Качества хорошего человека (по рассказам В. Осеевой и В. Сухомлинского)
Тема урока Качества хорошего человека
Цель урока:
образовательная: формирование исследовательских, логических и аналитических способностей учащихся; совершенствование навыков работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;
развивающая: развитие коммуникативных навыков и навыков самооценки, развитие творческих способностей учащихся (выразительное чтение); развитие навыков анализа художественного произведения;
воспитывающая: воспитание любви и уважения к одноклассникам, близким и к людям старшего поколения, к художественному слову.
Задачи:
1) актуализировать знания о таких понятиях, как помощь, забота, уважение, любовь и доверие;
2) развивать у учащихся познавательную активность через различные формы и виды работы;
3) помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.
Ход урока:
1.Оргмомент
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи. Сегодня мы будем делать одно общее дело, поэтому помощь и поддержка товарищей вам очень пригодится.
2. Стадия вызова
1) Работа с иллюстрациями на слайде
- А теперь посмотрите на картинки на слайде.
- Что вы на них видите?
- О чём они?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
2) Предположение (предвосхищение)
- Попробуйте предположить, чем мы будем заниматься?
- А иллюстрации вам могут подсказать?
- Как можно назвать этих детей?
- Какие они?
3) Определение темы и цели урока
3. Подготовка к чтению
1) Работа со словом «помощь»
- Прочитайте слово на слайде.
- Что оно обозначает?
- Какие случаи-примеры оказания помощи вы можете привести?
2) Сообщение учителя
- Дальше на уроке мы будем говорить и читать об этих и других качествах хорошего человека.
4. Чтение с остановками
Работа с рассказом В. Осеевой «Сыновья»
(рассказ на листочках, разделен на 3 части)
- Ребята, сейчас мы будем работать с рассказом Валентины Осеевой.
- Прочитайте название рассказа.
- Как вы думаете, о чём этот рассказ?
- Почему рассказ называется «Сыновья»?
(раздаём первую часть рассказа)
2) Чтение первой части рассказа
- Чем гордились женщины?
- Чему радовалась первая женщина?
- Чему - вторая?
- Почему молчала третья женщина?
3) Чтение второй части рассказа
- Почему женщины остановились?
- Чем любовались женщины?
- Как вы думаете, что сделал третий мальчик?
4) Чтение третьей части
- Как поступил третий сын?
- Гордились женщины своими сыновьями?
- Почему старик увидел только одного сына?
5) Вывод
- Какой вывод можно сделать?
- Совпали ли ваши предположения?
- Какое качество хорошего человека проявил мальчик?
5. Работа с рисунками (по домашнему заданию)
- Как вы помогаете дома?
- Какие дела вы выполняете вместе?
(ученики выходят к доске с рисунками, рассказывают или читают свои записи, после рассказа выбирают лепесток – жёлтый, оранжевый или красный)
6. Работа в группах
1) Рассаживаются в группы по цвету выбранных лепестков
(каждой группе выдаются тексты с рассказами: В.А. Осеева «Просто старушка», В.А. Сухомлинский «Красивые слова и красивые дела», «Бабушка отдыхает»).
2) Сообщение учителя
- Сейчас мы будем читать ещё рассказы о качествах хорошего человека. Написали их Валентина Александровна Осеева и Василий Александрович Сухомлинский. Их портреты вы видите на слайде.
3) Ознакомление команд с текстами рассказов.
4) Работа с рассказами.
(ребята в группах готовятся к чтению вслух и ответам на вопросы учителя)
А) В.А. Осеева «Просто старушка»
- Что удивило девочку?
- Как поняли слова «просто старушка»?
- Какой вывод вы сделали?
Б) В.А. Сухомлинский «Красивые слова и красивые дела»
- Что случилось с мальчиком?
- Чей поступок вам понравился?
- Почему?
- Какой вывод вы сделали?
В) В.А. Сухомлинский «Бабушка отдыхает»
- Что вам понравилось в поступке Гали?
- Почему нужно было вести себя тихо?
- Почему из бабушкиных закрытых глаз выкатились слезинки?
7. Итог урока
1) Работа с иллюстрациями
- Вернёмся к иллюстрациям, с которыми работали в начале урока.
- Какие качества хорошего человека проявляют здесь дети?
(заботу, уважение, любовь, доверие, умение радовать и помогать)
2) Составление кластера «Ромашка»
- У вас на партах есть лепестки ромашки, из них нужно склеить ромашку.
- Как вы думаете, почему – ромашку?
- Символом чего является ромашка?
- Ромашка являлась символом здоровья, добра, нежности, красоты и целомудрия. В христианской мифологии ромашка считается символом невинности младенца Иисуса. Ромашка – символ чистоты и удачи. С её помощью можно привлечь успех в делах и наладить личную жизнь
- На лепестках напишите слова-качества хорошего человека и прикрепите к сердцевине ромашки. У вас должен получиться цветок, который прикрепите на доске.
3) Вывод
- О каких качествах хорошего человека вы знаете?
8. Домашнее задание: выполнить на листочках с ромашкой
1. написать слова, обозначающие качества хорошего человека;
2. рассказать родителям об этих качествах;
3. родители своими подписями подтверждают, что слышали рассказ ребёнка.
9. Оценивание
Куликова Ирина Геннадьевна