12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сюзанна Закарян62

Сегодня существует тенденция занимать свободное время детей сполна: до школы ребенок спешит на плавание или волейбол, а после – в музыкальную школу или на шахматы. Развитие интересов ребенка, по мнению многих современных родителей – важная составляющая социализации, поиска себя и предупреждения возможных бед, среди которых – увлечение запрещенными веществами. Эксперты общероссийской общественной организации «Общее дело» в рамках исследования «Изучение эффективности профилактической деятельности в области профилактики употребления ПАВ среди несовершеннолетних в условиях образовательных организаций» выяснили, как связаны досуг молодежи и риски употребления психоактивных веществ (ПАВ), и что об этом думают сами подростки.

Отсутствие хобби – это возможный путь к ПАВ  

По оценкам экспертов общероссийской общественной организации «Общее дело», организация досуга молодежи – важная составляющая профилактики употребления ПАВ. В некоторых семьях до сих пор существует большая проблема – родители не заинтересованы в том, где и как ребенок проводит свободное время, что является риском влечения к опасным веществам. Подростки Московской области рассказали «Общему делу», как организован их досуг.

Из 409 школьников 8-10 классов треть опрошенных отметила, что родители или не знают, где и с кем школьники проводят свободное время, или затрудняются ответить на этот вопрос. Вариант «да, родители знают, как я провожу свободное время» был отмечен большей частью ребят, однако часть высказавшихся неутешительно подростков не может не тревожить.

Притом, по мнению самих подростков, именно семья в процессе воспитания должна заниматься организацией досуга и развивать интересы ребенка: на это указала половина опрошенных.  Любопытно также и то, что подростки сами связывают употребление запрещенных веществ и организацию досуга. Именно отсутствие интересов и дела «по душе» школьники называют причиной проб ПАВ и зависимости от них.

Что делать, если у ребенка нет интересов?

Педагоги школ Московской области не дают усомниться: по  их мнению, развитие интересов ребенка – это устойчивая основа любой профилактики, а формирование здоровых форм и практик досуговой деятельности у детей и подростков – традиционно правильный подход, который работает и в нынешних условиях.

Однако детей, не посещающих никакие занятия кроме школьных уроков, немало. Опрос «Общего дела» показал – из 409 ответивших ребят 159 не имеют серьёзных увлечений.

Но как быть, если и ребенку, и родителям сложно выбрать секцию или кружок для организации свободного времени ребенка, например, по причине высокой трудовой занятости взрослых или кризисов возраста школьника? Для решения этого вопроса педагоги советуют обратить внимание на молодежные движения и инициативы, пришкольные организации и клубы по интересам.

Сами школьники этому не противятся. Они отмечают, что молодежные движения и клубы – это интересный механизм, который мог бы помочь снизить риски проб психоактивных веществ. К тому же, пришкольные клубы и кружки – это экономия времени и сил на дорогу, а также комфортная знакомая обстановка.

Несмотря на то, что подростков, не занятых где-либо в свободное от школы время, немало, потребность в общении у них огромна. В свободное время, как рассказали школьники, они любят гулять с друзьями, общаться в социальных сетях и смотреть кинофильмы. По мнению педагогов, это указывает на готовность и желание подростков обмениваться мнениями и самовыражаться, а значит, такую потребность можно трансформировать в продуктивное увлечение.

Эксперты «Общего дела» уверены, досуг ребенка – это средство защиты от проб опасных веществ. И здесь важно системно организовать свободное время как внутри семьи: например, это могут быть выезды на природу, совместный просмотр фильмов, активный отдых и многое другое, так и прислушаться к потребностям и склонностям ребенка и помочь реализовать его интересы вне дома и школы.

Такие средовые характеристики, как досуг и свободное время подростков, всегда способствуют формированию привычек. Вовремя заметить и поддержать увлечения ребенка – значит сделать верный шаг не только к приобщению к спорту или культуре, но и оградить ребенка от потребности заполнить свободное время и эмоциональную пустоту влечением к табаку, алкоголю и наркотикам.  


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.