Статья на тему «Личностно-ориентированный подход в обучении»
МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Акурай»
Личностно-ориентированный подход в обучении
Учитель русского языка и литературы
Чаузова О.Ю.
2018г.
Личностно-ориентированный подход в обучении
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа», создать условия для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет суть личностно - ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия развития и совершенствования личности ребенка:
1) использование субъектного опыта ребенка;
2) актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие, способствующее пониманию и введению нового знания;
3) вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;
4) обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения ;
5) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы) ;
6) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят).
Опираясь на Концепции личностно-ориентированного образования известных ученых И.С.Якиманской, Л.М. Фридмана, А.В.Петровского, Г.А. Цукермана и др., выявлены основные приоритеты ЛОО:
Функции личностного подхода:
охраны (жизни, здоровья, свободы прав человека);
опоры (помощи в самоутверждении);
помощи в становлении положительной Я-концепции, утверждении личности через положительные качества.
Выделяют следующие виды личностного подхода:
гуманно-личностный (направлен на признание прав и свобод ученика и учителя на реализацию собственных потребностей, выбора «маршрута» обучения, на защиту мира, детства);
- личностно-деятельностный (рассматривает ученика и учителя как субъектов деятельности, обеспечивает их личностное развитие и самореализацию путем включения в продуктивную практическую деятельность);
личностно-развивающий (особое построение педагогического процесса, ориентированного на развитие и саморазвитие ученика).
Система знаний для учащихся определяется государственными стандартами и программами. Содержание программ по русскому языку и литературе, как и по другим учебным предметам, направлено на личностное развитие школьников. Основными целями этих учебных дисциплин являются:
- создание условий для языкового, лингвистического и этнокультуроведческого развития школьников;
формирование у подростков эстетических вкусов и личностной позиции по отношению к вечным ценностям литературы;
развитие аналитических способностей учащихся.
Личностный подход заставляет переосмысливать формы организации урока и классно-урочной деятельности. Он предполагает изменение структуры урока, а также форм его организации. Урок превращается в творческое общение и проблемную дискуссию. Учителя постепенно начинают от фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой малыми группами и индивидуальной. Меняется отношение к оценке и отметке как стимулам поощрения и наказания.
Технология построения личностно-ориентированного процесса обеспечивает реализацию условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка, становление у него важнейших в современном мире умений:
самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;
принимать самостоятельные и ответственные решения;
планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты;
принимать ответственность за себя и свое окружение;
строить с другими людьми отношения сотрудничества.
И.С.Якиманская и О.С. Якунина при разработке схемы анализа личностно-ориентированного урока определили основные критерии его эффективности:
использование субъективного опыта ученика
применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала
тактичный характер педагогического общения на уроке
активизация способов учебной работы
проявление гибкости учителя в работе на уроке.
КЕЙС-МЕТОД (Casestudy, кейс-стади КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кейс (Casestudy) - метод анализа ситуаций. Суть метода состоит в рассмотрении и осмыслении конкретной жизненной ситуации, описание которой в равной мере отражает какую-либо практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Кейс-метод выступает специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Наконец, по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.
«Кейс-стади» технология (метод) обучения - это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Отличительными особенностями кейс-метода являются:
• описание реальной проблемной ситуации;
• альтернативность решения проблемной ситуации;
• единая цель и коллективная работа по выработке решения;
• функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
• эмоциональное напряжение учащихся.
Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что ответственность за принятые решения лежит на них, учитель только поясняет возможные последствия необдуманных решений.
Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Этапы и цели реализации каждого этапа представлены в таблице
Название этапа |
Цель реализации этапа |
|
Знакомство с конкретной ситуацией |
Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения |
|
Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной |
Развитие умения «добывать» информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее |
|
Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений |
Развитие альтернативного мышления |
|
Диспут: отдельные группы защищают свое решение |
Сопоставление и оценка вариантов решения. |
|
Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах |
Аргументированная защита решений |
|
Резолюция: нахождение решения в группах |
Оценивание взаимосвязанных интересов отдельных решений |
Результаты, которые обеспечивает использование технологии, представлены в таблице
Результаты использования технологии |
|
Учебные результаты |
Образовательные результаты |
Освоение новой информации |
Создание авторского продукта |
Освоение методов сбора данных |
Образование и достижение личных целей |
Освоение методов анализа |
Повышение уровня сформированностиуниверсальных учебных действий |
Учебные результаты |
Образовательные результаты |
Умение работать с текстом |
Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем |
Соотнесение теоретических и практических знаний |
Действия учителя при использовании технологии:
1. Распределение учеников по малым группам (4-6 человек).
2. Знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий.
3. Создание кейса или использование уже имеющегося.
4. Организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков.
5. Работа с кейсом.
6. Организация презентации решений в малых группах.
7. Организация общей дискуссии.
8. Обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации.
9. Оценивание учащихся преподавателем. Возможные стратегии поведения учителя:
1. Учитель дает ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации.
2. В определенных условиях учитель сам дает ответ.
3. Учитель может ничего не делать (оставаться молчаливым) пока учащиеся работают над проблемой.
Итак, кейс - это единый информационный комплекс, состоящий, как правило, из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Некоторые виды «кейсов»:
1. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
2. Мультимедиа-кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Примеры кейсов на уроках русского языка: Причастие – форма глагола или самостоятельная часть речи?
Ситуация: общение в социальной сети
Погружение в ситуацию: Считаете ли вы важной затронутую проблему? Что зависит от решения этой проблемы, от той или иной точки зрения?
Задания:
- Сформулировать проблему письменно;
- Подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия, проранжировать их;
- подготовить контраргументы противоположной точке зрения;
Перспективное домашнее задание:
отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов.
Содержание опыта работы по теме « Кейс-технологии как один из инновационных методов на уроках русского языка и литературы»
помогает решить проблему самостоятельного овладения материалом на уроках. Исследование будет интересно как начинающим педагогам так и педагогам с высокой планкой мастерства