матушка! - сказала Лиза матери своей, которая лишь только проснулась,- Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так

хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!"

3.После сего Эраст и Лиза , боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись (тогда, как Лизина мать ложилась спать) или на берегу реки, или в березовой роще, но всего чаще под тению столетних дубов (саженях в осьмидесяти от хижины) -дубов, осеняющих глубокий чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга; часто лучи сии освещали в глазах нежной Лизы блестящую слезу любви, осушаемую всегда Эрастовым поцелуем. Они обнимались - но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их

объятия.

4.Она бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть непорочности! Заблуждение прошло в одну минуту. Между тем блеснула молния и грянул гром. Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков - казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности.

Именно у Карамзина пейзаж – та волшебная палочка, что создаёт вторую реальность: передаёт мысли писателя, движения сердца героев. Без него произведение потеряло бы своё художественное очарование и национальную специфичность.


 

Метапредмет «Проблема» учит обсуждать вопросы, которые носят характер открытых. Учащиеся осваивают техники позиционного анализа, умение организовать и вести диалог. У них развиваются способности проблематизации, целеполагания, рефлексии.

Использую данный метапредмет на уроках «Социально-нравственные проблемы……». Эти уроки в моей практике часто являются завершающими в изучении произведения. Это проверка знаний и художественного произведения, и материала смежных дисциплин.

В начале урока определяем основную проблему: 

- Можно ли__________________? Предложите своё решение данной проблемы.

После предложенного задания школьники готовы обсуждать произведение, активно включаясь в практико-ориентирванный диалог.

Пример: анализ эпизода романа «Евгений Онегин» (6 глава)

Вопрос: зачем А.С.Пушкину понадобилось сводить друзей в смертельном поединке? Возможен ли был другой исход?

Система вопросов:

Как проверяет автор своих героев?// отношением к тем или иным жизненным явлениям, к женщине, к любви

Дуэль – ещё одна решительная проверка? Если да, то чего?

Что послужило поводом для дуэли? Достаточный ли с вашей точки зрения повод легкий флирт Онегина с Ольгой?

Почему оба героя так боятся общественного мнения? Не Онегин ли с таким презрением относился к свету и его суждениям?

Не кажется ли вам, что причиной гибели Ленского был не Онегин, опоздавший на дуэль и сознательно нарушивший правила (француз Гильо в роли секунданта – а они, как вторые противники должны быть социально равны), а «злой гений» юного поэта – Зарецкий, «некогда буян, картёжной шайки атаман»?

Евгений, представлявший себя свободным от предрассудков, побоялся стать объектом провинциальных сплетен. Не является ли это средством раскрытия двойственности характера главного героя, его не столько парадоксальности, сколько беспринципности?

Метапредмет «Понятие» может быть использован на уроках, включающих теорию литературы. Так, например, на занятиях, предполагающих речевую характеристику персонажа. Сначала нужно определить понятие «речь» и выделить его основные признаки.

Речевая характеристика – составляющая характеристики персонажа, включающая в себя манеру говорить, любимые слова и обороты, словарный запас.

Так, например, при изучении рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» школьники с удовольствием включаются в исследование, определяя эмоциональность речи главного героя, его манеру говорить, характерные выражения. Другая группа пытается по тем же критериям определить темперамент, привычки, отношение к миру Вареньки Коваленко. Третья группа должна попытаться доказать невозможность союза между этими персонажами, опираясь только на их речевые характеристики.

Обычно учащиеся с удовольствием составляют характеристику речи Беликова. Он говорил глухо: «лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник». При этом, по мнению большинства, его речь была несколько визгливой, противной: «действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге». «Древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.

-  О, как звучен, как прекрасен греческий язык! -- говорил он со сладким выражением; и, как бы в доказательство своих слов, прищурив глаз и подняв палец, произносил: -- Антропос!»

Школьники легко определяют роль господствующих в речи Беликова односоставных предложений: «Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло…. Ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло…. что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого -- Егорова, то было бы очень хорошо. …  Очень уж шумят у нас в классах, -- говорил он, как бы стараясь отыскать объяснения своему тяжелому чувству. -- Ни на что не похоже».

Влюблённый Беликов «дорастает» до образности: «Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий».

Но речь Вареньки настолько противоположна речи Беликова, что школьники уверенно отстаивают точку зрения, что между ними ничего быть не может. Начиная с песни. Он вечно переживает «как бы чего не вышло», а она поёт «Виют витры». Он говорит в высоко поднятый воротник, а она вечно весело кричит: «Да ты же, Михайлик, этого не читал! - спорит она громко. - Я же тебе говорю, клянусь, ты не читал же этого вовсе!». Он криво усмехается: «Варвара Саввишна мне нравится, - говорил он мне со слабой кривой улыбочкой, - и я знаю, жениться необходимо каждому человеку, но... всё это, знаете ли, произошло как-то вдруг... Надо подумать». Она громко хохочет – «вдруг зальется: «Ха-ха-ха!»

До крика несчастный учитель древнегреческого дойдёт один раз. Увидев катающихся на велосипеде Коваленко, он громко возмутится: «Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде? Да как же можно? - крикнул он, изумляясь моему спокойствию. - Что вы говорите?!». В стремительно развивающейся истории ему придётся навсегда замолчать под заливистый хохот Вареньки. «Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки? Но как раз в то время, когда он катился по лестнице, вошла Варенька. Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом: «Ха-ха-ха!». И этим раскатистым, заливчатым "ха-ха-ха" завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова».



 


    
Использование метапредметной технологии на уроках литературы позволяет более качественно осуществлять развитие общеучебных компетенций у учащихся, выводит на новый уровень подготовку учеников к Единому Государственному Экзамену по русскому языку и литературе, что в свою очередь ведёт к становлению полноценной социализированной личности. Метапредметность – это идея рефлексивности по отношению к предметности, это новая образовательная форма, которая накладывается на традиционные учебные предметы и позволяет работать с фундаментальными образовательными объектами, носящими универсальный характер. Условием реализации метапредметного подхода является предоставление обучающимися прежде всего возможности познания реального образовательного объекта, и лишь затем – знакомство со знаниями человечества о нём. Метапредметная технология способствует преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию общеучебных умений и навыков. Данная технология может реализоваться в форме отдельного предмета и являться основой для построения интегрированных модулей, способствовать обогащению содержания отдельных тем конкретных учебных предметов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Светлана Петровна. познакомилась с вашей публикацией. Спасибо. Я тоже очень активно использую на уроках прием схематизации информации. В различных видах. Нас с моими учениками нравится. Мы еще создаем ментальные карты. С удовольствием рисуем. потом их используем как шпаргалку, как повторялку, как напоминалку при устном ответе по изученному материалу.

28 May 2017

Похожие публикации