12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Юзкаева Лилия Марсовна124
Юзкаева Лилия Марсовна. На сегодняшний день работаю воспитателем группы продлённого дня. Считаю, что компетентный учитель должен уметь находить подход к каждому ученику индивидуально, учитывая его способности и возможности.
Россия, Татарстан респ., Актаныш
Материал размещён в группе «Урок русского языка»

ИЗУЧЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ШКОЛЕ

Все мы умеем писать и, в общем-то, делаем это без особого труда, просто и естественно.

При оформлении письменной речи большую роль играет правильная, осмысленная расстановка знаков препинания.

Перед преподавателем ставится важнейшая задача: научить учащихся грамотно обращаться со знаками препинания, уяснить, что является основанием для их использования. При этом приемлемо придерживаться мнению великого Ломоносова, в его «Российской грамматике», что знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам. То есть довести до учащихся о необходимости прежде всего определить смысловую сторону предложения и затем его структуру.

Знаки препинания составляют целую систему. Называется эта система-пунктуация. Пунктуация – это и раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.

Всего в русской пунктуации десять основных знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки.

В начальной школе даётся общее представление о каждом из этих десяти знаков препинания.

При изучении знаков препинания в начальных классах на уроках целесообразно применять сказки, миниатюры, рассказы, весёлые стихи, лингвистические задачи. Они более доходчивее дадут возможность ученику приобрести сведения о синтаксисе вообще и знаках препинания в частности.

Например:

Точка

…Фразу следует кончать,

Если Точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слушать надо.

( Ф. Кривин.)

Восклицательный знак.

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца.

( А.Шибаев.)

Предлагаю также совместную работу с моим учеником 9 класса « Сказку о знаках препинания.»

В стране «Пунктуация» живут весёлые знаки препинания. Весело пляшут Кавычки, Восклицательный Знак жонглирует Точками, а Вопросительный важно выступает во фраке с тоненьким хлыстиком, дрессируя непослушных Тире, Двоеточия показывают фокусы… Они крепко дружат со Словами.

Однажды ученики отказались от знаков препинания. И что же было? Ученики стали бояться сложных предложений, начали искать фразу попроще. Отказавшись от Восклицательного знака, начали говорить тихо, без интонации, без эмоции. Также перестали задавать всякие вопросы, потеряли любопытство, не могли объяснять свои поступки, разучились мыслить.

Мне стало жалко этих учеников и решила объяснить им о пользе знаков препинания. Этим я ещё защитила знаки препинания.

Вопросительный Знак согнут в дугу и не может разогнуться. Он всем вопросы задаёт: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Когда? Какая? Отчего? О ком? Что? Кому? Который? Чья? Какие? В чём?

Восклицательный Знак. Он знак с бурными чувствами и пылким нравом. Он выражает восхищение, возмущение, волнение, тревогу, победу, торжество. Он противник тишины и часто кричит.

Точка самый маленький знак – крупинка. Всегда стоит в самой малой строчке. Она оканчивает фразу.

Запятая – это завитушка, похожая на ушко. Она подставляет ножку, чтобы сделать отдых на дорожку. Она перечисляет предметы, факты, явления, события, ориентирует в тексте, подсказывают , где границы между частями предложения, однородными членами.

Тире лежит палочкой на строчке: «Проходите по мосточку». Применяется, когда события в предложении меняются, возникают противоречия. Иногда заменяют сказуемое.

Двоеточие -знатное достоинство: две точки как глазки, но – поперёк строчки. Ему хочется разъяснить нам, что к чему…

Многоточие . Три крупинки, расположенные рядком. Ведут беседу, но – тайком, какими-то намёками… Показывают, что высказывание не совсем закончено.

Кавычки – две завитушки парами хозяйничают нижними и верхними строчками. Любят подслушать то, что другие говорят…

Скобки - гостеприимные знаки: словам раскрывают объятия.

Точка с Запятой выступают в паре, когда внутри частей предложения уже имеются Запятые.

Ребята, надеюсь, вы теперь поняли, для чего нужно дружить со знаками препинания. Запомните: чтобы правильно поставить знаки препинания, необходимо определить смысл и структуру предложения.

Берегите знаки препинания!

В средних и старших классах учащимся доводится о том, что знаки препинания делятся на отделительные, разделительные, выделительные и для чего каждый из них служат в предложении.

К отделительным знакам препинания относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Они служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для оформления отдельного предложения как законченного. Выбор отделительных знаков определяется смыслом и интонацией предложения.( Ты жива ещё, моя старушка? (С.Есенин.) )

К разделительным относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Эти знаки служат в простом предложении для обозначении границ между однородными членами, в сложном для разделения простых предложений, входящих в его состав, для разделения слов автора и прямой речи, для отделения друг от друга реплик в диалоге. Они определяются морфологическими,

синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями. ( Лес рубят – щепки летят.(Пословица.) )

К выделительным знакам относятся запятая, двойные запятые, тире, двойные тире, восклицательный знак, двойные скобки, двоеточие и тире, двойные кавычки. Они служат для обозначения границ для смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), прямую речь, обращения, междометия, чужую речь. Выделительные знаки определяются синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями. (Голубушка, как хороша! (И.Крылов.) )

Изучая тему знаки препинания предусматриваются выполнение упражнений с грамматическим заданием, с анализом постановки знаков препинаний в предложении, составление предложений и текстов с их применением, составление схем с условными обозначениями, выполнение тестов, самостоятельных и проверочных работ. Эти же работы и являются и подготовкой учащихся к ГИА, ЕГЭ.

Например:

Задание: расставьте знаки препинания в предложении.

1.Мы вернулись после экзамена совершенно обессиленные но счастливые. 2.Перед матчем Петя спал как убитый зато его соперник очень нервничал.

В7. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Например,(1) опишите вьющийся куст этих красных цветов,(2) которые тянутся через ограду,(3) хотят заглянуть в комнату,(4) посмотреть через стеклянную дверь,(5) что мы тут с вами делаем…

Свое слово хочу завершить стихами:

Нельзя кое-как положась на удачу,

Усвоить тему, решить задачу,

Правильно сшить костюм без примерки.

Каждое дело «просит» проверки.

Итак, изучение знаков препинания и правила их употребления на письме имеет важное значение в формировании культуроведческой компетенции учащихся.

Список литературы.

1.Баранов М.Т. Справочник для учащихся Русский язык.-М. Просвещение.1984. 2.Волина В.В. Я познаю мир: Русский язык.-М. Изд.АСТ.1998.

3.Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников».-М. Школьная пресса. №2 2008.

4.ФИПИ Цыбулько И.П. ГИА 2013 Типовые экзаменационные варианты Русский язык.-М. Национальное образование. 2012.

5.Учебники Русский язык 1-11 классов К.Г.Рамзаева, Л.З.Шакирова, Н.А.Андрамонова.

Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.