Статья на тему «Личностно-ориентированный подход в обучении»

1
0
Материал опубликован 20 November 2018 в группе

МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Акурай»

Личностно-ориентированный подход в обучении

Учитель русского языка и литературы

Чаузова О.Ю.

2018г.

Личностно-ориентированный подход в обучении

Личностно-ориентированное обучение  – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа», создать условия для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет суть личностно - ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия  развития и совершенствования личности ребенка:

1) использование субъектного опыта ребенка;

2) актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие, способствующее пониманию и введению нового знания;

3) вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;

4) обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения ;

5) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы) ;

6) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят).

Опираясь на Концепции личностно-ориентированного образования известных ученых И.С.Якиманской, Л.М. Фридмана, А.В.Петровского, Г.А. Цукермана и др., выявлены основные приоритеты ЛОО:

Функции личностного подхода:

охраны (жизни, здоровья, свободы прав человека);

опоры (помощи в самоутверждении);

помощи в становлении положительной Я-концепции, утверждении личности через положительные качества.

Выделяют следующие виды личностного подхода:

гуманно-личностный (направлен на признание прав и свобод ученика и учителя на реализацию собственных потребностей, выбора «маршрута» обучения, на защиту мира, детства);

- личностно-деятельностный (рассматривает ученика и учителя как субъектов деятельности, обеспечивает их личностное развитие и самореализацию путем включения в продуктивную практическую деятельность);

личностно-развивающий (особое построение педагогического процесса, ориентированного на развитие и саморазвитие ученика).

Система знаний для учащихся определяется государственными стандартами и программами. Содержание программ по русскому языку и литературе, как и по другим учебным предметам, направлено на личностное развитие школьников. Основными целями этих учебных дисциплин являются:

- создание условий для языкового, лингвистического и этнокультуроведческого развития школьников;

формирование у подростков эстетических вкусов и личностной позиции по отношению к вечным ценностям литературы;

развитие аналитических способностей учащихся.

Личностный подход заставляет переосмысливать формы организации урока и классно-урочной деятельности. Он предполагает изменение структуры урока, а также форм его организации. Урок превращается в творческое общение и проблемную дискуссию. Учителя постепенно начинают от фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой малыми группами и индивидуальной. Меняется отношение к оценке и отметке как стимулам поощрения и наказания.

Технология построения личностно-ориентированного процесса обеспечивает реализацию условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка, становление у него важнейших в современном мире умений:

самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;

принимать самостоятельные и ответственные решения;

планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты;

принимать ответственность за себя и свое окружение;

строить с другими людьми отношения сотрудничества.

И.С.Якиманская и О.С. Якунина при разработке схемы анализа личностно-ориентированного урока определили основные критерии его эффективности:

использование субъективного опыта ученика

применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала

тактичный характер педагогического общения на уроке

активизация способов учебной работы

проявление гибкости учителя в работе на уроке.

КЕЙС-МЕТОД (Casestudy, кейс-стади КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кейс (Casestudy) - метод анализа ситуаций. Суть метода состоит в рассмотрении и осмыслении конкретной жизненной ситуации, описание которой в равной мере отражает какую-либо практиче­скую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, ко­торый необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кейс-метод выступает специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Наконец, по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.

«Кейс-стади» технология (метод) обучения - это обучение дейст­вием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и фор­мирование умений есть результат активной самостоятельной дея­тельности учащихся по разрешению противоречий, в результате че­го и происходит творческое овладение профессиональными знания­ми, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуа­ции, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки воз­можных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Отличительными особенностями кейс-метода явля­ются:

описание реальной проблемной ситуации;

альтернативность решения проблемной ситуации;

единая цель и коллективная работа по выработке решения;

функционирование системы группового оценивания прини­маемых решений;

эмоциональное напряжение учащихся.

Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогиче­ского мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и на­выков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подго­товленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждают­ся. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учеб­ного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.

Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и полу­чить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь уча­щимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Уча­щиеся должны понимать с самого начала, что ответственность за принятые решения лежит на них, учитель только поясняет возмож­ные последствия необдуманных решений.

Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в по­буждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в во­влечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материа­лами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Этапы и цели реализации ка­ждого этапа представлены в таблице

 

 

Название этапа

Цель реализации этапа

 

Знакомство с конкретной ситуаци­ей

Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения

 

Поиск: оценка информации, полу­ченной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной

Развитие умения «добывать» инфор­мацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее

 

Обсуждение: обсуждение возмож­ностей альтернативных решений

Развитие альтернативного мышления

 

Диспут: отдельные группы защи­щают свое решение

Сопоставление и оценка вариантов решения.

 

Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах

Аргументированная защита решений

 

Резолюция: нахождение решения в группах

Оценивание взаимосвязанных инте­ресов отдельных решений

Результаты, которые обеспечивает использование технологии, представлены в таблице

Результаты использования технологии

Учебные результаты

Образовательные результаты

Освоение новой информации

Создание авторского продукта

Освоение методов сбора данных

Образование и достижение личных целей

Освоение методов анализа

Повышение уровня сформированностиуниверсальных учебных дейст­вий

Учебные результаты

Образовательные результаты

Умение работать с текстом

Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Соотнесение теоретических и прак­тических знаний

Действия учителя при использовании технологии:

1. Распределение учеников по малым группам (4-6 человек).

2. Знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания ре­шений проблемы, сроками выполнения заданий.

3. Создание кейса или использование уже имеющегося.

4. Организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков.

5. Работа с кейсом.

6. Организация презентации решений в малых группах.

7. Организация общей дискуссии.

8. Обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации.

9. Оценивание учащихся преподавателем. Возможные стратегии поведения учителя:

1. Учитель дает ключи к разгадке в форме дополнительных во­просов или (дополнительной) информации.

2. В определенных условиях учитель сам дает ответ.

3. Учитель может ничего не делать (оставаться молчаливым) по­ка учащиеся работают над проблемой.

Итак, кейс - это единый информационный комплекс, состоящий, как правило, из трех частей: вспомогательная информация, необхо­димая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Некоторые виды «кейсов»:

1. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграм­мы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

2. Мультимедиа-кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).


 

Примеры кейсов на уроках русского языка: Причастие – форма глагола или самостоятельная часть речи?

Ситуация: общение в социальной сети

Погружение в ситуацию: Считаете ли вы важной затронутую проблему? Что зависит от решения этой проблемы, от той или иной точки зрения?

Задания:

- Сформулировать проблему письменно;

- Подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия, проранжировать их;

- подготовить контраргументы противоположной точке зрения;

Перспективное домашнее задание:

отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов.

Содержание опыта работы по теме « Кейс-технологии как один из инновационных методов на уроках русского языка и литературы»

помогает решить проблему самостоятельного овладения материалом на уроках. Исследование будет интересно как начинающим педагогам так и педагогам с высокой планкой мастерства

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.