Статья «Реализация компетентностного подхода в изучении дисциплин компьютерного цикла»
Пакшина Елена Александровна
преподаватель компьютерных дисциплин,
Шальнова Ирина Владимировна
преподаватель инженерной графики
ГОУ СПО ЛНР «Краснодонский промышленно-экономический колледж»
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН КОМПЬЮТЕРНОГО ЦИКЛА
Рассматривается проблема развития навыков сборки персонального компьютера в условиях реального учебного процесса и ограниченного набора комплектующих. Для её решения разрабатывается виртуальный сборочный чертеж по комплектации персонального компьютера на основе программы Компас.
Педагоги и социологи признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто знает много, а тот, кто знаниями этими умеет с толком распоряжаться. Поэтому задача педагогов не только дать знания, но и научить умению применить свои знания в современной жизни. Если учесть, что под компетенцией понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и направленны на ее успешное включение в трудовую деятельность, то формирование компетентностей начинается с момента формирования личности.
Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность. Как видно из приведенного определения, компетенция должна отвечать, во-первых, индивидуальным требованиям, т. е. быть личностным качеством. Во-вторых, отвечать общественным требованиям, т. е. позволять получать общественно значимые результаты. И, в-третьих, способствовать осуществлению практической деятельности, т. е. позволять оперативно решать возникающие проблемы и задачи. Среди различных видов компетенций выделяются прежде всего ключевые компетенции, которые являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни [2].
В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать, однако принято выделять
следующие типы компетенций:
- ценностно-смысловые компетенции;
- общекультурные компетенции;
- учебно-познавательные компетенции;
- информационные компетенции;
- коммуникативные компетенции;
- социально-трудовые компетенции;
- компетенции личностного самосовершенствования [3].
ИКК можно определить как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. Формирование ИКК проходит три уровня развития:
- пропедевтический уровень (понимание, владение основными понятиями);
- базовый уровень (применение по образцу, выполнение задач по образцу);
- профильный уровень (творческое применение, выполнение заданий, для которых надо продемонстрировать нестандартное решение).
Вместе с тем нужно отметить, что, говоря об ИК-компетентности, нельзя исходить лишь из наличия умений использования компьютерной и информационной техники. На мой взгляд, этот компонент – лишь информационная грамотность. Но, будучи только информационно грамотным, студент не может быть информационно компетентным. Важно также присутствие такого компонента, как информационная культура. Это понятие более широкое, чем грамотность, и выражает, прежде всего, сознательное владение современными техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации. Важно внимательно анализировать найденную, полученную информацию, проверять степень ее достоверности, полноты, актуальности. Все это доступно только тому, чей уровень информационной культуры достаточно высок. Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКК, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности [1].
В качестве примера практики формирования информативно-коммуникативных компетенций рассмотрим разработку и внедрение в процесс обучения компьютерных дисциплин сборочный чертеж персонального компьютера, который выполнен в программе САПР Компас 3D. На сегодняшний день, в процессе обучения компьютерных дисциплин проблемой является нехватка наглядного пособия, поэтому рассматривается такая проблема, как сборка и архитектура персонального компьютера (ПК). Из-за нехватки наглядного пособия, студентам трудно представить все варианты конфигурации оборудования, возможные проблемы при сборке, а так же ремонте и улучшении (усовершенствовании) персонального компьютера. Теоретических знаний недостаточно для полного усвоения материала, необходима практика, так как она способствует более качественному усвоению материала. Основной проблемой является отсутствие аппаратного обеспечения, ведь существует множество вариантов сборки и приобрести все возможные варианты просто невозможно, из-за их значительной стоимости, а так же просто из-за отсутствия устаревших наборов компонентов. Решить данную проблему можно путем создания в программе Компас 3D виртуального сборочного чертежа системного блока и его дальнейшего развития, для использования как наглядного пособия не только в информатике, но и в процессе обучения дисциплин компьютерного цикла. Сборочный чертеж ПК позволит наиболее наглядно и подробно предоставить информацию об аппаратном обеспечении. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности процесса обучения архитектуре ПК.
2. Изучить особенности сборки ПК из комплектующих.
3. Разработать виртуальный сборочный чертеж системного блока на основе программы Компас 3D.
4. Разработать методические рекомендации по использованию сборочного чертежа в рамках практических занятий.
5. Апробация виртуального сборочного чертежа.
Использование виртуального сборочного чертежа ПК наиболее простой и эффективный выход в проблеме развития навыков сборки ПК в условиях реального учебного процесса и ограниченного набора комплектующих. Сейчас практически в каждом учебном заведении среднего профессионального образования проведена сеть Интернет. Создание виртуального сборочного чертежа на основе программы Компас позволит использовать его на любом ПК. Таким образом, преподавателю, необходимо просто загрузить сборочный чертеж и наглядно показать весь процесс сборки ПК.
Внедрение виртуального сборочного чертежа по сборке ПК решает проблемы практики и развития навыков сборки. Каждый студент может самостоятельно собрать и разместить на материнской плате все комплектующие персонального компьютера.
Сборочный чертеж ПК является весомой мотивацией в изучении учебного материала. Студент сможет наглядно представить архитектуру ПК, изучая материал с помощью виртуального чертежа по сборке ПК. Данный сборочный чертеж ПК будет способствовать развитию мышления. Использование сборочного чертежа ПК позволит сократить время подготовки преподавателя к занятиям, так как избавит от необходимости подготавливать проверочные задания. С помощью сборочного чертежа ПК, возможно не только развитие навыков, а так же проверка результатов усвоения материалов. Для этого необходимо создать ряд проверочных заданий, с заданными параметрами конфигурации и предоставлением выбора аппаратного обеспечения. А так же, может иметь вид тестовых заданий, и использованием задач в которых необходимо будет найти проблему:
- поломку;
- несовместимость оборудования;
- поиск наиболее удачного улучшения конфигурации аппаратного обеспечения.
Это так же сократит время подготовки преподавателя к итоговым проверкам и даст возможность на месте поставить оценку за выполненную работу. Для создания, виртуального сборочного чертежа по сборке ПК, необходимо в первую очередь проанализировать особенности процесса обучения архитектуре ПК. Это нужно для определения уровня знания материала. Можно усложнить сборку конфигурации аппаратного обеспечения, добавив дополнительные трудности.
Данная разработка позволит не только приблизиться к реальным условиям работы с ПК, а так же повысить уровень информационно-коммуникационной и учебно-познавательной компетентностей учащихся колледжа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лебедева М. Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность и как ее формировать? // Информатика и образование. 2004. № 3.
2. Фалина И. Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. 2006. № 7
3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2.