12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чепелева Ирина Анатольевна60

Учитель начальных классов

МБОУ Катынской СШ

Чепелева Ирина Анатольевна

Как научить детей решать задачи в 1 классе

Если ребенка научить решать задачи по математике с 1 по 4 класс, то дальше ему будет не сложно постигать другие точные предметы и не только в школе. Ведь практически в любой сфере жизни нужны навыки измерений, определений, расчетов, и сделать это без знания математики крайне сложно. Начиная с первых уроков математики, следует донести эту мысль ребятам, чтобы они понимали — задача не живет только на страницах учебника, она входит в повседневную жизнь и влияет на нее.

Способов, как правильно научить ребенка решать и понимать задачи по математике, существует несколько, элементы каждого из них можно применять не только во 2 и 3 классе, но даже в старшем возрасте. Формировать такие навыки необходимо, они во многом повлияют на дальнейшие успехи в учебе. Поскольку знакомство с математикой начинается в начальной школе, то и приобретение навыка справляться с такими головоломками происходит в данный период. Важно понимать, что научившись справляться с математическими заданиями в начальной школе, ребенок сможет успешно овладеть химией, физикой, астрономией и другими предметами в старших классах. Родители просто обязаны помочь своему чаду с математикой в первых классах, поскольку данный вид занятий напрямую связан с четким логическим мышлением, способностью анализировать, делать выводы.

Распространенные ошибки в решении задач

1) беглое чтение условия задачи, которое не позволяет определить, какой именно ответ нужен;

2) неправильное понимание последовательности действий, особенно при поиске нескольких неизвестных;

3)некорректный ответ может быть формальным, когда перепутаны единицы измерения или же неправильно вычисленным.

Рассмотрим варианты работы над простыми задачами, которые всем учителям известны, но не все ими пользуются.

I. Подготовительная работа.

С дочислового периода нужно начинать выполнять практические упражнения по всем видам задач, объясняя полученный результат и выборочно зарисовывать в тетради или в альбоме.

Положите 3 красных кружка, а ниже положите 5 синих кружков. Сколько всего кружков положили?

Положите 6 квадратов, а теперь два уберите. Сколько осталось квадратов?

1.Учим правило «На меньше – делаем вычитание»

У Кати 6 красных шаров, выкладываем 6 красных кружков, и 4 синих, выкладываем внизу 4 синих кружка. На сколько у кати красных шаров больше. Чем синих?

2. Учим правило: «Чтобы сравнить, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего вычесть меньшее?

3. Формирование представления о задаче (в конце изучения чисел в пределах 10)

Вводим понятие «задача» на конкретных примерах. После того как задача составлена, надо выбирать нужное действие. Необходимо разъяснить детям смысл требование «решить задачу». Решить задачу – это значит выбрать и выполнить нужное действие.

4. Непосредственное решение задач с выделением отдельных частей задачи и записью решения.

А) Для краткой записи можно использовать чертежи.

Б) Можно использовать схематические рисунки в виде моделей и чертежи и рисунки дети первое время изображают в черновиках.

В) необходимо научить детей представлять то, о чём говорится в задаче. Для этого на первых порах нужно увидеть (как по телевизору) зайчиков, которые бегают по полянке, птичек на ветке или яблоки в корзинке.

Г) с помощью опорных слов дети пока не смогут записывать задачи, так как им очень трудно выбрать главные слова из текста, но учитель должен использовать такую запись (вывешивая ее на доске) для устного составления и решения задач.

5. Виды работ над простыми задачами.

А) Составить задачу по картинке, по чертежу, по схематическому рисунку, по краткой записи. По опорным словам, по решению.

Б) Составить к данному условию вопрос или к вопросу условие.

В) Изменить вопрос (или условие) так, чтобы задача решалась другим действием.

Г) Читаются задачи, а дети показывают знаки «+» или «-».

Д) Читаются задачи, а дети показывают только ответ или записывают.

Е) Читаются задачи, а дети записывают только решение.

Ё) Решение задача в сравнении (одна решается письменно, другая устно, или ручкой другого цвета вносим изменения в краткую запись задачи, а ниже этим же цветом записываем решение новой задачи.

Ж) Решение задач с недостающими или лишними данными. Задачи такого вида приучают детей внимательнее анализировать содержание.

З) Решение «задач-вопросов». нужно как можно больше решать таких задач, так как они являются подготовкой к решению задач основного типа.

И) Классификация задач.

К) решение задач с неопределёнными данными.

Л) решение логических задач.

II Методика работы над составными задачами в 1 классе

1. Подготовительная работа

А) решение задач-цепочек.

Б) Решение задач с недостающими данными.

В) Решение задач –вопросов.

Г) Решение задач с неопределёнными данными.

Д) Знакомство со скобками.

2. Введение понятия «Составная задача»

К этой теме можно переходить лишь тогда, когда научили детей хорошо решать все виды простых задач.

3. Обучение решению задач путём составления выражения.

Не нужно решать задачу по действиям, а потом пытаться соедить все действия в одно выражение. Нужно научить детей рассуждать отталкивать от вопроса задачи и сразу составлять выражение.

4. Использование чертежей и блок-схем при решении составных задач.

5. Приёмы, способствующие формированию умения решать составные задачи.

А) Из двух простых задач составить одну составную.

Б) Из одной составной выделить несколько простых задач.

В) К условию придумать вопрос, чтобы задача решалась в одно (два) действия.

Г) К условию придумать условие, чтобы задача решалась в одно (два) действия.

Д) Составление задач по рисунку, схеме, чертежу.

Е) Решение задач в сравнении.

Ж) решение задач различными способами.

З) работа по классификации задач.

И) работа с текстом задачи.

К) Решение задач с неопределёнными данными.

Л) Решение логических задач.

Типичные ошибки в решении задач

1Ребенок невнимательно прочитал условие задачи.

Как исправить ошибку. Сразу разберитесь с условием, поможет краткая запись.

 №2 Ребенок допустил ошибку в решении.

Когда в задаче несколько неизвестных, решение затрудняется, требуется выполнить не одно действие, а придумать целую цепочку рассуждений. 

Как исправить ошибку. Для начала определим, каких данных нам не хватает. Решаем по действиям. Находим нужные числа (помним правило: по двум неизвестным находим третье), подставляем их и отвечаем на вопрос задачи.

 №3 Неправильная запись ответа.

Часто ребенок пишет не то пояснение.

Как исправить ошибку.  Нужно внимательно прочитать вопрос задачи. Уяснить раз и навсегда, что ответ начинается с числа, а дальше пишем, что требовалось найти (переписываем формулировку вопроса задачи). 

«Решение задач — это практическое искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь … если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать». (Математик и педагог Д. Пойа).













Литература:

1. Г.А. Лавриненко «Как научить детей решать задачи»- Саратов Издательство «Лицей» , 2000 г.

2. Интернет-ресурсы

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2020/05/18/kak-nauchit-reshat-zadachi-po-matematike-v






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.