12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузавкова Анна Николаевна37
Россия, Пензенская обл., Сердобск

Как искорки мыслей детей образуют царство мыслей.

Ш.А. Амонашвили призывал учителей создать «такие условия, чтобы искорки мыслей детей образовали царство мыслей, дать им возможность проявить себя»1

Каждый учитель стремится усовершенствовать педагогические методы, приёмы, формы своей работы, продумывать каждый этап урока, особенно мотивацию учебной деятельности, так как именно от этого зависит, будут ли дети заинтересованы, вовлечены в учебный процесс.


t1605283319aa.gif

Рассматривая пирамиду «Вовлечённость учащихся в процесс познания»2, видно, что наиболее эффективно влияет на запоминание, когда ученик является субъектом образовательного процесса.

На конкретных фрагментах уроков продемонстрирую, какие современные педагогические технологии применяются в моей практике для повышения мотивации, тем самым, дети активно участвуют на уроке и лучше усваивают новый изучаемый материал.

Удачное начало урока – это уже половина успеха. От того, насколько будет ярким, доброжелательным начало урока, зависит положительный настрой детей на работу, то есть создание коллаборативной среды. Создание положительного самоопределения ребенка к деятельности на уроке, т.е. включение школьника в познавательную деятельность, предполагает возникновение у него желания работать (хочу) и уверенности в том, что у него все получится (могу).

Из моей практики, например, урок окружающего мира, 2 класс, «Путешествие по материкам». «Здравствуйте те, кто любит путешествовать, те, кто не боится трудностей, те, кто пришёл добывать знания, те, у кого хорошее настроение».

Считаю эффективными интегрированные уроки, которые провожу систематически.

Урок литературного чтения, 4 класс, «Л.Андреев «Петька на даче»».

Приём «Мозговой штурм». Приём «Яркое пятно».

На этапе «Подготовка к восприятию текста» целесообразно перед тем, как предложить детям рассмотреть картину В.Перова «Тройка» и включить музыку В.А. Моцарта «Лакримоза» из произведения «Реквием» (при этом автор и название картины, музыки не указываются), спросить: «Какие чувства, эмоции возникают, глядя на полотно и слушая музыку? Почему?» (Продолжить анализ картины.)

Приём «Ассоциация».

- Кого раньше запрягали? (Знакомство с понятиями «коренник», «пристяжные» - работа со словарём С.И. Ожегова) Как вы думаете, как названа картина? Обратите внимание на количество детей.

- Кто знает композитора и название музыкального произведения, которое прозвучало? Слово «Лакримоза» с латинского означает «скорбная, слёзная».

Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, 2 класс, «Секреты японских стихов. Хокку», «Красота в простом».

- Ребята, о какой стране пойдёт речь сегодня на уроке, вы догадаетесь, разгадав ребус. (Приложение 1)

Под звучание японской музыки в класс заходят четыре девочки (одноклассницы – тьюторы в каждой из четырёх групп), переодетые в кимоно, в руках держат икебану, каждая из них принесла свиток, на одном из них изображена сакура, гора Фудзияма, на другом – японка, составляющая икебану, на третьем – георгины, слива, ирис (символы Японии), на четвёртом – природа Японии. На каждом свитке написано хокку. Таким образом, анализируя, что нарисовано и написано на свитках, дети, работая в группах, с помощью тьюторов узнают о Японии и учатся сами изображать японскую природу, сочинять хокку, оформлять в виде иероглифов.

Урок развития речи, 2 класс, «Театр. Правила поведения в театре».

Приём «Психологический настрой».

- Вы любите праздник? Какие праздники отмечаете с семьёй? Какое настроение у вас возникает во время праздника? Какую одежду надеваете?

Этап «Мотивация к учебной деятельности». Приём «Мозговой штурм».

- Что вы видите на фотографиях? (Предлагается в группах рассмотреть фотографии с изображением разных видов театра – театр оперы и балета (показать пуанты), драматический, кукольный). Таким образом, вводится понятие «театр», виды театра.

- Кто из вас был в театре с семьёй? Какой спектакль смотрели?

Приём «Найди ошибку».

Анализируя каждую ситуацию, представленную актёрами - одноклассниками, дети формулируют правила поведения в театре.

(Например, проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям и скажи: «Извините. Спасибо». Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят другие на свои места, обязательно встань и пропусти. Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта или после представления и т.д.).

Урок математики, 3 класс, «Деление с остатком».

Приём «Психологический настрой».

(Звучит музыка). Подарите друг другу нарисованное в воздухе солнышко, каждый лучик которого – это качество, которое надо проявить по отношению друг к другу, работая в группе, – доброта, внимание, понимание, сосредоточенность, уважение, взаимовыручка. Это солнышко согреет вас, и, если кто – то волнуется, пусть на душе станет спокойно и хорошо.

- Р., я предлагаю вам отправиться в ближайшее время в культурный поход. А куда, вы догадаетесь сами.

У вас на столе лежат карточки с примерами. Решив эти примеры и найдя соответствие букв с полученными результатами, вы расшифруете слова. В каждой из 4 групп, состоящей из 5 человек, – мой помощник - консультант (указать имя) проверяет знания остальных одноклассников. (На протяжении всего урока консультанты помогают в работе. Дети расшифровывают слова (проверяется табличное деление): билет, театр, город, Пенза).

- Куда поедем? (В Пензенский областной драматический театр им.А.В. Луначарского)

- Р., где приобретают билеты на спектакль в театр? (В кассе)

- Р., на доске записаны числовые выражения, посмотрите и назовите «лишнее».

16 : 4           32 : 4            22 : 4       12 : 4          28 : 4

(22 : 4 – это «лишнее» выражение, п. ч. мы не можем 22 разделить на 4, это не табличный случай деления).

Дети анализируют и делают вывод, что одно из выражений не умеют решать.

- Р., у кассира 22 билета, которые нам надо распределить поровну между 4 группами в нашем классе.

(Ученик – консультант каждой группы подходит, берёт количество билетов на свою группу у кассира и раздаёт в группе).

Урок литературного чтения, 3 класс, «Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»».

(учебники закрыты)

- Р., прежде, чем приступим к знакомству с произведением Д. Н. Мамина – Сибиряка, предлагаю вам догадаться, какие герои встретятся, разгадав изографы. (Приложение 2)

Урок литературного чтения, 2 класс, «Творчество М.Ю. Лермонтова».

- Р., что я принесла? (Гусиное перо)

- С творчеством какого выдающегося поэта мы познакомились на прошлом уроке? (С творчеством А.С. Пушкина)

- В каком веке жил поэт? (В XIX веке). Чем писал А.С. Пушкин? (Гусиным пером)

Сегодня мы будем изучать творчество ещё одного выдающегося поэта XIX века, который жил в нашей родной Пензенской губернии.

(перед изучением биографии М.Ю. Лермонтова)

Приём «Верите ли вы, что…»

На столе у вас лежат бумажные перышки, внутри каждого - клеточки: верхний ряд – номера вопросов, нижний ряд – пустые клеточки, будете ставить + или – (ваши предположительные ответы). (Приложение 3)

(Например, верите ли вы, что Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве? Верите ли вы, что поэт рано остался без матери? и т.д.)

Урок русского языка, 4 класс, «Правописание личных окончаний глаголов».

Приём «Психологический настрой».

- Чтобы поднять настроение друг другу, подарите свою улыбку.

- Р., о чём пойдёт речь на уроке, вы узнаете, послушав припев песни из мультфильма «Тимка и Димка».

Дружба крепкая не слома…тся,

Не раскле…тся от дождей и вьюг.

Друг в беде не брос…т, лишнего не спрос…т –

Вот что значит настоящий верный друг!

(О дружбе, о друзьях).

Приём «Собери пословицу». (индивидуальная работа на карточках)

Крепкую, и, топором, дружбу, не разруб…шь.

- Какая незнакомая орфограмма встретилась в этом тексте? (Правописание окончаний глаголов).

- Какие глаголы встретились в припеве этой песни? (Не сломается, не расклеится, не бросит, не спросит). Как правильно написать личные окончания у этих глаголов?

Выстроим алгоритм проверки правописания личных окончаний глаголов.

В этом вам поможет игра «Третий лишний». (Работа в парах).

Карточка № 1.

1 вариант: что делать? что делаем? что сделать? (Лишний – что делаем?, так как это вопрос глагола 1 – го л., мн.ч., а остальные – вопросы глагола неопределённой формы).

2 вариант: что делаешь? что делают? что сделают? (Лишний – что делаешь?, так как это вопрос глагола 2 – го л., ед.ч., а остальные – вопросы глагола 3 – го л., мн.ч.).

Прикрепляются эти вопросы на доску.

- Р., что можно определить у глагола, когда задаём эти вопросы? (Можно определить спряжение глагола).

Дети формулируют правило и выстраивают алгоритм. Затем доказывают вместе, как пишутся глаголы из припева песни. (Фронтальная работа)

Пример. Не слома…тся – н.ф. – не сломаться (заканчивается на – ать - ся (постфикс)), 3 – е л., мн.ч. - не сломаются – окончание - ют, значит, I спр.

Урок математики, 1 класс, «Присчитывание по 2».

Решив примеры и найдя соответствие букв с полученными результатами, вы расшифруете слова. Дети расшифровывают слова (проверяется сложение в пределах 10): завтракать, столовая, школьная.

- Р., кому нравится завтракать в школьной столовой?

- Как мы строимся, когда идём в школьную столовую? (Парами – по 2).

- Как легче считать, присчитывая по 1 или по 2? (По 2)

- Чему будем учиться? (Присчитывать по 2).

Выходят дети 1 ряда, становятся парами, а дети 2 и 3 ряда считают их по 2, затем ряды меняются.

Интегрированный урок технологии и окружающего мира, 2 класс, «Работа с пластилином», «Космос».

Ученик – тьютор (наставник) обращается к своим одноклассникам: «Вам нравится смотреть мультфильмы? Кто может мне помочь создать пластилиновый мультфильм?»

Цель работы: раскрыть секреты мультипликации, создать свой мультфильм, используя пластилиновую анимацию посредством цифрового фотоаппарата и компьютерной программы.

Приём «Поиск информации».

Ученик - тьютор распределяет между ребятами задания по группам: 1 группа – понятие «мультипликация», 2 группа - краткая история мультипликации, 3 группа – классификация мультипликационных фильмов.

Далее решили, используя творческие работы 29 учащихся, снимать познавательный мультфильм об устройстве нашей планетарной системы и обозначили самые главные современные задачи космонавтики, а потом пофантазировали о полете человека на Марс. Это и стало сценарием будущего мультфильма.

Главное помнить, что обучение должно быть направлено на развитие, прежде всего, индивидуальной, самостоятельной, познавательной, творческой личности, умеющей работать в коллективе, находить выход из каждой трудной ситуации, планировать свою работу, для этого надо использовать на уроке разнообразные методы и приёмы, творчески подходить к проведению каждого урока.


















1 Ш.А. Амонашвили «Личностно – гуманная основа педагогического процесса», М., «Университетское», 1990


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.