12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Евгения75 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Как научить обучающихся высказывать свои мысли, используя тексты «новой природы»?
Как научить обучающихся высказывать свои мысли, используя тексты «новой природы»?
Речь состоит из слов. Слова идут друг за другом. Получается поезд, где все слова, как вагончики, идут друг за другом.
Наши же мысли не линейны. Возможно, мы хотим рассказать о красивом городе.
В нашей голове могут быть образы домов, звуки улиц, непременно, и слова тоже. В нашей голове все это находится сразу. Клубок идей. Переплетение образов.
Речевое общение в жизни играет важную роль. От умения правильно и грамотно выразить свою мысль зависит успешность в личной жизни, на работе, в значимых для человека ситуациях общения.
Думаю, многие школьники испытывают трудности в том, чтобы перевести мысль в речь. Поэтому целесообразно на уроках уделять больше внимания на оформление речи как устной, так и письменной.
При этом учитывать особенности мышления подростков – клиповое мышление.
Ведь если мы хотим привести детей к своим текстам, научить их читать книги, жить в общении с подлинной культурой, нам необходимо понять жизнь текстов "новой природы" и использовать это понимание для развития читательской грамотности учащихся.
Наши педагоги совместно с учениками составляют тексты «новой природы»: опорные конспекты, ментальные карты, облако слов, презентации, составление кроссвордов, инфографика; используют их возможности на уроке. На своих же уроках решила применить обратный порядок: научить учащихся интерпретировать тексты «новой природы» в линейный текст, ставя цель развитие письменной и устной речи, тем более что в математике как раз изобилие таких текстов.
Учителя математики используют методические пособия по предмету, в которых предлагаются задания в виде готовых чертежей (особенно геометрические задачи) и схемы, диаграммы и графики.
При решении такого рода заданий не следует торопиться получить ответ на поставленный вопрос. Целесообразно предложить учащимся восстановить текст к чертежу (если это геометрическая задача) или к схеме (если это текстовая задача) или продумать вопросы, которые можно задать к диаграмме и графику.
Данная форма работы на уроке очень хорошо развивает воображение, мышление, а также речь учащихся. Плоды такой работы непременно проявятся на результатах устного экзамена по русскому языку.
В начале изучения новой темы, появляется необходимость ввода новых понятий. Эти понятия школьники будут использовать на протяжении изучения всего курса математики, поэтому, следует стремиться, на высоком уровне отработать вновь введенные понятия и определения к ним.
Стоит задуматься над высказываниями, приведенными ниже.
Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление.
Паскаль Блез
Люди запутываются в массе лишних слов.
М. Горький
Во-первых, при введении нового понятия даю учащимся понять, что в определении нет лишних слов, каждое слово несет определенный смысл, поэтому на начальном этапе использую прием "собери определение или формулировку" (здесь задействованы и органы зрения, и органы осязания, и мыслительные процессы).
Или составляю привычный всем кроссворд, в котором по определениям школьники узнают изучаемые понятия.
С помощью кроссворда можно ввести и новое понятие.
Например, перед изучением темы «Векторы» в 9 классе осуществляю повторение курса геометрии 7 и 8 классов, с помощью кроссворда ввожу понятие «вектора», выделив его ключевым словом. Разгадав ключевое слово, с целью получить представление о том, какой информацией владеют учащиеся по данному понятию, предлагаю учащимся составить ряд предложений, фраз или ассоциаций, связанных с этим словом и записать мысли на отдельном листке.
По полученными записям, возможно составить коллаж, либо облако слов с помощью сайта «Фабрики сетевых проектов» или приклеить листочки с ассоциациями на ватман, на котором данное ключевое слово уже красиво написано.
* если это предложения, то обучающиеся зачитывают их и расставляют в таком порядке, чтобы получился текст со смыслом;
На конечном этапе предлагаю иной кроссворд: слова стоят на своих местах, а вот определения ученики должны сформулировать самостоятельно, работая в группах. Поскольку в группах обычно находятся обучающиеся разного уровня подготовки, то определения будут сформулированы более полно. Однако не исключается возможность проведения математического диктанта.
С целью побудить обучающихся проговаривать понятия, например, по теме «Функции» и учиться связывать их между собой, предлагаем на уроке готовое облако слов, опираясь на которое школьники успешно формулируют собственные высказывания по изучаемому материалу.
На ряду с описанными формами работы, учащиеся получают творческие домашние задания: например, зашифровать любым способом изученные понятия. Периодически выбираются обучающиеся, которым предлагается составить самостоятельно коллаж или облако слов, ребусы или схемы, опорные конспекты или кроссворд к определенному уроку. Затем происходит презентация работ классу для совместных рассуждений.
Рекомендуем обсуждать с обучающимися высказывания ученых математиков о математике и не только о ней, которые могут служить как эпиграфом к уроку, так и использоваться в контексте преподаваемого материала. Учащиеся, используя свой жизненный опыт, пробуют развернуть данное высказывание в эссе. Или предложить обучающимся схему, с помощью которой они смогут благополучно написать эссэ на заданную тему.
В любом из предложенных способов работы обучающиеся вынуждены проговаривать или записывать свои мысли, и, уверена, что это умение положительно отразится на развитии их устной и письменной речи.